«Исторический фатализм существует для трусов. Смелость и счастливый случай не раз меняли ход событий. Этому учит нас история. Бывают моменты, когда воля нескольких человек сокрушает все препятствия и открывает новые дороги», - написал Шарль де Голль, президент, спасший Францию, объединивший французский народ, освободивший Алжир и другие колонии империи.
В Военной академии за свою сухость и постоянную манеру «задирать нос» начальство дало де Голлю ироническое прозвище – «король в изгнании». Про свою заносчивость он сам позднее напишет так: «Настоящий вождь держит остальных на расстоянии. Нет власти без авторитета, и нет авторитета без дистанции».
За характер и высокий рост товарищи прозвали его «длинной спаржей». В 1913-ом году младший лейтенант Шарль де Голль был отправлен служить в пехотный полк. Едва началась война, он был два раза ранен, попал в немецкий плен, в котором предпринял пять неудачных попыток побега и был освобожден только через три года, после заключения перемирия в 1918-ом. После этого де Голль принял участие в интервенции в Россию в качестве инструктора польских войск, затем служил в войсках, оккупировавших Рейн, и был в числе военнослужащих, вторгнувшихся в Рур.
В 1925-ом году маршал Петен, верденский победитель и непререкаемый авторитет среди французских военных, обратил внимание на молодого де Голля, назначив его своим адъютантом. А вскоре будущему генералу было поручено сделать доклад о комплексе оборонительных мер, принятых на случай будущей войны. Де Голль, разумеется, подготовил эту работу, однако для Петена она стала полной неожиданностью, поскольку в корне противоречила существующим в штабе взглядам. Опираясь на стратегические и тактические уроки «позиционной» Первой мировой, маршал и его сторонники делали упор на линию укрепленной обороны, печально известную «линию Мажино». Однако де Голль утверждал о необходимости формирования мобильных тактических подразделений, доказывая никчемность защитных построек при современном развитии техники и учете того, что французские границы проходят в основном по открытым равнинам. В результате разразившегося конфликта его отношения с Петеном были испорчены. Однако первые же дни Второй Мировой войны подтвердили правоту Шарля де Голля.
В июне 1940-го года Поль Рейно определил де Голля на высокое место в Министерство обороны. Шарль сконцентрировал все свои силы на продолжении борьбы, однако было уже слишком поздно. Правительство Рейно отправилось в отставку, а маршал Петен подписал документ о капитуляции Франции. Де Голль добрался до Лондона, где за считанные дни создал организацию «Свободная Франция» и потребовал от британских властей предоставить ему радиооэфир, вещавший на захваченные нацистами земли, а также на территорию режима Виши. Долгие годы для тысяч своих соотечественников, участников движения Сопротивления его голос, голос свободы, впервые прозвучавший 18 июня 1940-го и произносивший пятиминутные речи по два раза в день, оставался единственной надеждой на будущую победу. Свое первое послание он начал в манере французских королей: «Мы, генерал де Голль, обращаемся к Франции». Но тогда же прозвучало и это: «Эта война не ограничивается лишь несчастной территорией нашей страны. Исход этой войны не решается битвой за Францию. Это мировая война».
Вот как описывали биографы де Голля в 1940-ых годах: «Очень высокий, худощавый, крепкого телосложения. Длинный нос над маленькими усиками, убегающий подбородок, властный взгляд. Постоянно одет в форму цвета хаки. Головной убор украшен двумя звездами бригадного генерала. Шаг всегда широкий, руки, как правило, по швам. Речь медленная, но резкая, временами с сарказмом. Поразительная память».
В августе 1944 года де Голль пройдет по освобожденному американцами, дивизией «Свободная Франция» и бойцами Сопротивления Парижу как победитель, приветствуемый десятками тысяч соотечественников. Став главой Временного правительства Франции, он с опорой на Сталина добьется от Вашингтона и Лондона сохранения своей страны в статусе великих держав. В мае 1945 года французы, к великому удивлению поверженных немцев, будут принимать капитуляцию вермахта вместе с другими державами-победительницами. Его жесткий и бескомпромиссный характер приведет к тому, что в уже в 1946 году он уйдет в отставку. До 1953 года он будет пытаться реализовывать свою программу через партийные структуры, а затем, убедившись, что система его не принимает, отойдет от дел.
В 1950-е годы Францию раздирали кризисы. В 1954 году Франция потерпела жестокое поражение в Индокитае от национально-освободительных движений. Начались волнения в Алжире и других странах Северной Африки, где располагалась основная часть бывших или фактических французских колоний. Несмотря на экономический рост, население жестоко страдало от девальвации франка, от инфляции. По стране прокатывались волны забастовок. Правительства сменяли друг друга.
К 1957 году положение ухудшилось, усилились экстремистские тенденции в обществе. Фашиствующие военные в Алжире, ведущие боевые действия против повстанцев, грозили переворотом. 13 мая 1958 года такой переворот едва не произошел. Газеты стали писать о «необходимости ответственности».
В условиях острейшего правительственного кризиса 16 мая президент Рене Коти обратился к де Голлю с предложением занять пост премьер-министра с одобрения парламента. А после принятия новой конституции страны в сентябре 1958 года, состоялись и президентские выборы, на которых 75,5 % выборщиков по всей Франции отдали свои голоса премьер-министру.
21 декабря 1958 года Шарль де Голль был избран президентом Французской Республики, а 8 января 1959 года прошла торжественная инаугурация президента Франции де Голля. Его полномочия для того времени были необычайно широки: он мог в случае чрезвычайной ситуации распустить парламент и назначить новые выборы, лично курировал вопросы обороны, внешней политики и важнейшие внутренние министерства.
Начало "исключительности" Франции в НАТО положил Президент де Голль, когда в марте 1966 года вывел вооруженные силы своей страны из-под общего командования НАТО и закрепил за ней право выборочного участия в инстанциях альянса, принимающих решения, сохранив место полноправного члена в Североатлантическом совете. Пойдя на такой шаг, основатель V Республики исходил из нежелания автоматически втянуть свою страну в военные конфликты эпохи холодной войны по воле НАТО и вопреки национальным интересам Франции. К тому же де Голль считал крайне необходимым иметь независимый ядерный потенциал страны, что, по его мнению, гарантировало ей место среди великих держав.
Генерал продолжил свой курс на продвижение отношений с Советским Союзом. В их поступательном развитии он видел не просто залог благополучия двух народов, но и важнейший фактор в деле снижения международной напряженности, поддержания региональной и глобальной стабильности.
Де Голль выдвинул концепцию Большой Европы от Атлантики до Урала – мирной, без разделительных линий и блокового противостояния. А в 1966 г. генерал совершил исторический визит в СССР, придавший мощный импульс двустороннему сотрудничеству по всем направлениям, включая такие сферы, как политика, экономика, культура, космос. В ходе своей поездки генерал много говорил о важности согласия и сотрудничества «во всей Европе с тем, чтобы она сама обеспечила свою безопасность». Мечтал о том, чтобы «наш древний континент, покончив с разделением и объединившись, вернул принадлежащую ему роль в обеспечении равновесия, прогресса и мира во всем мире».
За 80 лет своей жизни этот человек сумел стать величайшим героем Франции после Жанны д'Арк. Он успел дважды возглавить страну, оба раза принимая руководство на пике национальной катастрофы и оставляя государство в состоянии экономического подъема и роста международного престижа. При этом он написал более десятка книг – мемуаров и теоретических трудов по военному искусству, часть которых по сей день остаются бестселлерами.
Будучи сам, по общему признанию, донельзя авторитарным человеком, де Голль, обладая, по сути, суверенными властными полномочиями, дважды добровольно отказывался от своей власти и уходил в отставку. Более того, этот человек оставил в наследство потомкам стабильную политическую систему, называемую Пятой республикой, по конституции которой Франция живет сегодня.
Французы говорят: «Шарль де Голль навсегда останется в нашей истории, как священная личность. Он был первым, кто вынул шпагу».
По материалам сайтов «Военное обозрение», calend.ru, журнала «Международная жизнь», издания «Аргументы и Факты».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs