ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Противоречивая Армения (результаты опросов общественного мнения)

11:04 16.02.2022 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

Международный республиканский институт США (International Republican Institute — IRI) опубликовал 3 февраля результаты очередного, четвертого за 2021 г. телефонного опроса общественного мнения в Армении[1]. Полевые работы по опросу провела Армянская социологическая организация (Breavis (represented by IPSC LLC)) в период с 22 ноября по 5 декабря среди 1512 граждан. Подбор тематики опроса показывает определенную тенденциозность. Однако поскольку на данный момент это самый свежий и притом публично доступный опрос, его результаты очень интересны для понимания общественного сознания Армении и факторов, оказывающих на него решающее влияние.

Об отношении к проводимому правительством курсу

Если верить результатам опроса, то в обществе наблюдается рост недовольства по поводу направления, по которому движется Армения: в мае недовольных было 20% опрошенных, в июле – 34%, а в декабре – уже 46%. Несогласие с выбранным курсом наиболее высоко среди жителей Еревана (50%), людей с высшим образованием (52%), а также в самой активной возрастной группе от 18 до 35 лет (53%). Рост недовольства особенно очевиден именно в двух последних категориях граждан (на 15% и 13%, соответственно). Критичный настрой молодых людей противоположен той ситуации, которая была сразу после «бархатной революции», когда как раз самыми положительными ожиданиями характеризовалась молодежь. Состав недовольных в основном пополняется из тех, кто ранее относился к группе неопределившихся: в мае таких было 37% опрошенных, в июле – 25%, а в декабре осталось 20%.

Поддержка курса, проводимого действующей властью, была ниже только сразу после 44-дневной Карабахской войны 2020 г. Однако премьер Никол Пашинян смог благодаря своей информационно-пропагандистской работе стабилизировать рейтинг и в ходе избирательной кампании мобилизовал всю потенциальную поддержку и нейтрализовал критику. За счет удачной риторики и контроля над средствами информации Пашиняну удалось повысить к выборам свой рейтинг, также как и позитивные ожидания гражданского общества. После выборов рейтинг действующей власти начал медленно опускаться до послевоенного уровня.

Казалось бы, если гражданское общество постепенно приходит к осознанию неверного курса, по которому ведет страну действующая власть, это должно как-то отражаться в ходе голосования на выборах. Однако на деле, выходит иначе: на июньских внеочередных выборах партия Н.Пашиняна «Гражданский договор» (ГД) получила 66% мест в парламенте (июльский опрос IRI показал, что 63% респондентов полностью удовлетворены результатами голосования); на декабрьских местных выборах в 24 из 36 общин правящая партия ГД, возглавляемая премьер-министром, набрала более 50% голосов[2].

В этих показателях, как и в других, на которые мы обратим внимание, наблюдается противоречивость общественного сознания в Армении. Безусловно, играет роль и расплывчатая формулировка вопросов данного исследования, что позволяет аккумулировать «в одну кучу» и тех, кто недоволен провозглашением Пашиняном «эпохи мира в Закавказье», и тех, кто против концентрации все большей единоличной власти в руках премьера, и тех, кто считает, что проводимый им курс навязан Западом/ Москвой/Анкарой.

О демократии

Прежде всего, организаторов опроса, видимо, интересовала тема развития демократии в Армении, если точнее: смогла ли массированная прозападная пропаганда убедить гражданское общество в достижении демократических преобразований в республике.

На первый взгляд – ответ утвердительный. Большинство опрошенных считает, что люди в Армении свободны в выражении своих точек зрения, 48% уверены, что люди не боятся выражать свое мнение, 18% считают, что люди скорее не боятся и 31% считают, что люди опасаются открыто выражать свое мнение. При этом, в селах и среди пенсионеров уровень опасений относительно свободы слова выше, чем среди других групп, хотя именно эти группы больше всего поддерживают власть.

Кроме того, большинство населения считает, что может повлиять на ситуацию в стране. 39% уверены, что влияют на принимаемые решения, и 27% считают, что оказывают частичное влияние, в сумме 66%. Ощущение причастности к принятию политических решений положительно коррелирует с поддержкой властей. То есть, восприятие ситуации как более демократичной, стабилизирует политическую систему и приводит к сохранению рейтинга властей.

Вместе с тем, 61% респондентов уверены, что власть действует в пользу частных интересов определенных групп и лишь 31% опрошенных считают, что в интересах большинства. Такое восприятие истинных действий власти также имеет определенную корреляцию с уровнем ее поддержки. Люди, считающие, что страна управляется в интересах отдельных групп, как правило, не поддерживают такого рода «демократические преобразования» и тем более не склонны к поддержке правительства. Но на прямой вопрос: «Удовлетворены ли вы тем, как развивается демократия в стране?» - более половины опрошенных ответило положительно. Налицо явное противоречие.

Таким образом, население удалось убедить, что гипотетически большинство может повлиять на ситуацию в стране и у них нет опасений относительно свободы слова. При этом опросы показывают, а эксперты предупреждают о беспрецедентной концентрации власти в руках Н.Пашиняна[3].

О государственных институтах

Все 4 опроса 2021 г. показывают, что наибольшего доверия населения неизменно заслуживают пять государственных институтов. К ним до декабрьского опроса входили: армия, омбудсмен, полиция, органы местного самоуправления и аппарат премьер-министра. По итогам последнего опроса рейтинг аппарата Премьера опустился до седьмого места, на пятой позиции оказался ЦИК, а на шестой - органы безопасности. Вполне логично, что, по мнению опрошенных, плохая работа правительства и аппарата премьера по антирейтингу занимают четвертое и пятое место среди самых важных проблем страны.

Появление ЦИК в пятерке лидеров можно объяснить только активным избирательным сезоном - парламентские выборы и местные выборы. При этом интересно, что руководитель ЦИК Т.Мукучян был назначен еще при бывших властях. После значительных перестановок в руководстве армии, проведенных премьером, его рейтинг снизился с первого до четвертого места.

Среди всех институтов наиболее высокий уровень поддержки, по данным декабрьского опроса, получил офис омбудсмена (под руководством А.Татояна). В Армении это очень сильный институт, в штат которого входит более ста человек, по Конституции запрещено сокращать его бюджет. А.Татоян, по мнению общественности, работал очень успешно, например, по вопросу освобождения военнопленных, при этом часто критиковал власть. В декабре 2021 г., уже после опроса (а возможно в связи с его результатами?) Н.Пашинян не стал выдвигать А.Татояна на второй срок. Вместо него выдвинул другую, более лояльную кандидатуру К.Григорян из правящей партии, и парламент уже ее одобрил.

Следом неожиданно для всех о своей отставке заявил из Лондона Президент Армении А.Саркисян, предварительно покинув свою страну. Сам он попытался объяснить это решение нехваткой полномочий, но одновременно у него обнаружилось второе гражданство — паспорт Сент-Китс и Невис. Вряд ли этот факт выяснился только на четвертом году президентства. По мнению экспертов, премьер не смог простить президенту, что тот в поздравительном послании стране по случаю наступления нового 2021 г. подчеркнул: «Результат войны и сегодняшняя ситуация — следствие дезорганизованности, безответственности и непрофессионализма в различных сферах государственного управления». Видимо, Пашинян посчитал, что ему нужен свой человек на этом посту. «Козырь» двойного гражданства был выложен на стол вместе с предложением, от которого А.Саркисян не смог отказаться.

На вакантное место Н.Пашинян выдвинул своего бывшего соратника по организации политического кризиса 2007–2008 гг. В.Хачатуряна. До этого последний был некоторое время советником Л.Тер-Петросяна — первого президента РА, а также мэром Еревана с 1992 по 1996 гг. Как и Н.Пашинян В.Хачатурян последовательно выступал против Р.Кочаряна в годы его президентства. Из политической и государственной жизни Хачатурян выпал после участия в парламентских выборах 2007 г. в составе блока «Импичмент», который сумел набрать лишь 1,2% голосов. В августе 2021 г. неожиданно В.Хачатурян был назначен министром высокотехнологической промышленности Армении, а спустя пять месяцев выдвинут кандидатом в президенты. Шансов, что его кандидатуру не одобрят, практически нет. Согласно конституции Армении, президента выбирают депутаты парламента, а Хачатуряна официально выдвинула подконтрольная Пашиняну правящая партия ГД. Таким образом, существовавшее недопонимание между президентом и премьером, уйдет в прошлое. Как пошутил директор ереванского Института Кавказа А.Искандарян: «Хачатурян будет не просто лояльным президентом, который подписывает решения премьера. Он будет еще и объяснять, почему это решение правильно и необходимо для страны»[4]. Показательно, что по результатам опроса, проведенного среди жителей Еревана в период с 24 января по 2 февраля 2022 г. международным социологическим агентством Gallup International Association (GIA) лишь 2,4% ереванцев поддержали кандидатуру В.Хачатуряна на пост президента РА[5].

Политические эксперты полагают, что премьер концентрирует власть в своих руках для реализации весьма непопулярных решений.

О внешней политике

24 января с.г. в ходе онлайн-пресс-конференции[6] Н.Пашинян ответил на несколько десятков вопросов представителей СМИ и НПО. Исходя из его ответов, эксперты пришли к выводу, что правительство Армении намерено согласиться, чтобы Карабах, в той или иной степени, остался в составе Азербайджана; открыть дорогу через территорию Армении из Азербайджана в Нахичевань[7]; исключить из предварительных условий развития армяно-турецких отношений вопрос признания Турцией геноцида армян, переложив этот вопрос на диаспору[8].

Насколько это непопулярные решения можно судить по результатам исследования IRI. За то, чтобы «Армения ни при каких обстоятельствах не стремилась к нормализации отношений с Турцией» высказалось 44% опрошенных. 59% респондентов не считают, что открытие дорог с Азербайджаном выгодно Армении, и 53% отрицательно относятся к открытию транспортных маршрутов с Турцией. Только 1% опрошенных устраивает нынешний статус Нагорного Карабаха, 35% - за признание его независимым государством, 34% - за его объединение с Арменией, 16% - за статус автономной области в составе Армении и 11% - за его вхождение в состав России.

Лишь 4% респондентов высказались за то, что улучшение отношений с Азербайджаном и 5% с Турцией положительно повлияют на развитие Армении. Подавляющее большинство опрошенных армян, несмотря на государственную пропаганду, рассматривают эти две страны как наибольшие угрозы политические, экономические и с точки зрения безопасности.

Как показал недавний опрос в Турции (октябрь-ноябрь 2021 г.), проведенный турецким университетом Кадир Хас в рамках его ежегодной исследовательской программы[9], неприязнь двух народов взаимна. 66,2% опрошенных турок против нормализации отношений с Арменией; 60.9% -считают, что Армения представляет главную угрозу Турции, и 53,8% - не хотели бы жить по соседству с армянином.

Подозрительность жителей Армении в отношении Турции и Азербайджана исторически вполне объяснима. Вызывает удивление то, что согласно социологическому исследованию IRI, Россия оказалась в списке угроз для Армении на третьем месте: 17% опрошенных позиционирует Российскую Федерацию как экономическую угрозу, 15% - как политическую угрозу и 11% ее рассматривают в качестве угрозы безопасности, несмотря на то, что российские пограничники несут службу на границе Армении с Турцией, а миротворцы защищают армян в Карабахе.

Парадоксально, что по итогам исследования по степени важности отношений с другими государствами Россия даже не вошла в пятерку лидеров. Она на шестом месте с 64%. На первом – Франция (92%), далее по мере убывания: Иран, США, Китай, ЕС. Причем такого мнения придерживаются и те, кто считает, что Армения движется в правильном направлении, и те, кто не согласны с курсом действующей власти.

Россия, тем не менее, продолжает занимать лидирующее место, когда армян спрашивают о том, кто может лучше всего быть полезным в решении политических, экономических вопросов и вопросов безопасности страны. Опрошенные также на первое место поставили Россию, отвечая на вопрос, с какой страной нужно улучшать отношения.

Результаты исследования IRI коррелируют с данными соцопроса, проведенного в Ереване в ноябре 2021г., и представленные в ходе седьмого ежегодного заседания Евразийского экспертного клуба видным армянским социологом С.Манукяном[10]. По результатам исследования Россию считали дружественной страной 35% опрошенных, а Францию – 43%.

По результатам аналогичного опроса, проведенного в 2019 г. Россию считали наилучшим союзником 47%, а Францию – 12%. Таким образом, в Ереване после 44-дневной войны, когда Россия спасла Армению от национальной катастрофы, позиция Франции по отношению к РФ значительно улучшилась. Однако на вопрос «Если Армения будет вынуждена развивать отношения либо с Францией, либо с Россией, то какой должен быть выбор?». 54% респондентов выбрали Россию, а число сторонников Франции достигло 23%.

Приведенные выше совершенно противоречивые результаты опросов говорят о крайней поляризации армянского общества, которое сегодня не в состоянии ответить даже на такие базовые вопросы как «что такое хорошо, а что такое плохо». По мнению политологов к такому раздвоению общественного сознания привела антироссийская пропаганда в Армении, которая проводится при негласном согласии властей страны.

Об информационной политике

Если заглянуть на комментарии ежедневных тем, которые обсуждаются в армянском сегменте социальных сетей, отчетливо видно, что Россию постепенно пытаются превратить во враждебное Армении государство, от которого необходимо отдалиться и просить помощи у НАТО, США и Франции. Можно констатировать, что работа западных государственных и коммерческих структур по дискредитации России в Армении дает определенные плоды. Именно на страницах Фейсбука распространяются фейки о том, что Россия – инициатор и главный виновник поражения Армении в 44-дневной войне[11], эфир Общественного телевидения Армении предоставляют для антироссийской пропаганды идейным армянским русофобам. Действия, подтачивающие основы российско-армянского стратегического союза, власти Армении не только не пресекают, но и исподволь их поощряют. Интегральная цель всей информационной войны, сводится к тому, чтобы переложить на Россию ответственность за обернувшиеся национальной трагедией провалы в работе правительства Пашиняна по обеспечению безопасности, а также в социально-экономической сфере. Главная же задача коллективного Запада - заменить российское присутствие в регионе на западное.

Франция, которая теперь стала лидером по степени важности отношений в глазах армянского обывателя, сделала акцент на гуманитарных вопросах. Президент Макрон перед предстоящими в этом году выборами, учитывая настроения огромной армянской диаспоры во Франции, регулярно декларирует поддержку Армении в ее пограничных спорах с Азербайджаном, а также по вопросам освобождения военнопленных. Подобные декларации отвечают на запрос части армянских политиков, граждан и представителей диаспоры, недовольных трехсторонним Заявлением о прекращении военных действий от 9 ноября 2020 г. и готовых опереться на Францию.

В отличие от Франции, Россия вынуждена поддерживать разумный баланс между Арменией и Азербайджаном для того, чтобы обеспечить мир в Закавказье, который позволит развивать Евразийский экономический союз. У коллективного Запада задача прямо противоположная – препятствовать интеграции Евразийского пространства, для чего используется инструмент «мягкой силой наоборот» – «демонизации» имиджа России.

Если не предпринимать ответные меры, такая стратегия Запада может принести ему успех, учитывая выявленные при соцопросах большие масштабы «поля состязания» и умелую работу антироссийских СМИ с «нейтральной полосой» – слоем неопределившихся граждан Армении. Историческая необходимость сосуществования армян на протяжении нескольких веков в составе имперских держав порождали амбивалентность геополитического выбора, а также развивали адаптивность армянского общества как системы. В Армении всегда состязались альтернативные направления геополитической ориентации. В настоящий момент перед Арменией и армянами возникла дилемма – «или-или», нежели «и-и», которая представляет собой принципиально разные концепты. Невозможно одновременно быть членом двух противостоящих военных блоков: НАТО и ОДКБ. Практически неосуществима и идея «равной включенности» страны в экономические союзы (ЕС и ЕАЭС) с разными стандартами, процедурами и правилами.

Чтобы сохранить влияние в Армении, России необходимо системно «играть в долгую»: создавать и поддерживать качественные русскоязычные и вообще дружественные СМИ, проводить активную работу в социальных сетях, обучать активных экспертов, которые владеют реальной повесткой российско-армянских отношений, а не просто постулируют тысячелетнюю историческую связь наших народов. Основной вопрос – кто эффективнее использует эти возможности? Общественное мнение Армении по вопросу геополитической ориентации во многом будет зависеть от информационного потока, транслируемого и управляемого различными источниками информации.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати