ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польша и закон «О геноциде белорусского народа»

11:52 17.01.2022 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Польские власти весьма тревожно восприняли принятие в Белоруссии закона "О геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы" и возбуждения уголовного дела по факту массового истребления жителей республики гитлеровцами, их приспешниками и вооружёнными формированиями других государств, воевавших против Советского Союза (1).

В рамках расследования опрошены около 12,5 тыс. свидетелей, в основном, узников концлагерей. В завершающей стадии находится работа по допросам ветеранов Великой Отечественной, инвалидов, детей войны и всех, кто располагает информацией о данных преступлениях (2).

Минск направил запросы о правовой помощи семнадцати государствам, в том числе России. Сотрудникам генпрокуратуры Белоруссии оказано содействие в сборе необходимой информации Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации и Федеральным архивным агентством Российской Федерации. Проявляет интерес к расследованию также Израиль. Литва и Латвия отказали в помощи. А Польша объявила Минску в этом вопросе настоящую информационную войну.

Самое уязвимое место польской исторической политики - это образ польского государства и польского народа как извечных жертв чужой агрессии, будь то германской или российской. Объявив историю полем информационно-идеологической битвы за политическое влияние в Восточной Европе, Варшава теперь сама становится жертвой собственной исторической политики.

Стремление возродить былое влияние "от моря до моря" Варшава обосновывает историческим правом поляков быть народом-объединителем этой части света, утверждая, что Речь Посполитая и государственно-политические традиции польского народа, как таковые, - суть выражение справедливости и синоним демократии и свободы. На этой буколической картинке не должно быть ни пятнышка, иначе образ Польши как благодетельницы литовцев, украинцев и белорусов сразу померкнет.

Для пропагандистского обслуживания данной теории придуманы и накрепко зафиксированы польской исторической традицией такие формулы как "равные с равными", "родом русин, по национальности поляк", "за нашу и вашу свободу". Первая формула - о равноправном содружестве литовцев, украинцев и белорусов с поляками. Вторая - о польской политической нации, поглотившей западнорусское население. Третья - о готовности поляков воевать за свободу всех народов Речи Посополитой. По замыслу польского агитпропа, в глазах мировой общественности эти формулы должны сформировать положительный образ Польши как чадолюбивого государства, уважающего национально-религиозные особенности всех «своих» народов.

В действительности Польша проводила целенаправленную полонизаторскую политику. Даже евреям придумали название "поляки Моисеева обряда". Сами евреи себя так не называли, это был выверт польской пропаганды. Массовое истребление евреев на территории Польши в годы Второй мировой войны, и не без содействия польских коллаборационистов, показало, насколько искренне Варшава считали евреев такими же поляками.

Факты уничтожения евреев польским антисоветским подпольем зафиксированы и на территории советской Белоруссии. Причастными к геноциду белорусского народа, под которым закон "О геноциде" понимает советских граждан всех национальностей, проживавших в указанный период в Белорусской ССР, Минск считает Армию Крайову (АК) и союзные ей группировки. Поскольку имели место случаи ситуативного сотрудничества АК с гитлеровцами, а на территории Украины - с ОУН-УПА (запрещено в России), которая совершала рейды в Белоруссию, боевики АК попадают в разряд гитлеровских приспешников. И хотя АК воевала и против немцев, на территории Белоруссии она предпочитала воевать с Красной армией, т.е. с антифашистской силой.

Кроме того, Варшава поддерживала экстремистов т.н. Белорусской Народной Республики, тесно сотрудничавших с кайзеровской Германией, а потом с гитлеровской. Таким образом, идеологических точек соприкосновения между польской восточной политикой и гитлеровским режимом гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

О безальтернативной поддержке Польшей экстремистских режимов без стеснения заявляет глава Совета безопасности и обороны при президенте Польши Пшемыслав Журавский вель Граевский (Przemysław Źurawski vel Grajewski) в статье для украинской прессы: "Выход из-под власти Москвы произошёл в 1989-1993 годах, вступление в НАТО в 1999, вступление в ЕС в 2004. После этого этапа единственной нереализованной стратегической целью Польши было закрепление "распада Российской империи вдоль национальных швов", вне зависимости от идеологической направленности"(3).

"Вне зависимости от идеологической направленности" означает, что Варшава сотрудничает с любой идеологией, вплоть до неонацистской, если это помогает "закрепить распад Российской империи вдоль национальных швов". Что мы и видим на Украине, где польские политики без зазрения совести якшаются с украинскими неонацистами.

После этого, как можно Польшу считать антифашистским государством, если в 1930-х она мечтала о походе на восток вместе с фюрером, а сейчас поддерживает тех, кто тоскует по нацизму? Причём поддерживает не только в политике, но и на религиозном поле. Межрелигиозное общение Польской Католической Церкви с Украинской грекокатолической церковью - общеизвестный факт, как и то, что грекокатолицизм превратился в своего рода идеологию украинского национализма, породившей религиозный гибрид, ставший удобной идеологической платформой для дивизии СС "Галичина".

Варшава наверняка ощущает шаткость своего идеологического положения в свете закона "О геноциде белорусского народа". Оттого и реагирует на его принятие весьма болезненно, объявляя закон проявлениям личной полонофобии президента Белоруссии Александра Лукашенко. Ставки высоки и Варшава не скупится на эмоции. Принятие закона повлекло за собой обвинение руководства нелегального Союза поляков в Белоруссии (СПвБ) в пропаганде нацизма и провоцировании межнациональной вражды.

СПвБ насаждал в республике культ карателей АК, которые нападали на белорусские деревни, казнили бежавших из плена советских солдат, атаковали тыловые подразделения Красной армии. Поскольку АК контактировала с вермахтом и гестапо, культ АК автоматически становится культом нацистских приспешников.

Варшава придаёт большое значение моральному облику польской восточной политики, поскольку пытается обосновать свою жертвенность и право на региональное лидерство с нравственных позиций. Реальные факты свидетельствуют о том, что облик этот не настолько чист, и, следовательно, нравственные позиции Варшавы отнюдь не безупречны. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H22100323

2) https://grodnonews.by/news/zhizn/kak_prodvigaetsya_rassledovanie_masshtabnogo_ugolovnogo_dela_o_genotside_zhiteley_bssr_v_gody_vov.html

3) https://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2022/01/10/7132373/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати