«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
Евангелие от Матфея. Глава 20, стих 16
«Кто был – охотник, кто – добыча,
Всё дьявольски-наоборот!..»
Марина Цветаева
«Les Européens, eux, sont condamnés à un lent processus de ce que leurs ancêtres du XXe siècle auraient qualifié de tiers-mondisation». Эта фантастическая по содержанию фраза написана в вышедшей во Франции книге известного автора Франсуа Гейсбурга. По-русски это переводится так: «Европейцы, они сами, обречены на медленный процесс превращения в то, что их предки в ХХ веке назвали бы “третьим миром”». Согласитесь – совсем неплохая затравка для разбора того, что написано в той книге с громким названием. Но, обо всем по порядку…
Новый Мир, где у Запада будет совсем иная роль
После нескольких столетий колониального господства европейских стран над Африкой, Азией и Латинской Америкой; после нескольких десятилетий американского господства над глобальным миром в стиле Pax Americana; после нескольких лет вспыхнувшего в 2008 году и разгоревшегося ныне мирового кризиса той самой «глобализации по-американски» (обратите внимание, как сжимаются сроки исторических периодов!) – после всего ЭТОГО мир пришел в удивительное состояние переформатирования, результатом которого может стать положение, при котором, как было сказано в Священном Писании: «И последние станут первыми!» А «первые», соответственно, станут, уж извините – «последними». А кому из них такое будет по нраву?
Впрочем, эта вековая истина и объективное развитие исторической тенденции стала доходить до продвинутых европейских философов, которые на сей раз наконец-то проявили себя, как глашатые Нового Мира. Того Нового Мира, где у Запада будет теперь совсем иная роль, чем та позиция доминирования на всеми континентами и народами, к которой Запад привык за века.
Во Франции вышла книга Франсуа Гейсбурга (François Heisbourg) с очень показательным названием «Время хищников: Китай, Соединенные Штаты, Россия и мы» - «Le temps des prédateurs: la Chine, les Etats-Unis, la Russie et nous». Её автор – советник Международного Института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies), а также специальный советник (conseiller spécial) президента Фонда стратегических исследований (Fondation pour la recherche stratégique). Другими словами – автор занимается предметным и профессиональным изучением стратегических мировых тенденций, поэтому его мнение и оценки весьма интересны.
Надо сказать, что книга собрала уже хорошую прессу, и обратила на себя внимание, возможно, благодаря громкому заголовку, а, возможно, и от того, что затронула весьма болезненную тему, которая сегодня у французов, да и у многих европейцев, просто «расцветает» (в плохом смысле слова) на их глазах, когда их же военные контингенты буквально выдавливаются не только из Афганистана, но из подконтрольных когда-то стран Африки, а Париж ничего не может сделать, чтобы остановить этот процесс в Мали, Буркина-Фасо, Центрально-Африканской Республике или в Гвинее-Биссау.
Шорох начался даже в Дакаре – столице Сенегала, когда-то восторженно прозванным «Африканским Парижем». Даже там уже выражают недовольство политикой бывшей метрополии, хотя та поставляет по сей день в дакарскую Pâtisserie (кондитерская) свежие круассаны из Парижа утренним рейсом Air France. Впрочем, в этом – типичный французский подход в стиле Марии-Антуаннеты: «Если у них нет хлеба, пусть едят бриоши (т.е. – пирожные)» («S'ils n'ont plus de pain, qu'ils mangent de la brioche»).
Тем не менее, что-то изменилось критическим образом, и Франсуа Гейнсбург улавливает эти новеллы, анализирует их и приходит к определенным выводам. Отметим здесь несколько интересных идей, сформулированных в книге. Они, на наш взгляд, позволяют увидеть ту сторону западного, в целом, миропонимания происходящих стремительных перемен и мировых процессов, которая редко выходит на публичное обсуждение.
Конечно, у чопорных англичан будет свое понимание происходящих процессов – у англосаксов собственная гордость, но именно во Франции всегда был тот самый центр философских идей, на которых со времен Великой Французской Революции опирался Запад в своем развитии. Вот и сейчас интересно заглянуть – о чем это в Париже стали догадываться? И разбор этой работы – «Время хищников» будет здесь очень к месту.
Европа из «хищника» прошлых колониальных веков превратилась в XXI веке в «добычу»
Обратим внимание на отклики во французской прессе, которые весьма откровенно конкретизируют и раскрывают главные постулаты книги. Например, вот так представляет свои взгляды на прочитанное известное агентство «La Cliothèque», которое специализируется на исторической, географической и политологической литературе: «Как может Франция, да и вся Европа, которым угрожает экономический и демографический спад на фоне политического и морального кризиса, защищаться от этих новых хищников, которыми являются Китай — сверхдержава, осознающая ныне свой исторический ранг; Россия, которая недовольна постсоветским порядком на нашем континенте; или даже США? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно сначала распознать охотничьи угодья современного хищничества. Именно оттуда мы сможем оценить логику поведения диких животных, прежде чем анализировать доступные нам, европейцам, стратегические варианты, если мы не хотим стать их добычей (о, как!).
И Франсуа Гейсбург анализирует различные формы хищничества — коммерческое, промышленное, финансовое, но также идеологическое и политическое. Он разбирает повороты истории и выясняет то, почему и как европейские страны превратились из хищников в добычу. Он призывает наши страны собраться с силами сопротивляться хищничеству».
Главная мысль – Европа из «хищника» прошлых колониальных веков превратилась в XXI веке в «добычу», и это откровение просто шокировало «беспечных парижан»! Ещё более интересна мысль о том, а кто, собственно, теперь в мире играет роль «хищников», и здесь мы видим удивление автора-француза, перед которым выросла тройка самых-самых опасных из них. Гейсбург называет Китай, Россию и США «новыми хищниками». Такое впечатление, что Гейсбург проснулся, а США прежде были белыми и пушистыми.
Вариант знакомства с книгой через её оценки во французском экспертном обществе появился, когда стало ясно – пересказ книги долог, нежели её сторонние оценки, выхватывающие принципиальные моменты.
Комментатор «La Cliothèque» продолжает: «Европейцы сегодня, похоже, не видят приближающейся опасности. И это весьма мрачное наблюдение изложено в хорошо документированном эссе Франсуа Гейсбурга». Логика изложения такова: «Соединенные Штаты, бывший партнер, на которого европейцы могли положиться на протяжении всего ХХ века, теперь, похоже, действуют в одиночку. Это достигло своего апогея при Дональде Трампе, но автор книги показывает, что эта неспособность Америки доверять своим бывшим партнерам восходит к началу 2000-х годов, когда война Джорджа Буша-младшего в Ираке или отказ Барака Обамы в отношении потенциальной интервенции в Сирии в 2013 году уже были против интересов европейцев. А теперь, не умея больше, как рассчитывать на американского партнера, европейцы оказались в полном одиночестве перед Россией, которую, кажется, уже не удовлетворяет состояние упадка после распада СССР».
В общем – виноваты и США, и Россия, но… «главная угроза исходит от Китая, который объявил 2049 год, как дату 100-летия провозглашения Китайской Народной Республики, как горизонт для восстановления своей былой мощи. Восстановление Срединной Империи все еще находится в зачаточном состоянии, но амбиции теперь выходят за пределы её ближайшего окружения, что, в свою очередь, подтверждается политикой новых «шелковых путей» Китая или, что еще более коварно, его технологическими амбициями: Франсуа Гейсбург полагает, в частности, что глобальное развертывание Китаем системы связи 5G будет «влиять, интегрировать и вмешиваться».
Напряжение накручивается далее: «Перед лицом этой тройной угрозы и из-за отсутствия реального континентального стратегического видения европейцы, похоже, обречены на неизбежный упадок. Более того, столкнувшись со сквозными вызовами, такими как терроризм или миграция, Европа кажется неспособной реагировать и, наоборот, обречена на раскол».
Вот такие ключевые идеи из книги Гейсбурга выделил критик агентства «La Cliothèque». И это – очень тревожные строки.
«Дуэль между Вашингтоном и Пекином не является, в отличие от противостояния Восток-Запад, идеологической или даже системной»
Не менее озабоченным выглядит и автор журнала «Revue internationale et stratégique» - «Международной и стратегический обзор». Он отмечает, разбирая эту работу: «В мире, полном плотоядных, и вегетарианцы переживают очень трудные времена», — предупредил Зигмар Габриэль, министр иностранных дел Германии, в интервью «Spiegel» в 2018 году, отвечая на вопрос о европейской внешней политике. А Франсуа Гейсбург предлагает с помощью метафоры «больших кошек» и их «добычи» образ взаимоотношений в современном мире, где каждый совершенствует свою стратегию, которая теперь используется не в режиме вмешательства, а путем использования взаимозависимостей для извлечения всех возможных преимуществ».
Сказано достаточно витиевато, но, что важно в этой мудреной формуле, так это – понимание усложняющихся отношений между ведущими государствами мира, и переход лидерства от ведущих западных держав прошлых столетий – Англия и Франция, в первую очередь, к новым/старым центрам силы – Вашингтон, Москва, Пекин. Кстати, все перечисленные государства являются сейчас Постоянными членами Совета Безопасности ООН. Только одни идут по восходящей траектории, а другие – по нисходящей. Но психология колонизаторов не дает французскому автору иной трактовки, как наделение России и Китая свойствами «хищников», которыми всегда обладали и отличались именно европейские колониальные державы. Впрочем, рисовать «страшную Россию» в Европе научились и привыкли ещё много десятилетий назад, оправдывая свои завоевательные походы «на Восток».
Так вот, автор «Revue Internationale et Stratégique» отмечает, разбирая книгу Гейсбурга: «Дуэль между Вашингтоном и Пекином касается всех, рискуя втянуть нас в биполярность, столь же неоправданную, сколь и опасную, поскольку она не является, в отличие от противостояния Восток-Запад, идеологической или даже системной. Это опасно, потому что несет в себе наибольшую неопределенность. Европу снова просят обозначить общего противника, даже «системного соперника», и, таким образом, перестроить фронт, напоминающий позицию, которая разделяла Старый континент на протяжении почти полувека».
Заметим здесь, что сейчас мы видим, как эта идея, высвеченная ещё год назад, выкристаллизовывается и материализуется вокруг «украинского кейса».
Далее автор обзора отмечает: «Пришло ли «время хищников»? В любом случае, именно эту идею отстаивает Франсуа Гейсбург, указывая на риск того, что Европа будет растерзана Россией, Китаем и США. Он призывает к прыжку, чтобы избежать такой участи. За европейским примером автор разбирает всю архитектуру планетарного соперничества Пекина и Вашингтона, и влияние России, как, скорее, региональное. Таким образом, он дает картину «пространственного развития» соперничества между двумя державами – США и Китаем, которые не ограничиваются традиционными или политическими сферами влияния, но теперь обладают способностью убеждения и принуждения, которая уносит их далеко от своих берегов и от того, что раньше называлось равноправными отношениями».
Заметим, что в этой констатации развития глобальных процессов явно слышится тревога о месте и роли самой Европы в будущих раскладах. И этот посыл из Франции сегодня очень выпукло и заметно раскрывается в судорожных попытках Англии, другой некогда доминировавшей державы Европы, сохранить хоть какое-то свое влияние хоть в каком-то регионе мира – в Восточной Европе ли или в далеких морях Австралии, чтобы не оказаться вне палубы корабля Истории, уходящего в Будущее. Француз видит подобную перспективу и подает «знак беды», пытаясь расшевелить и публику, и нынешних европейских политиков, уверовавших в собственное величие и непогрешимость, которые, кстати, остались в прошлом, но растерявших знания и опыт своих великих предшественников – лидеров стран Европы ХХ века.
Нервозность Гейсбурга проявлена, например, в том, что он именует Китай, как «кошмар, который начинается» в связи со все более ощутимым влиянием Пекина на европейские страны. А, когда кто-то начинает нервничать, то он, наверняка, может совершить критичные для себя же ошибки.
«Для Пекина Франция и Европа являются “слабым звеном” в западном мире»
А Себастьен Лайе (Sébastien Laye), экономист из Института Томаса Мора, прямо пишет, разбирая книгу Гейсбурга, что «для Пекина Франция и Европа являются “слабым звеном” в западном мире». Как же это невыносимо слышать в высокомерной Европе!
Но из-под длани Томаса Мора выходят слова, будто высеченные в камне: «В то время, когда суверенитет и экономический патриотизм решительно возвращаются в публичные дебаты — и это справедливо, уместно спросить, не ошибается ли Франция, оставаясь в стороне от этих вопросов, а теперь сталкивается с возвращением хищников на международную экономическую арену, как блестяще объясняет Франсуа Гейсбург в своей книге».
Лайе ставит вопрос ребром: «Подъем Китая сегодня угрожает разрушить Францию: во-первых, потому, что во Франции происходит деиндустриализация, как источник безработицы. Заметен рост популизма, что является прямым следствием нашей слабости. В торговых переговорах с Китаем мы видим ангельскую многосторонность французской свободной торговли, которая сталкивается лицом к лицу с китайскими амбициями. А последние носят почти тысячелетний характер, и чтобы понять их, нужно пройти через всю историю Китая, который пережил, в частности, долгий 19-й век унижений, отмеченный опиумными войнами, и потерями территорий. В конце катастрофического маоистского опыта власть Коммунистической партии Китая мудро восстановила свою прежнюю экономическую мощь, чтобы в 2012 году, с приходом Синь Цзиньпина, развернуть совершенно новую «стратегию проецирования», призванную сделать Китай экономический и политический суперсилой».
Теперь «Китай больше не колеблется переманивать бывших политических деятелей, влиятельных лиц, французских ученых и старается препятствовать любым новым независимым европейским геополитическим амбициям, которые были бы скорее атлантистскими… Эпоха многополярного мира подходит к концу: французы должны интеллектуально перевооружаться для ведения экономической войны: иначе нашу страну растерзают хищники».
А вот это очень интересный пассаж: «Эпоха многополярного мира подходит к концу» («L’ère du monde multipolaire est en train de prendre fin»). Вокруг все-все-все, наоборот, говорят о том, что заканчивается эпоха однополярности и американоцентризма, а вот для французского автора – всё наоборот. Неужели там увидели свою «отставку» из Высшей лиги мировой политики в ситуации, когда для Франции может не оказаться места за столом лидеров Будущего? Но даже при всех своих обидах на судьбу, нельзя же в одном тексте смешивать «трех хищников», имеющих каждый свои разнообразные, даже противоположные интересы? То есть, на деле – чистая многополярность, но здесь утверждается, что наступает «однополярность»? Странно…
Все это можно воспринимать, как чрезвычайно нервическую реакцию на происходящее, когда виден печальный для Франции, а, возможно, и для Европы исход, но там уже нет сил переломить стратегическую и историческую тенденцию. Как было сказано ещё Шекспиром – «poor Yorick», а уж английский драматург-то знал цену душевных мук и трагических исходов.
«Европейцы обречены на медленный процесс превращения в то, что их предки в ХХ веке назвали бы “третьим миром”»
И, наконец, французское издание «Le Telegramme» сопроводило книгу Гейсбурга такими замечаниями: «Мир отдан хищникам. И в этом нет ничего нового. Однако, новое все же то, что с начала XXI века мы видим выход на мировую сцену главного героя первостепенной важности – это Китай. Это Срединное царство тем более настроено навязать свои порядки, поскольку когда-то оно само было добычей европейских хищников. И об этом в своем эссе – документированном и нервном (sic!) пишет Франсуа Гейсбург. Он подчеркивает: «Китай, который вышел в высшую лигу и явно нацелен на первое место, обогнав США, Россию и нас, ставит Францию и, особенно, Европу в сложное положение. «Этим европейцам, пьяным от катастрофических войн и вернувшимся домой из потерянных заморских империй, трудно думать о себе коллективно с точки зрения общей модели или мобилизующего видения».
И – главное: «Европейцы обречены на медленный процесс превращения в то, что их предки в ХХ веке назвали бы “третьим миром”».
По мнению рецензента, Франсуа Гейсбург серьезно сомневается в способности США стабильно играть роль «мирового жандарма», несмотря на то, что их военный бюджет в четыре раза больше, чем у Китая. Потому что «США находятся в плохом состоянии, страдают от неравенства, насилия и преступности и скомпрометированы несбалансированной избирательной системой».
По словам Гейсбурга, Россия, даже если ее ВВП не выше, чем у Испании (это типичный пример неосведомленности и заносчивости европейцев, они не знают и знать не хотят, что ВВП России сейчас на уровне, а то и выше, Германии, экономического лидера Евросоюза – С.Ф.), также «заслуживает внимания из-за пространства, которое она представляет, ее природных ресурсов и, прежде всего, из-за амбиций ее лидера Владимира Путина». Поэтому Гейсбург рекомендует Европе «опасаться» всего этого – по-нашему «Российской огромности». Хочется здесь напомнить, что именно это слово «огромность» произнес Император Александр III, когда говорил: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся».
Ну, а в завершении разбора этой очень интересной и тревожной книги, приведем несколько цитат из её текста. Так сказать, предоставим слово автору после обзора текстов рецензентов, которые рассказали о концептуальных особенностях этой работы. А далее – мысли и высказывания самого Франсуа Гейсбурга:
- «Европа потеряла вкус к завоеваниям, и отдельные европейские страны вернут – добровольно или под силовым давлением – территории, которые были колонизированы в предыдущие века».
- «В реализации политической стратегии, как на охоте, лучше не бегать за всеми зайцами сразу, тем более, что у Европы нет возможности выбирать конкретного среди них; к тому же это не всегда зайцы, а, скорее, хищники сами делают выбор среди нас».
- «Вопрос лишь в том, способна ли современная Европа к необходимой мобилизации сил, чтобы этому противостоять. Способны ли европейские пожарные спасти дом от бушующего вокруг огня?»
- «Кризис представительной демократии свирепствует в Европе, как, впрочем, и в других либеральных демократиях мира, усугубляя, естественно, ситуацию».
- «Если США – друг, которого надо призвать к выполнению его обязанностей, то Китай – это захватчик, которому надо противостоять».
- «Президент Путин любит Европу, но при условии, что она простирается от Лиссабона до Владивостока».
- «Европейцы должны быть готовы к поведению России, как хищника, тем более жестокого, что включает в себя ненависть и жажду реванша».
- «Россия поглотит уступки Европы, сохранив стратегическое партнерство с Китаем, которое предлагает Москве спокойствие на востоке и свободу маневра на западе в условиях все большей активности США в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
- «Отсутствие выбора между хищниками усугубляет присущую Евросоюзу особенность – его структурную неспособность к быстрому маневрированию».
Это – некоторые из постулатов, заложенных в текст книги, получившей и хорошую прессу, и широкий круг читателей. Но вопрос остается открытым – насколько французские оценки общеевропейской ситуации коррелируют с подобными же оценками, скажем, в Британии или в Германии, в Польше или в Испании? Французы, как и водится в Париже, когда «начинают предлагать пирожные вместо хлеба», стараются сейчас разбудить свою уснувшую за десятилетия философскую школу – пора-пора уже им осмысливать стремительные перемены, закружившие мир. Пора-пора уже предлагать варианты понимания перспектив – «Куда влечет нас рок событий?»
И тот факт, что во Франции началось движение в этом направлении, вызывает некоторое удовлетворение – а то дремала десятилетиями сытая французская, да и европейская философия. Ни Канта, ни Гегеля – вокруг сплошные политологи… Но, может быть даже через такие противоречивые книги, как работа Франсуа Гейсбурга, будет растоплен лед, и раскрепостятся заплывшие от фуа-гра мысли?
А, ведь, перед новым поколением философов, действительно, выросла огромная проблема. Если раньше все философские изыскания в той или иной степени замыкались на близлежащие регионы, и философы занимались осмыслением процессов, происходящих у них на виду либо в понятных пространствах вблизи, то ныне – благодаря глобализации – стало известно, насколько мир разнообразен, и насколько жизнь одних регионов Планеты не похожа на жизнь других регионов. Вот для философа и открылись огромные, неизведанные и непонятные ему просторы, для осмысления которых надо знать и видеть на порядки больше и выше, чем в XIX и даже в ХХ веках. Кант велик, но из своего дома на берегу Балтики он не мог охватить процессы, происходившие на другом конце планеты.
Вот и настал конец евроцентричной философии. Вот и проявилась в полной мере потребность во всепланетной философии, которое пока ещё нет, но которая сегодня так необходима!
Мсье Боррель, Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, а де-факто – глава МИД ЕС, выдал недавно вот такую максиму на дискуссии «Global Progressive Forum-2021» (видео – смотреть с 1:03:08): «Мы, народы Запада, ЕС и США, мы были и есть властелины мира. Пока мы можем устанавливать стандарты, решать, какими будут стандарты, пока мы являемся хозяевами новых технологий – от промышленного производства до вооружений. Если мы не сможем диктовать стандарты, мы можем потерять власть в этом столетии».
Это было сказано в прошлом году, а Гейнсбург перечеркивает своими вопросами и сомнениями чрезмерный оптимизм и самомнение западников. Но! Он напрямую не говорит «о власти», просто весь пафос его работы направлен на то, чтобы европейцы, в конце концов, поняли, что в данном случае мсье Боррель прав: «Если мы не сможем диктовать стандарты, мы можем потерять власть в этом столетии».
По большому счету в подоплеке-то вопрос о том, что на кону – Всемирная Власть Запада. И там стали спинным мозгом ощущать: «Что-то пошло не так». Вот об этом и книга Франсуа Гейсбурга. Хотя… он просто развивает в текущей политической обстановке идею, заложенную в Священном Писании: «Так будут последние первыми, и первые последними…»
А уж как успешным, в прошлом, «охотникам» не хочется теперь превращаться в «дичь»…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs