Индия активизирует диалог с островными государствами Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), спеша закрепиться в стратегически важных для нее геополитических пунктах. Сотрудничество развивается по линии ВПК и программам социально-экономической и гуманитарной помощи.
Так, продажу Филиппинам индийских сверхзвуковых ракет BrahMos, сконструированных на базе российских ракет Р800 Оникс/Яхонт, следует рассматривать, во-первых, как определённого рода достижение для индийского ВПК, долгое время безуспешно конкурирующего с другими странами-производителями оружия, и, во-вторых, как одно из проявлений расширения политики своего влияния в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Индийскими ракетами заинтересовались Таиланд, Индонезия и Вьетнам (1). Темпы военно-технического сотрудничества Индии с этими странами увеличиваются (2). Одобрена кредитная линия для Вьетнама для производства высокоскоростных катеров вьетнамских ВМС и обучения индийскими инструкторами вьетнамских подводников. Эксперты считают, что стратегической задачей для Нью-Дели остаётся отвлечение Китая от Индийского океана, приковав его внимание к проблемам в ЮВА. В связи с этим легко предвидеть, что военно-техническое сотрудничество Индии с государствами ЮВА будет расширяться.
Нью-Дели не может оставить ЮВА без внимания, поскольку этот регион является ключевой точкой ИТР, как такового. Индийские эксперты призывают добавить в американо-британо-австралийский блок AUKUS азиатскую составляющую, то есть расширить его за счёт приёма новых участников - государств ЮВА и ИТР со схожим геополитическим мышлением (like-minded partners), то есть Индии, Японии и Южной Кореи, чтобы получить на выходе т.н. AUKUS+.
При этом Индия уже входит в тройственную группу с Францией и Австралией (France-Australia-India trilateral), но "уход" Австралии в AUKUS и отказ принять туда Францию поставили Индию перед неприятным фактом. В сотрудничестве только с Францией, без содействия Австралии и США, Нью-Дели не сможет достичь своих геополитических целей в ИТР.
Высказывается мнение, что AUKUS+ планируется как ответ на возможный союз в будущем России, Китая и Северной Кореи против США и их союзников в ИТР (3). В связке с НАТО блок AUKUS+ должен стать инструментарием для сохранения геополитической монополии Запада в ИТР при одновременном делегировании им части геополитических полномочий союзникам, прежде всего, Индии.
Важное значение приобретает партнёрство Индии с островными государствами ИТР. Степень конкуренции на этом направлении между Нью-Дели и Пекином свидетельствует о стратегической значимости вопроса. Красноречив пример Мальдивских островов. Крошечное государство, расположенное на юго-запад от Шри-Ланки и состоящее из 26 атоллов площадью 90 тыс.кв.км., рассматривается Индией как важный пункт для контроля над морскими коммуникациями в регионе.
Мальдивы расположены в 70 морских милях от о. Миникой, входящего в состав островной союзной территории Лакшадвип в составе Индии. Тот, кто сможет определять политический курс Мальдивов, будет контролировать западное побережье Индии. Поэтому военно-политическое сотрудничество с Мальдивами - неотъемлемая часть внешней политики Индии. Стороны проводят совместные морские учения (в некоторых из них принимает участие Шри-Ланка), мальдивские вооружённые силы получили из Индии самолёт, катера и другие виды военной помощи.
В 2020 году Мальдивы подписали соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере с США. До этого Мальдивы подписывали подобные соглашение исключительно с Индией. Нью-Дели приветствовал подписание документа. Но кроме Индии и США, Мальдивы развивают отношения и с Китаем, правда, не в оборонной сфере, а в экономике.
Мальдивы находятся в 1200 км. от британского о. Диего-Гарсия, где располагается военная база США. Данный остров занимает центральное положение в южной части Индийского океана, практически на пересечении маршрутов между Индостаном, Аравийским полуостровом, Африкой и Австралией. Этим отчасти объясняется внимание Вашингтона к Мальдивам.
Конкуренция за Мальдивы продолжится, как и за островные государства Океании, где Пекину удаётся опередить Нью-Дели. Китайские власти достигли качественно иного уровня отношений с Фиджи, Соломоновыми островами, Папуа-Новой Гвинеей. Нью-Дели и Пекин «обрабатывают» свои зоны геополитического интереса: Нью-Дели - государства Индийского океана, Пекин - государства в ЮВА.
Китай самостоятельно реализует поставленные цели в ИТР, не нуждаясь в таком количестве союзников, как нуждается Индия. Поэтому китайская внешнеполитическая деятельность охватывает и сам ИТР, и ЮВА, как его составляющую. Индия же вынуждена работать на унификацию стратегических подходов своих союзников к ИТР и приведение их к общему знаменателю. Для индийской дипломатии это сложная задача, она не обладает необходимыми ресурсами для её быстрого решения. Внимание партнёров Индии - Японии, Франции, Австралии, США - расфокусировано. Япония сосредоточена на ЮВА, Австралия и Франция - на тихоокеанском компоненте ИТР. США стараются охватить своим вниманием и ЮВА, и Индийский океан, но получается это у них не очень эффективно. Поэтому Индия стремится повысить стратегическую значимость Индийского океана в глазах партнёров.
Углубление сотрудничества Индии с Филиппинами и Китая с Мальдивами означает, что Индия пытается зайти на "китайский двор", а Китай - на «индийский». В этой связи малые государства ИТР стоят перед непростым выбором. Естественным выходом из создавшегося положения они видят переход к максимально возможной многовекторности, а это открывает окно возможностей и для других игроков, в том числе, внерегиональных.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
3) https://thediplomat.com/2022/01/is-aukus-plus-a-viable-option/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs