В русском обществе накануне освободительной войны на Балканах 1877-78 гг. не все было так просто в плане единства мнений о ее необходимости.
Надо сказать, что сам канцлер А.М. Горчаков, приложивший огромные усилия и недюжинный талант к «сосредоточению России», сомневался и не скрывал своих сомнений от Александра Второго. А ведь к этому времени Россия практически свела на нет все ограничения, наложенные на нее Парижским трактатом по итогам Крымской войны. Среди них важнейшим для будущего театра военных действий был запрет на право иметь военный флот в Черном море.
Однако, поддержка решительных мер в пользу помощи православным народам Балкан в массе простого народа была столь очевидной, что решение в пользу войны было принято. Примечательно, что победоносный характер войны не был гарантирован и пугал часть элиты, опасавшейся большой европейской войны.
Известный подвижник Святитель Феофан Затворник оставил в своих письмах любопытный психологический портрет того времени. 1877 год, в его келье на столе карты военных действий. Своим корреспондентам он пишет следующее: «Все такие мысли прямо ведут к решению: хочешь, не хочешь, — а ступай воевать, мать Русь Православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестию, и пред историею будем оправданы, что сделали своё дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям, и воевать не станем, нам будет и пред собою стыдно, и пред другими, и пред историею, и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падёт Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны.
Но ведь народа у нас достанет, и деньжонок пособерём по грошику, и генералы найдутся. Чего же тут трусить? у турок конечно будет множество англичан, поляков и других уродов. Но все же…
...Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, не мало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с "высшими взглядами"; но и это всё грошёвый народ...»
Их прозвать надобно башибузуками за то, что, не желая войны, желают братьям нашим оставаться в сложившемся положении, а это - то же, что оставлять их под тиранством башибузуков».
Один из блогерв дал разъяснение: «Само слово «башибузук» буквально переводится как «с неисправной головой», то есть «отморозок».
За несколько десятилетий до Русско-турецкой войны кризис, вызванный событиями во Франции и Бельгии (1830 г.), угрожал не только распадом Священного союза, но и большой войной в Европе. В это время Император Николай Первый пишет своему специальному посланнику фельдмаршалу Дибичу в Берлине: « Я более, чем когда-либо, убежден, что если есть еще средство предотвратить войну, то оно состоит в том, чтобы показать якобинцам всех стран: их нисколько не боятся, повсюду стоят под ружьем, и если даже в своих неисповедимых путях Провидение решило, что мы должны погибнуть, - мы погибнем с честью, на самой бреши. Таково мое чувство вот уже пять лет, таким оно останется всю мою жизнь; я желал бы передать этот взгляд повсюду и всем; пока же исполним наш долг».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs