Очередную африканскую республику, находящуюся в одном из регионов с наиболее высоким уровнем террористической активности, все больше лихорадит от джихадистской заразы.
Буркина-Фасо, одна из беднейших стран Западной Африки, с 2016 года подвергается нападениям группировок, связанных с "Аль-Каидой" и ИГИЛ (террористические движения, запрещеннные в Российской Федерации), в результате которых погибло не менее 2000 человек и более 1,4 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома.
За последние полгода жертвами террористов, по различным подсчетам, стало не меньше 300 человек, не менее половины из которых являлись представителями правоохранительных органов и правительственных вооруженных формирований. Все это привело к массовому беспокойству среди населения, которое усомнилось в способностях правительства взять под контроль и без того непростую ситуацию с безопасностью в Республике. В результате, 8 декабря 2021 года, премьер-министр Буркина-Фасо Кристоф Жозеф Мари Дабире подал в отставку, что, в соответствии с местными законами, привело к смене всего правительства. Президент Рок Марк Кристиан Каборе назначил Лассину Зербо новым премьер-министром страны, а всего через два дня после этого был объявлен новый кабинет министров. Однако такие действия со стороны власти не привели к каким-либо серьезным переменам и тем более к стабилизации ситуации в сфере безопасности. Уже 23 декабря в результате очередного вооруженного нападения на севере страны погиб еще 41 человек.
События продолжили стремительно развиваться и в первой половине января 2022 года правительством Республики были заключены под стражу 15 военнослужащих, которые, по заверению властей, готовили в стране государственный переворот.
Сотни людей вышли на улицы Уагадугу 22 января, призывая президента Каборе уйти в отставку, поскольку правительство под его управлением неспособно остановить вооруженные нападения, распространяющиеся по всей стране. Вместо того, чтобы успокоить людей и убедить их в правильности проводимой властью политики, силы безопасности разогнали агрессивно настроенных протестующих, применяя слезоточивый газ, что лишь усугубило и без того непростую ситуацию в стране.
На следующее утро СМИ захлестнула волна сообщений о череде мятежей, начавшихся в нескольких военных лагерях, в том числе в лагере Сангуле Ламизана, в котором находится генеральный штаб армии
Буркина-Фасо и тюрьма, среди заключенных которой есть солдаты и офицеры, участвовавшие в неудачной попытке госпереворота в 2015 году. К военным присоединились и без того разозленные протестующие, которые помимо всего прочего устроили поджег штаб-квартиры правящей партии. Огонь уничтожил первый этаж здания партии Народного движения за прогресс (MPP). Пожар потушили, протестующих разогнали, но история на этом не закончилась.
Начали появляться слухи о задержании военными президента, однако вечером того же дня министр обороны Республики генерал Бателеми Симпор выступил по национальному телевидению с их опровержением, заявив также о том, что военными ведется разбирательство в отношении стрельбы на территории военных лагерей. Позднее, несмотря на заявления о том, что ситуация в стране находится под контролем, власти объявили ночной комендантский час, а министерство образования заявило, что школы по всей стране будут закрыты на ближайшие несколько дней.
На следующий день все новостные агентства, со ссылкой на различные источники, начали сообщать об аресте мятежниками действующего президента страны. Спустя несколько часов 24 января военные, от имени группы Патриотического движения за охрану и восстановление (MPSR), выступили в телевизионном обращении к нации, в ходе которого они сообщили о свержении президента Рока Марка Кристиана Каборе, о роспуске правительства и парламента, а также о приостановке действия конституции. Новым лидером страны был объявлен подполковник Сандаого Дамбия Поль Анри.
Конфликт в Буркина-Фасо, переросший в очередной африканский государственный переворот, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Все происходящие события, включая разгул терроризма на территории страны, являются лишь симптомами более глубоких, нерешенных проблем в Республике, которые, в большей степени, связаны с неэффективностью управления в различных сферах деятельности государственных структур Буркина Фасо.
Что же будет дальше? Точно ответить на данный вопрос получится лишь спустя некоторое время, после того, как захватившие власть военные проявят себя в действии.
Можно предположить, что с учетом имеющегося у нового лидера Буркина-Фасо образования, полученного во Франции (Сандаого Дамбия Поль Анри является выпускником парижского военного училища и имеет степень магистра криминалистики), он выберет путь на большее сближение с бывшей метрополией. Отметим, что французы имеют в Буркина-Фасо около 5000 своих военнослужащих, направленных туда еще в прошлом десятилетии в рамках военной операции для борьбы с террористами. Однако, реальной помощи от указанного контингента, как и в случае с другой африканской республикой (Мали), оказалось недостаточно.
Народ Буркина-Фасо устал как от террористов, разрушающих жизни миллионов людей, так и от своих чиновников, закрывающих глаза на существующие проблемы в государстве, а также от иностранцев, которые преследуют в стране свои интересы, практически не оказывая какой-либо ощутимой помощи в борьбе с джихадистской заразой. Поэтому более вероятным вариантом развития событий видится пересмотр новыми властями своих союзников. Похожие сценарии уже наблюдались в Мали и Гвинее. А какой действительно путь выберет это государство, увидим в ближайшее время.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs