ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Мирополитические аспекты климатического регулирования

16:06 15.03.2022 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

REUTERS/Phil Nob

В начале 2022 года был опубликован аналитический доклад МГИМО МИД России «Климатическое регулирование в контексте решений конференции в Глазго: мирополитические аспекты». Подробной информацией о докладе и мыслями о климатическом регулировании поделилась с журналом «Международная жизнь» профессор, доктор политических наук, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой мировых политических процессов МГИМО МИД России Марина Лебедева.

 

Журнал «Международная жизнь»: Марина Михайловна, в начале 2022 года был опубликован аналитический доклад МГИМО МИД России «Климатическое регулирование в контексте решений конференции в Глазго: мирополитические аспекты», Вы могли бы рассказать, пожалуйста, в связи с чем возникла идея его составить?

Марина Лебедева: В Глазго с 31 октября по 12 ноября 2021 года прошла Конференция ООН по изменению климата 2021. В ней приняли участие представители почти 200 государств. Проблема изменения климата – одна из острейших глобальных проблем, поскольку изменение климата влияет на все стороны жизни на Земле и, очевидно, что решение этой проблемы возможно только совместными усилиями. Нельзя изменить климат в одной отдельно взятой стране или в каком-то регионе. Правда, интенсивность изменений в разных частях земного шара неравномерна: некоторые регионы страдают в большей степени, другие – в меньшей. Но страдают все. Возможности противостоять этим изменениям у разных государств также различны. Тем не менее, проблема остается общей, охватывает все государства и поэтому является глобальной.

По результатам конференции было опубликовано немало материалов, как научного, так и публицистического характера. Но основной акцент в этих публикациях был сделан на экологические, экономические, финансовые вопросы. Мы решили посмотреть на проблему, прежде всего, с точки зрения мировой политики. Так появился этот доклад. В этом его отличие от многих материалов, вышедшим по итогам конференции в Глазго.

 

Журнал «Международная жизнь»: На Ваш взгляд, в чем заключается основная сложность в глобальном климатическом регулировании?  

Марина Лебедева: Вряд ли можно говорить об основной сложности глобального экологического регулирования. Проблема состоит как раз в том, что сложностей много. Много факторов, а также интересов различных участников, которые необходимо учитывать при анализе проблем изменения климата: какова роль природных факторов и каких, что вносит в этот процесс человек, как влияет экономическое развитие на изменение климата и как климат влияет на развитие экономики, в чём интересы тех или иных государств и т.п. Эти и многие другие вопросы, связанные с экономикой, экологией, географией и другими научными дисциплинами, сегодня интенсивно обсуждаются. Дискуссии обусловлены именно сложностью вопроса. Однако при этом нередко можно наблюдать политизацию таких обсуждений, т.е. «перевода» неполитических факторов в политические в целях реализации собственных интересов. На самом же деле необходим анализ проблемы изменения климата, в том числе, именно с точки зрения мировой политики. Мы при написании доклада сосредоточились именно на этом аспекте, выделив в нём интересы различных участников, точнее наиболее активных, влиятельных и заинтересованных участников мировой политики, иными словами - акторов.

 

Журнал «Международная жизнь»: На Ваш взгляд, в какой мере содержание Климатического пакта адекватно масштабу задач, стоящих перед международным сообществом в сфере борьбы с изменением климата?

Марина Лебедева: Климатический пакт Глазго (Glasgow Climate Pact) подтвердил цель, намеченную Парижским соглашением 2015 года, об «удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С». При этом, как отмечается в представленном докладе МГИМО, участники Конференции в Глазго дополнительно зафиксировали решение «предпринять усилия для ограничения прироста средней температуры до 1,5°С (ст.22 Климатического пакта)».

В то же время в Климатическом пакте Глазго содержатся лишенные обязательной силы формулировки о необходимости достижения нулевого уровня чистой эмиссии парниковых газов на глобальном и национальном уровне «примерно в середине» текущего столетия (ст. 22 и 32 Климатического пакта).

На конференции в Глазго была затронута проблема углеводородов. И здесь стороны, как отмечается в докладе, пришли к компромиссным решениям «между представителями экономически развитых стран, изначально предлагавших «ускорить процесс отмены использования угля и субсидий», и группой развивающихся стран, от имени которых наиболее активно выступали Индия и КНР. В итоговой формулировке статьи фигурирует слово «сократить» (phase-down), а не «прекратить» (phase-out) использование угля и субсидий. При этом в случае угольной энергетики речь стала идти о сокращении использования угля только в том случае, если оно не сопровождается применением технологий улавливания и захоронения углекислого газа, а в случае субсидий на производство и использование ископаемого топлива – только о «неэффективных» субсидиях, причем критерии «эффективности» в тексте документа не определены».

 

Журнал «Международная жизнь»: Действительно ли мировое лидерство в борьбе с изменением климата способно стать залогом повышения конкурентоспособности экономики, а также предпосылкой успешного реагирования на вызовы безопасности?

Марина Лебедева: Думаю, что да. Хорошим примером в этом отношении является Китай, доля которого в энергетике государства значительна и превышает 50%. Изменение климата и экология сильно влияют на экономику Китая, создавая угрозы сельскому хозяйству, здоровью людей. В результате Китай очень внимательнее стал относиться к этим вопросам. Например, он принял решение к 2025 году о сокращении использования угля в энергетике.

Надо отметить, что проблемы экологии и климата возникли не сегодня и даже не вчера. Начиная со второй половины прошлого столетия, они начинают ставиться всё активнее. Примечательно, что в Целях устойчивого развития, принятых в 2015 году на Генеральной ассамблее ООН, указана борьба с изменением климата. Еще один шаг в плане климата и развития экономики был сделан в связи с введением принципов ESG, которые подразумевают не только экологические нормы (environmental), но и ориентацию на социальные (social) и управленческие (governance) вопросы.

 

Журнал «Международная жизнь»: Всегда ли выбор сферы приложения международных усилий в сфере климатического регулирования диктуется экономическими интересами государств?

Марина Лебедева: Конечно, не всегда экономическими интересами диктуется внимание к климату и экологии. Нередко на первый план выступают политические цели. Например, к вопросам изменения климата и экологии апеллируют партии «зеленых» в разных странах в борьбе за власть.

Если говорить об экономических интересах, то они неоднородны и могут быть различны у разных акторов. Так, очевидно, что угольные компании заинтересованы в дальнейшем развитии своей отрасли, в то время как, например, фармацевтические компании, которым требуются определенные растительные компоненты, ориентированы на то, чтобы они не исчезли в связи с изменением климата. И все же в целом представители ответственного бизнеса с пониманием относятся к проблеме изменения климата и направляют свою деятельность на снижение выбросов, в том числе путем создания и внедрения новых технологий.

 

Журнал «Международная жизнь»: Какие субъекты помимо государств участвуют в климатической политике? В чем заключается их роль и какое значение они имеют? Почему они в этом заинтересованы?

Марина Лебедева: Роль различных субъектов или акторов (т.е. наиболее активных, заинтересованных и влиятельных субъектов) стала центральным фокусом доклада, подготовленного в МГИМО «Климатическое регулирование в контексте решений конференции в Глазго: мирополитические аспекты». Надо сказать, что это необычный ракурс рассмотрения проблемы изменения климата, и в этом особенность данного доклада. Дело в том, что очень важно понимать исходные позиции как государств, так и негосударственных акторов. Негосударственные акторы активно лоббируют свои интересы, как на национальном, так и на наднациональном уровне. Важно соотнести все интересы с тем, чтобы сделать прогнозы относительно дальнейших шагов в области климатического регулирования, а также сформулировать позицию России и стратегию её реализации. В докладе МГИМО анализ участников и их интересов выходит за рамки Конференции в Глазго. Такой подход даёт возможность определить, какие дальнейшие шаги и кем могут быть предприняты, как будут реализовываться решения Климатический пакт Глазго, какие здесь могут возникнуть проблемы.

Авторы доклада МГИМО рассмотрели документы, заявления, высказывания и т.п. Европейского союза, США, Великобритании, Японии и других экономически развитых государств, а также стран БРИКС, АСЕАН, Латинской Америки. Отдельное внимание было обращено на государства постсоветского пространства.

Проблема изменения климата непосредственно связана с деятельностью городов, в которых сегодня проживает более 50% населения земного шара. Города лоббирует свои интересы на национальном уровне, а в связи с возросшей международной активностью – и на международном. В Глазго приняли участие мэры 18 городов мира. К ним специально обратился Генеральный секретарь ООН А. Гуттереш.

В докладе отмечается, что «представители неправительственных организаций (НПО), экоактивисты, влиятельные деятели культуры, науки и бизнеса регулярно обращают внимание на мирополитическое измерение данной проблемы. В центре их внимания традиционно находятся следующие возможные виды воздействия изменения климата на мировую политику:

1) увеличение неравенства между развитыми и развивающимися странами;

2) ухудшение ситуации с обеспечением базовых прав человека;

3) обострение проблем голода и бедности;

4) угрозы для политической стабильности и глобальной безопасности;

5) негативное влияние на здоровье человека;

6) разрушение объектов культурного и природного наследия.»

И, если деятельность экологических НПО в отношении изменения климата в целом хорошо известна, то отношение других негосударственных акторов к проблеме изменения климата менее знакома. Вместе с тем, например, «Врачи без границ» и ряда других неправительственных организаций обращают внимание на связь изменения климата с проблемами голода и бедности.

 

Журнал «Международная жизнь»: Какие форматы взаимодействия лучше и эффективнее для обсуждения климатических и иных «зеленых» инициатив?

Марина Лебедева: Поскольку участников так или иначе заинтересованных в вопросах изменения климата много, причем они очень разные, с разными интересами и возможностями оказывать влияние, то и платформ, на которых должны обсуждаться эти вопросы, должно быть много, причем разнообразных. Это должно помочь участникам, во-первых, «услышать друг друга», понять аргументацию оппонентов, а, во-вторых, на этих площадках попробовать сблизить позиции.

 

Журнал «Международная жизнь»: Что является отличительной чертой климатической политики России? Как России необходимо позиционировать себя в сфере климатического регулирования? С помощью чего Российская Федерация способна снизить риски реализации климатических инициатив?

Марина Лебедева: Россия занимает ведущие позиции в мире по добыче, использованию и экспорту углеводородов. Но одновременно Россия обладает огромными лесными массивами способными поглощать СО2.

В докладе, подготовленном в МГИМО, отмечается, что деятельность, направленная на так называемый «климатический скептицизм», не принесет успеха, несмотря на то, что ряд стран, в частности Индия, могли бы поддержать Россию в этом направлении. Также не стоит ожидать существенного финансирования со стороны западных стран российских проектов по снижению выбросов СО2. Например, ЕС исключил возможность снижения обязательств России по климату в виду способности российских лесов поглощать СО2. В этих условиях в докладе предлагается формирование ситуативных коалиций с различными субъектами мировой политики, чьи интересы в конкретных вопросах полностью или частично совпадают с интересами Российской Федерации. Называется, по крайней мере, возможности четырёх таких коалиций. К этому стоит добавить, что особое внимание необходимо обратить на принципы ESG и их внедрение в российскую практику, в том числе путём разъяснения на различных уровнях их сути.

 

Журнал «Международная жизнь»: Марина Михайловна, спасибо Вам большое за интересную беседу. Я желаю Вам успехов во всех ваших проектах.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати