ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Конституция Японии: «игра престолов»

12:59 18.02.2022 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России

Правящая Либерально-демократическая партия Японии (ЛДП) дала старт агитационной кампании по внесению поправок в Конституцию страны. 6 февраля специальный штаб ЛДП по пересмотру Основного закона провел собрание в префектуре Гифу и планирует организовать подобные мероприятия во всех префектурах страны до летних выборов в верхнюю палату парламента (Палата советников)[1]. Для запуска процесса пересмотра Конституции Японии ЛДП необходима поддержка квалифицированного большинства (две трети депутатов) от общего числа представителей обеих палат, и далее - проведение общенационального референдума. Законопроект об общенациональном референдуме был внесён в парламент ещё в 2018 г., его обсуждение проходило с большим трудом. В июне 2021 г. оппозиция согласилась его одобрить при условии последующего принятия законодательных ограничений на агитационную деятельность за пересмотр Конституции, например, через СМИ и интернет[2]. Однако, правящая партия, как мы видим, решила максимально задействовать другие способы агитации.

Председатель штаба Кэйдзи Фуруя, выступая в Гифу, раскритиковал Конституционно-демократическую партию (КДП) - главную оппозиционную силу в парламенте страны, за уклончивую позицию по вопросу внесения изменений в Конституцию[3]. Впрочем, оппозиционной «силой» эту партию можно считать с большой натяжкой с учётом ее слабых результатов на состоявшихся осенью выборах в нижнюю палату.

Вместе с тем, на последних парламентских выборах добилась заметных успехов партия «Общество обновления Японии», увеличившая своё представительство с 11 до 41 мандата. «Общество обновления Японии» считает себя партией центристского типа и в целом поддерживает идею конституционной реформы. Своё видение новой конституции есть и у небольшой «Демократической партии для народа», также прошедшей в нижнюю палату (11 мест).

Здесь стоит уточнить, что планы по пересмотру конституции Японии вызывают пристальный интерес и за пределами этой страны, основное внимание при этом фокусируется на ситуации вокруг «антивоенной» девятой статьи. При этом повестка, связанная с конституционной реформой, является более широкой. В неё, помимо «легализации» Сил самообороны, входят вопросы реформирования местного самоуправления, доступа к образованию, защиты окружающей среды и др. Актуализация идеи конституционной реформы связана и с выявившимися в последнее время недостатками в системе реагирования на чрезвычайные ситуации. Хотя Япония довольно успешно справляется с пандемией, проявившиеся при этом проблемы институционального характера дали новые аргументы сторонникам реформы. Например, обсуждается внесение в проект новой Конституции возможности переноса парламентских выборов во время чрезвычайных ситуаций.

Но в любом случае, пересмотр «пацифистской» девятой статьи Конституции является ключевой и наиболее резонансной частью пакета «конституционной реформы». Можно утверждать, что несколько строчек из действующей Конституции превратились ещё в эпоху холодной войны в значимый элемент регионального статус-кво. И в самой Японии многие считают их «визитной карточкой» японского взгляда на послевоенную мировую политику. Кроме того, эта статья позволяла Токио, когда ему это было выгодно, сохранять определенную дистанцию в отношениях с Вашингтоном. Для японского общества ситуация вокруг девятой статьи является очень чувствительной также и из-за опасений потери гражданского контроля над действиями военных структур, что связано с памятью о японском милитаризме. Впрочем, антивоенные митинги и другие мероприятия всё больше становятся уделом представителей старших поколений японцев. В соцсетях всё чаще можно увидеть призывы молодых японцев к тому, чтобы их страна обзавелась мощной «нормальной» армией, что, по их мнению, могло бы посодействовать и решению проблем в отношениях с соседями.

К слову, внешний резонанс могли бы вызвать и планы изменения конституционного статуса императора. Японский монарх, в отличие, например, от своих европейских «коллег», не является даже формально главой государства, его роль - быть символом государства и единства народа. Рядовые японцы не видят здесь никаких проблем, однако ранее подобные идеи уже не раз обсуждались японскими консерваторами. Эта тема крайне чувствительна для региональных соседей Японии, считающих, что в своё время императорский дом Японии ушёл от ответственности за преступления милитаристов.

Выборы в верхнюю палату должны состояться в этом году. Что касается нижней палаты, то здесь для запуска процесса изменения Конституции требуется согласие 310 депутатов. ЛДП и её партнёр по коалиции партия Комэйто получили 294 места. Недостающие голоса придётся просить у «центристов». Однако, позиции центристов (партия «Общество обновления Японии», «Демократическая партия для народа») и ЛДП здесь совпадают лишь частично.

Партия «Общество обновления Японии» выступает за расширение доступности образования и финансовую децентрализацию. «Демократическая партия для народа», являющаяся, по сути, «осколком» ранее существовавшей более крупной одноимённой партии, акцентирует внимание на учреждении Конституционного суда и деятельности государственных институтов в условиях чрезвычайных ситуаций. Предложения ЛДП включают в себя «легализацию» Сил самообороны, расширение бесплатного образования, вопросы реагирования на чрезвычайные ситуации, изменения в системе избирательных округов[4]. Последние опросы общественного мнения показывают, что японские избиратели в принципе не против конституционной реформы, однако, с большой осторожностью относятся к корректировке все той же «антивоенной» статьи[5]. Что касается возможного голосования в парламенте, то у ЛДП есть определённые шансы рассчитывать на кооперацию, прежде всего, с партией «Общество обновления Японии».

Эта партия, возникшая в Осаке примерно десятилетие назад, сделала ставку на активное участие в политике на муниципальном уровне, весьма в этом преуспев. Её лидером является мэр Осаки Итиро Мацуо. Одно время партией руководил эпатажный политик и публицист Синтаро Исихара, придерживающийся крайне националистических взглядов. Впрочем, «Общество обновления Японии» он давно покинул, посчитав его склонным к конформизму. В 2019 г. партия исключила из своего состава одного из депутатов нижней палаты за его высказывания о военном способе возвращения Южных Курил, опасаясь конфликта с премьером С. Абэ[6].

Постепенно популярность партии стала распространяться по всему региону Кансай, промышленному «сердцу» Японии, и далее по стране. В 2021 г. на выборах в нижнюю палату её представители побеждали даже партийных боссов из «старой гвардии» ЛДП.

При этом оппоненты партии «Общество обновления Японии» считают её структурой вождистского типа, не имеющей политических принципов. В январе видный оппозиционный политик Наото Кан, занимавший должность премьер-министра во времена Фукусимской трагедии, даже написал в твитерре, что красноречие политиков «Общества обновления Японии» напоминает ему о том, как Гитлер после Первой мировой войны шёл к власти во многом благодаря своей демагогии. Это ожидаемо закончилось скандалом - «гневной отповедью» от руководства «Общества обновления Японии» и требованием извинений[7].

Существует мнение, что этой, как ее окрестили в Японии, «партии пустых обещаний» для закрепления электорального успеха придётся идти на ситуативные коалиции с ЛДП, в том числе, и по девятой статье Конституции, пытаясь при этом «выгодно себя продавать». Однако, этим двум партиям ещё предстоит борьба и за верхнюю палату. Вполне вероятно, считают эксперты, что резкий старт агитационной кампании ЛДП по конституционной реформе связан ещё и с желанием отбить голоса консервативной части избирателей у «Общества обновления Японии» на предстоящих выборах. Вот такая «игра престолов» на японский манер.

Японские ястребы и ранее неоднократно пытались пересмотреть девятую статью, но сталкивались с последовательным сопротивлением оппозиционных политических сил. Вязкость и слабость нынешней японской парламентской оппозиции может дать нынешним правящим кругам новые возможности для того, чтобы протащить это решение. Но это будет «игра вдолгую», и это вряд ли поспособствует реализации имеющихся у Токио надежд на разрешение проблем в отношениях с соседними странами. Помимо этого изменение девятой статьи без сомнения вызовет ответную негативную реакцию со стороны региональных соседей, включая Китай и Россию.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати