ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Российско-иранские отношения в свете визита в Москву президента Ирана

12:26 24.01.2022 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

Фото: kremlin.ru

19 – 20 января президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Эбрахим Раиси совершил рабочий визит в Российскую Федерацию. Это был его первый визит в качестве президента в Москву. Программа пребывания г-на Раиси была довольно насыщенной. Это и важные переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, выступление в Государственной Думе, встречи с бизнес-сообществом, с мусульманским духовенством в Московской соборной мечети, где также состоялась беседа с председателем Духовного управления мусульман РФ Равилем Гайнутдином, посещение МГУ, где ректор университета Виктор Садовничий вручил президенту Раиси диплом почетного профессора этого вуза. Не прошло мимо наблюдателей то, что Эбрахим Раиси в какой-то момент прервал переговоры с президентом Путиным, вышел в соседнюю комнату и совершил намаз.

Но всё же главным в Москве для Э. Раиси были трёхчасовые переговоры с Владимиром Путиным в формате тет-а-тет в присутствии переводчиков.[1] В повестке дня – комплекс вопросов двустороннего сотрудничества, актуальная международная и региональная тематика. В открытой части мероприятия были обозначены основные темы диалога, которые уже позже обсуждались в закрытом формате. Это двусторонние отношения, включая торгово-экономические, сотрудничество в рамках ЕврАзЭС и ШОС, проблемы Сирии и Афганистана, вопросы восстановления Совместно всеобъемлющего плана действий (СВПД – ядерной сделки). Везде во всех этих проблемах задействованы и Москва, и Тегеран. Несомненно, стороны обсудили и новую ситуацию, характеризуемую напряженностью, складывающейся вокруг России, США, НАТО и Евросоюза.

Двусторонние отношения

Э. Раиси говорил в Кремле о двусторонних ирано-российских отношениях, подчеркнув, что Тегеран подготовил проект всеобъемлющего договора о стратегическом сотрудничестве двух стран на 20 лет. Документ передан российской стороне. Речь об этом Договоре идёт уже несколько лет. В 2021 г. Тегеран неоднократно объявлял, что близок к завершению его разработки. Но до сих пор, похоже, сторонам не удалось согласовать его условия. При этом, прямо скажем, Москва и не настаивала на его быстром подписании.

Надо полагать, что иранский вариант проекта договора составлен по аналогии с ирано–китайским стратегическим пактом, официально названным «Всеобъемлющая программа сотрудничества между Исламской Республикой Иран и Китайской Народной Республикой».[2]

Главное в этом договоре – китайское инвестирование $400 млрд. в экономику Ирана в течение 25 лет в обмен на непрерывные поставки иранской нефти. В документе также содержится призыв к китайско-иранскому военному и военно-техническому сотрудничеству (ВТС) в области продажи ИРИ современного вооружения и боевой техники (ВБТ), разработки оружия, совместных учений, исследований и обмена разведданными.

На основе проекта ирано-российского договора, по словам Раиси, возможно создание нового, совершенно иного качества типа объединения, где две страны будут взаимодействовать во всех сферах: экономика, политика, культура, наука, технологии, оборонная и военная сфера, вопросы безопасности, авиация, космос и др. «Мы можем разработать новое сотрудничество по всем названным мною направлениям» - подчеркнул иранский президент.[3]

По поводу «нового сотрудничества» Москва пока думает. Конечно, в случае отсутствия консенсуса по представленному варианту договора, это разочарует Тегеран. Ведь новый ирано-российский договор планируется сделать основой для развития отношений между ИРИ и РФ по всем направлениям. Надо сказать, что в настоящее время действует «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран», подписанный президентом РФ Владимиром Путиным и президентом ИРИ Сейедом Мохаммадом Хатами в Москве 12.03.2001 г. и вступивший в силу 05.04.2002 г. Документ продлевался автоматически уже неоднократно. Юридически документ обеспечивал взаимодействие двух стран (в том числе стороны признали договоры между СССР (РСФСР) и Ираном).[4] Однако в практическом воплощении заложенных в нём задач по развитию отношений во многих областях дела выглядят довольно скромно, о чём свидетельствуют итоги двадцати лет действия этого договора.

По возвращении из Москвы в Тегеран президент Раиси провёл пресс-конференцию, на которой подвёл итоги и обозначил основные пункты повестки дня переговоров с президентом Путиным, по которым достигнуто взаимопонимание.[5] Попытаемся проанализировать обозначенные г-ном Раиси пункты сотрудничества.

Банковские и финансовые вопросы сотрудничества РФ и ИРИ

Во-первых, это банковские и финансовые вопросы. Э. Раиси отметил, что две страны могут двигаться в направлении преодоления доминирования доллара, так как государства могут проводить обмены с использованием своих национальных валют. Надо отметить, что разговор об использовании нацвалют имеет долгую, более чем десятилетнюю историю и практически не выходит за рамки обсуждений.

Что касается сотрудничества в банковской сфере, то здесь пока прогресса нет, и не по вине России. Дело в том, что международные санкции против Ирана настолько сильны, что прямого money transfering со страной просто не существует. Причём санкции давят не только по линии SWIFT, но также из-за того, что Иран попал в «чёрный список» FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force). И это практически полностью парализовало расчеты с иранскими контрагентами, поскольку банки не хотят рисковать попаданием под санкции FATF.

Торгово-экономические отношения РФ-ИРИ и проблемы

Безусловно, это отражается и на товарообороте России и Ирана. В течение более чем 10 лет товарооборот РФ и ИРИ колебался от $1,7 до $2,2 млрд. в 2020 г. В 2021 г. наметились подвижки, и объём торговли двух стран оценочно достиг $3,3 млрд.[6] Однако это явно не соответствует экономическим возможностям двух стран. Например, в торговле с РФ (данные 2020 г.) первое место занимает Китай - $104 млрд. (18.3%), второе место ФРГ - $41.9 млрд. (7,4%)…, седьмое Турция - $20.8 млрд. (3.7%). Иран для России является торгово-экономическим партнёром № 46 - $2.22 млрд. с долей 0.4%.[7]

  • крупный российский бизнес остерегается устанавливать деловые отношения с ИРИ из-за опасения санкций США, поскольку крупные компании РФ тесно связаны с западным рынком;

  • структура экспорта России и ИРИ такова, что потребительский спрос на товары друг друга крайне незначителен (в определенной степени доказательством этому служит очень низкий уровень товарообмена);

  • банковские платежи между российскими и иранскими контрагентами серьезно затруднены из-за отсутствия ИРИ к доступу SWIFT, а также санкций по линии FATF;

  • у сторон нет достаточных средств, чтобы наполнять эти платежи необходимыми деньгами, даже рублями и риалами;

  • завышены транспортные издержки в силу отсутствия современной логистики и соглашений по автомобильным перевозкам;

  • малый и средний бизнес в Иране ориентирован на внутреннее потребление или соседние страны, а крупный – на Запад и Китай;

  • ведению бизнеса в обеих странах сильно мешает и то, что предприниматели двух стран в большинстве своем имеют смутное представление о бизнес-законодательстве в странах партнёрах и об особенностях деловой практики.

Президент Раиси на встрече в Кремле справедливо отметил, что нынешний уровень двусторонней торговли неудовлетворителен. В связи с этим, «две страны также договорились об устранении препятствий на пути торговых взаимодействий» (см. выше). На переговорах Москва и Тегеран достигли консенсуса по увеличению торговых обменов до $10 млрд. на первоначальном этапе. Это впечатляет.

«Обе стороны также договорились о функционировании коридора Север-Юг с целью сокращения транзитного маршрута между Ираном и соседними государствами на северных границах ИРИ», — заявил Э. Раиси. В этой связи министр финансов и экономики Ирана Эхсан Хандузи, сопровождавший президента, отметил, что завершена работа по ранее согласованной российской кредитной линии в размере $5 млрд., которые в основном, будут выделены на проекты коридора Север-Юг.[8] Это действительно может оживить торговлю между двумя странами. Теперь дело за практическим выполнением договорённостей.

Сотрудничество в нефтяном секторе

Подводя итоги своему визиту в Москву, президент Раиси сказал, что «министр нефти Ирана также достиг договоренностей с российскими чиновниками в энергетической области о разработке нефтяных и газовых месторождений».[9] Министр Джавад Оуджи, который сопровождал Раиси в Москву, заявил, что «со многими мощными российскими компаниями достигнуты очень хорошие договоренности о расширении сотрудничества в области разработки газовых и нефтяных месторождений, строительства нефтеперерабатывающих заводов, передачи технологий и технологического оборудования, в которых нуждается отрасль».[10]

Правда, при этом ни г-н Раиси, ни г-н Оуджи не назвали эти компании. Понятно, что сейчас, когда против Ирана и его нефтяного сектора действуют серьёзные санкции США, ещё не время называть эти компании и переводить договорённости в практическую плоскость. По мнению издания «Коммерсантъ» (20.01.22.), «в российских экспертных кругах считают, что никакого интереса к Ирану у нефтегазовых компаний нет, а в инфраструктурных проектах Россия сильно уступает Китаю, как в компетенциях, так и в возможностях финансирования. То есть никакой крупный российский частный бизнес в Иран не придет. Одна из причин — это санкции США. Так, в 2018 году «Зарубежнефть», единственная российская компания, получившая контракт в Иране на разработку месторождений Абан и Западный Пейдар, отказалась работать в ИРИ».[11]

Кстати, «Российские железные дороги», еще одна государственная компания, прекратила реализацию своих проектов в Иране в апреле 2020 года из-за опасений по поводу санкций США.[12]

Поэтому реального осуществления масштабных планов в экономике Ирана, в том числе и в нефтегазовой сфере, по всей вероятности, России придется подождать до снятия санкций с ИРИ.

Сотрудничество в энергетике

Ситуация в российско-иранском сотрудничестве в сфере энергетики более предпочтительная. В атомной энергетике крупнейшим проектом РФ в ИРИ - сооружение АЭС «Бушер». Первый блок атомной станции Россия подключила к национальной энергосистеме Ирана в сентябре 2011 года. Сейчас, несмотря на трудности финансирования со стороны Ирана, ведется строительство второго, заключен контракт на создание третьего. Помимо этого, Москва поставляет Тегерану ядерное топливо, необходимое для работы реактора первого блока. Хотя Иран до сих пор не выплатил полностью свои долги за строительство Бушерской АЭС.

Официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди заявил: «Сотрудничество в атомной сфере было одним из вопросов стратегической важности на состоявшихся в среду (19.01) переговорах президента ИРИ Э. Раиси с президентом РФ В. Путиным. Проблема атомной промышленности может быть разделена на две части, одна из которых связана, а другая не связана с энергетикой. Речь идет также о различных видах радиоизотопов, используемых в медицине, промышленности, сельском хозяйстве и в других областях».[13]

В июне 2021 г. началась реализация проекта по созданию в провинции Хормозган на юге Ирана тепловой электростанции (ТЭС) «Сирик» с привлечением российского госкредита. Мощность ТЭС должна составить 1,4 ГВт. Электростанция, как сообщалось ранее, будет состоять из 4-х паросиловых блоков по 350 МВт.[14]

Военно-техническое сотрудничество

Президент ИРИ заявил, что «сотрудничество в области обороны и аэрокосмической промышленности также входило в число согласованных вопросов». Российско-иранское военно-техническое сотрудничество, о котором также шла речь на московском саммите, регламентировалось режимом запрета на поставки в Иран тяжелой военной техники сроком на пять лет и ракетного вооружения и ракетных технологий сроком на восемь лет (практически повторяя Резолюцию № 1929 от 2010г.). Срок действия данного режима (кроме ракетного оружия) истёк 18 октября 2020 г., что зафиксировано в Резолюции 2231, которая включает и положения СВПД.[15]

Сейчас путь развития ВТС с Ираном, получается, свободен.

В октябре 2021 года начальник Генштаба Ирана Мохаммад Багери заявил, что Иран и Россия планируют заключить соглашение, которое предполагает военное сотрудничество, закупку оружия и борьбу с терроризмом. «Этот документ находится в стадии подготовки. У лидеров наших стран есть полное взаимопонимание в разработке этого документа», - подчеркнул Багери. Генерал Багери тогда прилетал в Москву и провел переговоры с министром обороны России Сергеем Шойгу и начальником Генштаба Валерием Герасимовым.[16]

И уже в декабре 2021 года в СМИ появилась информация о том, что Россия и Иран могут подписать соглашение о военном сотрудничестве на огромную сумму - $10 млрд.

Издание Aviacionline (26.12.2021.)[17] процитировало иранского военного аналитика Бабака Тагваи (Babak Taghvaee), который, ссылаясь на свои источники, сообщил,[18] что Иран может закупить 24 истребителя Су-35СЭ. За самолеты Тегеран якобы «заплатит $3 млрд. сырой нефтью». По данным Тагваи, ВВС ИРИ уже отобрали 30 пилотов с целью обучения полетам на Су-35СЭ. «Если оборонное соглашение будет подписано в январе, обучение начнется практически сразу, а к середине 2022 года будут поставлены все 24 Су-35СЭ», – пишет г-н Тагваи.

По его данным, контракт будет включать также «продление срока службы, капитальный ремонт и модернизацию 23 истребителей МиГ-29 и 25 штурмовиков Су-24МК, имеющихся на вооружении ВВС Ирана». Помимо этого пакет вооружения, который будет приобретен Ираном, включает закупку двух дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности С-400 «для усиления защиты стратегических районов, таких как объекты ядерной программы Ирана».

Однако некоторые аналитики сомневаются в возможности подобной сделки в таком формате и находят несколько причин. Во-первых, в находящемся под жесткими санкциями Иране серьёзный дефицит валюты и в целом финансовых средств. Во-вторых, российский кредит на такую большую сумму едва ли представляется возможным для РФ. В-третьих, оплата же закупаемого оружия на громадные суммы сырой нефтью в таких объемах стране, самой являющейся одним из крупнейших производителей и экспортёров нефти, кажется нереальным. Тем более возможности России эффективно перерабатывать иранскую нефть, а также эффективно ее использовать, остается под вопросом.[19] В-четвёртых, конкуренция Китая.

В середине января Китай посетил глава МИД ИРИ г-н Абдоллахиан. Министр иностранных дел КНР Ван И и его иранский коллега объявили о начале практической реализации плана всестороннего сотрудничества между двумя государствами на 25 лет, соглашение о котором было подписано в марте прошлого года, но фактически не работало. Как известно, в этом китайско-иранском договоре значительное место занимает ВТС.

В связи с этим представляется реальной интенсификация военно-технического сотрудничества КНР и ИРИ. По нескольким причинам. Китай – главный потребитель иранской нефти, и иранская «нефтяная валюта» вполне может устроить Пекин. Кроме того, предлагаемый Китаем истребитель J-10C имеет приблизительно одинаковые характеристики с Су-35, но китайский самолёт дешевле и более прост в эксплуатации.[20]

Конечно, хотя все предположения и прогнозы о заключении соглашения о ВТС во время визита Раиси в Москву не оправдались, но это не означает, что такое соглашение не появится в ближайшем будущем. Российский военный аналитик, беседовавший с изданием Al-Monitor (20.01.2022) на условиях анонимности, заявил, что фактическая сумма контрактов на поставку российского оружия Ирану может немного превысить $2 млрд., что как раз та сумма, которую Москва была бы готова предоставить в качестве кредита Тегерану, которому не хватает наличных денег.[21] Поэтому, вполне вероятно, что содержание контракта претерпит определённую коррекцию. Тем более что ранее Иран проявлял интерес к более дешёвым Су-30, МиГ-29М или МиГ-35, которые имеют общую инфраструктуру технического обслуживания с уже поставленными в ИРИ самолетами.

Не вызывает понимания в РФ и стремление ИРИ получить не столько готовые изделия, сколько передовые технологии для использования их вне российского контроля. Несомненно, и в Москве, и в Тегеране продолжается скрупулёзное изучение проблемы продажи – покупки оружия, взвешиваются все «за» и «против», идут поиски наиболее выгодного для всех компромиссного варианта.

Ко всему прочему поставки в ИРИ широкого спектра самого современного оружия вызовет неминуемо отрицательную реакцию Израиля, Саудовской Аравии и других арабских государств – оппонентов Ирана, с которыми у Москвы хорошие отношения. Это тоже учитывается Россией.

Международная политика

Но переговорах в Москве российский и иранский лидеры, естественно, обсуждали международные проблемы. Пожалуй, наиболее острым был вопрос восстановления СВПД.

Недавно российская делегация в Вене представила проект временного соглашения и обсудила его с Ираном. В соответствии с проектом, Тегеран должен будет прекратить обогащение урана до 60% и избавиться от своих нынешних запасов, возможно, экспортировав его в Россию, наряду с другими ограничениями. В обмен иранское правительство получит доступ к миллиардам долларов, замороженных на счетах в иностранных банках, в том числе в Южной Корее.[22] Иран пока не соглашается с этим предложением.[23] Не исключено, что Владимир Путин убеждал в Кремле своего иранского коллегу всё же принять эти предложения.

Безусловно, глубокому анализу были подвергнуты сложнейшие ситуации в Сирии и Афганистане, где позиции Москвы и Тегерана, несмотря на имеющиеся порой серьёзные разногласия, в целом совпадают.

В Москве президенты двух стран положительно оценили сотрудничество России и Ирана в деятельности таких организаций, как ЕврАзЭС и ШОС.

Резюме

Первый визит Э. Раиси в Россию завершен. Ещё рано анализировать его масштабные последствия. Они проявятся, но не сразу.

При всём этом нельзя не отметить, что визит президента Раиси в РФ не стал для Ирана переломным в отношениях с Россией, на что надеялись в Тегеране и о чём очень активно и упорно высказывались иранские СМИ накануне визита.

Россия не стала стратегическим союзником Ирана в его противостоянии с Америкой. Хотя иранский президент отметил в Кремле, что Иран «больше 40 лет уже противостоит американцам» в «нынешних, очень исключительных условиях, когда идёт противостояние односторонним действиям Запада, в том числе и Соединённым Штатам, мы [ИРИ и РФ, авт.] можем создать синергию[24] в нашем взаимодействии».[25] Президент Путин не стал развивать эту тему.

Многие обозреватели посчитали, что основная цель визита Раиси лежала в экономической плоскости, в стремлении с помощью России укрепить базу для финансово-экономического противодействия санкциям (тем более РФ также испытывает их давление). Но, прежде всего, добиться от России инвестиций. В этом ключе и должен был сработать предложенный иранской стороной договор. (Напомним, китайский его аналог предусматривает инвестиции в экономику ИРИ в размере $400 млрд.). Однако пока многие российско-иранские проекты отложены (в том числе, возможно, и контракты по ВТС).

В свою очередь этот визит был достаточно важным для России. Москва прекрасно понимает стратегическое значение Ирана. Ни у кого не вызывает сомнения, что ИРИ играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты - Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия, Персидский залив. Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение. Все болевые точки региона, все, казалось бы, сугубо внутренние проблемы отдельных частей региона, будь то этнические или религиозные, военные или экономические, проблемы беженцев и наркобизнеса, проблемы терроризма и сепаратизма, так или иначе, сопряжены с Ираном.

Излишне напоминать, что Иран как источник углеводородных природных ископаемых, а также как территория транспортировки нефте-газопродуктов обладает абсолютной ценностью. Так, разведанные запасы сырой нефти Ирана составляют 211600 млн. баррелей или 11.9 % от общемировых запасов, что делает его одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира (третье место в мире после Венесуэлы и Саудовской Аравии). По разведанным запасам газа Иран занимает второе место в мире после РФ - 33,7 трлн. м3.[26]

Более того, 82-х миллионный Иран, имеющий одну из самых многочисленных армий в мире (около 900 тыс. человек), объективно, вне любой как внешне-, так и внутри- политической конъюнктуры, является решающим фактором западно-азиатской региональной политики.

Иметь деловые отношения с Тегераном – краеугольный камень российской внешней политики в Западной Азии.

Если принять во внимание, что сейчас возросло напряжение в отношениях РФ – США, РФ – НАТО, РФ – Евросоюз, то укрепление сотрудничества с крупнейшей державой Западной Азии – Ираном приобретает особое значение. Нельзя отрицать, что визит президента Ирана в сложное для России время – это знак для нынешних оппонентов РФ, которые также не испытывают дружеских чувств к Тегерану.

При этом парадоксальной, на мой взгляд, является следующая информация. Независимый некоммерческий исследовательский фонд GAMAAN (находящаяся в Нидерландах иранская группа анализа и измерения взглядов в Иране) 21-30 сентября 2021 г. провёл опрос 23 тысяч респондентов – иранцев об их отношениях к странам мира, в том числе к США. Результаты такие: положительное отношение к США – 52,1%, отрицательное – 39,5%.[27] Не знаю, насколько можно доверять этим данным от иранской оппозиции, но если это так, то это придется учитывать для понимания внутриполитической обстановки в Иране и при принятии внешнеполитических решений на перспективу.

В итоге можно констатировать, что главным значением визита президента ИРИ в Москву для России стало знакомство с новым руководителем исполнительной власти в Иране, близким соратником верховного лидера аятоллы Хаменеи, его новой политикой во всех её проявлениях.

Хотя в результате переговоров на высшем уровне не было подписано никаких документов, визит подтвердил утверждение российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, что проведена инвентаризация отношений с учетом изменений в руководстве Ирана. Можно добавить, что произведена тщательная диагностика по всем направлениям сотрудничества. Это создаёт основу, открывает перспективы развития делового сотрудничества по многим направлениям.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1]     Сайт Президент России. 19.01.2022. Встреча с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67608

[2]     Владимир Сажин. Иран – Китай: стратегический союз? Сайт журнала Международная жизнь. 14.04.2021. https://interaffairs.ru/news/show/29749

[3]     Сайт Президент России. 19.01.2022. Встреча с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси.

[4]     Сайт Президент России. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. http://www.kremlin.ru/supplement/3290

[6]     Сайт ТАСС. 18.01.2022. Россия и Иран достигли в 2021 году нового рекордного товарооборота в $3,3 млрд https://tass.ru/ekonomika/13460571

[7]     Сайт Экспорт и импорт России по товарам и странам. Россия: Статистика внешней торговли. По данным ФТС России. https://ru-stat.com/date-M202009-202109/RU/trade/IR

[8]     Сайт Иран.Ру. 21.01.2022. Tегеран и Москва оценивают будущий товарооборот в 10 миллиардов долларов. https://www.iran.ru/news/economics/119695/Tegeran_i_Moskva_ocenivayut_budushchiy_tovarooborot_v_10_milliardov_dollarov?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

[9]     Сайт IRNA.21.01.2022. President Raisi explains achievements of Moscow visit.

[11]   Марианна Беленькая. Эпоха НАТО закатилась из Тегерана. Сайт КоммерсантЪ. 20.01.2022. https://www.kommersant.ru/doc/5173147

[12]   Сайт РЖД. 02.04.20202. Холдинг "РЖД" прекратил реализацию инфраструктурных проектов в Иране. https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=249894

[13]   Сайт ТАСС. 20.01.2022. Иран и Россия намерены развивать стратегическое сотрудничество в атомной сфере https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13481621

[14] Сайт РИА Новости. 19.01.2022. Межгосударственные отношения России и Ирана. https://ria.ru/20220119/otnosheniya-1768393078.html?in=t

[15]   Резолюция 2231 (2015), СБ ООН. от 20 июля 2015 года. Приложение В: Заявление. стр. 126 – 133. Сайт ООН. http://undocs.org/ru/S/RES/2231(2015)

[16]   Сайт Interfax. 19.10.2021. В Иране анонсировали заключение военного соглашения с РФ. https://www.interfax.ru/world/798260

[17]   Gaston Dubois. Russian/Iranian defense agreement for Su-35 and more, to be signed soon. Сайт  Aviacionline. 26.12.2021. https://www.aviacionline.com/2021/12/russian-iranian-defense-agreement-for-su-35-and-more-to-be-signed-soon/

[19]   Сайт Military Watch Magazine. 15.01.2022. How Realistic Are Western Press Reports of a $10 Billion Russian-Iranian Su-35 and S-400 Arms Deal? https://militarywatchmagazine.com/article/western-press-10billion-iran-su35-s400

[20]   Сайт Military Watch Magazine. 07.04.2021. $400 Billion China-Iran Deal Could Pave Way For J-10C Fighter Sales: Why Firebird Jets Are the Best Choice For Iran. https://militarywatchmagazine.com/article/400-billion-china-iran-deal-could-pave-way-for-j-10c-fighter-sales-why-firebird-jets-are-the-best-choice-for-iran

[21]   Kirill Semenov. Putin, Raisi look to boost trade, regional cooperation in Moscow talks. Сайт Al-Monitor. 20.01.2022/ https://www.al-monitor.com/originals/2022/01/putin-raisi-look-boost-trade-regional-cooperation-moscow-talks#ixzz7InOvH98M

[22]   Carol E. Lee, Courtney Kube and Dan De Luce. Russia proposed interim nuclear deal to Iran, with U.S. knowledge, sources say. Сайт NBC News. 22.01.2022. https://www.nbcnews.com/politics/national-security/russia-proposed-interim-nuclear-deal-iran-us-knowledge-sources-say-rcna13039

[23]   Подробнее об одном из вариантов временного соглашения по СВПД см.: Владимир Сажин. Прорыв по СВПД в Вене? Сайт журнала Международная жизнь.15.01.2022. https://interaffairs.ru/news/show/33250

[24]   Синерги́я — усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов. Например: соединение (синергизм) двух и более кусков радиоактивного материала, превышающее критическую массу, даёт выделение энергии, превосходящее простое суммирование излучения энергии каждым из отдельных кусков.

[25]   Сайт Президент России. 19.01.2022. Встреча с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси.

[26]   Сайт Нефть-газ-ископаемые. рф. 24.02.2021. https://www.xn-----7kcbmkfaolw0acwp3ak9a0lg.xn--p1ai/zapasi-gaza-v-mire

[27]   Сайт GAMAAN. Гозареше назарсанджи «Нэгареше ираниан бе рабете ба джаhан» - Абад, 1400. (перс. яз.) (Отчет об опросе «Отношение иранцев к странам мира» - месяц Абад 1400 г.(сентябрь 2021). https://gamaan.org/2021/10/27/ir-survey-persian/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати