Черноморский регион – по-прежнему остается объектом внешнеполитической экспансии Бухареста. В своё время президент Румынии Траян Басэску изложил это так: "Черноморский регион не должен быть границей, отделяющей демократическую и процветающую часть европейского континента от других. Если географически регион является частью европейской конфигурации, то же самое верно с политической и экономической точки зрения".
Отсутствие границ, о котором говорил Басэску - политический эвфемизм, означающий непризнание Румынией (члена НАТО) устоявшегося баланса сил в регионе и намерение перекроить его, что называется, под себя. Для нейтрализации большинства существующих вызовов в черноморском регионе надо иметь "больше Европы" в Чёрном море, заявлял министр иностранных дел Румынии Кристиан Диаконеску. Он же указывал на важность стратегического сотрудничества Румынии с Турцией как влиятельной черноморской державой.
Румыния мыслит себя государством, расположенным на условном перекрестье между Евразией, Ближним Востоком, Западной Европой и Северным Ледовитым океаном. Приписываемое Румынии центральное положение заставляет её претендовать на роль регионального лидера. Но для упрочения этой роли Румыния нуждается в уверенном контроле над Черноморьем. Не имея шансов на успех, действуя в регионе в одиночку, Бухарест привлекает в качестве союзников Польшу и Турцию.
Польша нужна как антироссийский плацдарм на балтийском направлении, Турция - на черноморском. Анкара благожелательно относится к сотрудничеству с румынской стороной. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на встрече с коллегами из Румынии и Польши назвал Чёрное море "общим домом" для народов этих стран (1). Каждая из этих стран стремится вернуться к ситуации прошлых веков, когда Речь Посполитая простиралась от Балтики до Чёрного моря, а Османская империя контролировала пространство от Закавказья и Чёрного моря до Ближнего Востока. В 2015 г. Центр международных и европейских исследований (Турция) в аналитическом бюллетене Neighbourhood Policy Paper обозначил турецко-румынско-польский союз как находящийся in statu nascendi - в фазе роста (2). С тех пор участники не прекращают дипломатических усилий для достижения своих целей.
Турция позиционирует себя как одновременно европейское, евразийское и ближневосточное государство. Это предуготавливает сближение черноморской политики Анкары и Бухареста, поскольку через Чёрное море Турция и Румыния получают доступ к Закавказью и Каспийскому региону. Бухарест мечтает о превращении порта Констанца в перевалочный пункт энергопродуктов из Средней Азии и соединении нефтепроводом Констанцы с итальянским Триестом. Это сулит Румынии превращение в поставщика каспийских энергоресурсов в Западную Европу и солидную прибыль в твёрдой валюте.
Турции в румынских планах отводится функция "помоста" между Бухарестом и постсоветской Средней Азией. В этом контексте ослабление турецкого влияния в Средней Азии Бухарест оценивает как нежелательное. Вот почему ввод миротворческого континента ОДКБ в Казахстан румынская пресса освещала в русофобских тонах, называя уличные беспорядки восстанием, а ввод миротворцев оккупацией, угрожающей жизням 40 тыс. казахстанских румын. Именно столько молдаван насчитал в Казахстане Бухарест и оптом записал их в румын (3).
Формат сотрудничества с Анкарой в Черноморском регионе Румыния обозначает как "региональное совладетельство" (regional co-ownership), а саму Анкару как незаменимого союзника для обеспечения региональной стабильности. Выглядит так, будто Бухарест и Анкара решили поделить Чёрное море на двоих. Территориально Турция простирается полукольцом вдоль южного отрезка черноморского побережья от Балкан до Закавказья. Румынская часть черноморского побережья гораздо меньше, посему Румыния старается компенсировать это распространением своего влияния на Молдавию и Украину вплоть до акватории Азовского моря.
Воссоединение Крыма с Россией в результате народного волеизъявления спутало румынским стратегам карты. Полуостров словно вторгается в отведённую румынскими стратегами зону влияния Румынии и разрывает условную линию румынского контроля вдоль украинской части черноморского побережья, не позволяя ей дотянуться до Азовского моря. Таким образом, дополнить турецкое полукольцо вдоль южного побережья Чёрного моря румынским полукольцом вдоль его северного побережья у Бухареста не получается.
Большинство замороженных конфликтов на постсоветском пространстве территориально прилегают к региону Чёрного моря - Приднестровье, Донбасс, Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах. Анкара претендует на ведущее участие (дипломатическое либо военное) во всех из них. Опекает в Молдавии тюрок-гагаузов, включает Донбасс, Южную Осетию и Абхазию (вместе с Грузией) в зону своих исторических интересов и т.д. Не нужно быть великим стратегом, чтобы понять, насколько выгодно Румынии вновь воспламенить эти конфликты для отвлечения ресурсов и внимания Москвы от Чёрного моря.
Среди рекомендаций румынских и турецких аналитиков из Центра новой стратегии (New Strategy Center) и Фонда Marmara Group по сохранению совместного контроля над Черноморском регионом - максимальное использование потенциал турецко-румынского стратегического партнёрства, достижение симметрии в силовой составляющей между Балтийским и Черноморским участками восточного фланга НАТО, внедрение практики боевого патрулирования черноморского побережья самолётами НАТО, как это делается в Прибалтике (4).
То есть, опять та же самая милая сердцу Бухареста и Варшавы конструкция Балтика - Чёрное море как санитарный кордон, отделяющий Россию от Европы. При этом без стеснения обсуждается, что Карпатские и Кавказские горы затрудняют атаку на Россию с запада и юга, а Чёрное море для этого вполне подходит.
США приветствуют объединение действий Анкары и Бухареста против России. Посол России в Румынии Валерий Кузьмин осудил запущенную Бухарестом истеричную антироссийскую пропаганду и предупредил, что насыщение Румынии американскими солдатами и вооружением в рамках укрепления восточного фланга НАТО - это игра с огнём (5). Хочется надеяться, что в Бухаресте прислушаются к мнению российской стороны.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.aa.com.tr/en/politics/black-sea-region-is-our-common-home/2218232
2) Neighbourhood Policy Paper, June 2015, №14
4) Vulnerabilities and Opportunities in the Black Sea region. Romanian Prospective; Turkish Prospective (New Strategy Center, Marmara Group Foundation Policy Paper, February, 2017)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs