ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

На что направлен новый бюджет Евросоюза?

10:19 30.12.2021 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

Саммит Европейского Союза, на котором обсуждался план восстановления экономики еврозоны после пандемии и семилетний бюджет на 2021-2027 годы, завершился довольно сложным компромиссом. После переговорного марафона, продолжавшегося почти 90 часов или около четырех суток, главы государств и правительств 27 стран ЕС достигли соглашения по бюджету Союза объемом в 1074,3 млрд. евро плюс средства фонда восстановления экономики после пандемии коронавируса объемом 750 млрд. евро.

Таким образом, в течение семи ближайших лет Евросоюз получит суммарный объем финансовых резервов в 1,824 трлн. евро, что почти вдвое превышает бюджет завершающегося семилетнего периода 2014-2020 годов в 0,96 трлн. евро. Однако суммарный объем семилетнего бюджета ЕС почти на €100 млрд. меньше, чем изначально предлагала Еврокомиссия. Причин этого несколько.

Во-первых, снижение доходной части бюджета связано с потерями из-за выхода Великобритании из ЕС. Напомню, что вторая экономика Европы после Германии - Великобритания ежегодно вносила в бюджет Евросоюза порядка 14 млрд. евро.[1]

Таким образом, в бюджете Союза образовалась дыра в 75 млрд. евро, которую должны заполнить другие страны. По мнению издания The Financial Times, основная тяжесть финансового бремени должна лечь на Германию, Нидерланды, а также Австрию, Данию и Швецию. Правда лидеры Австрии, Нидерландов, Дании и Швеции не согласились с такой постановкой задачи и призвали коллег установить потолок размера бюджета ЕС на уровне 1% от ВНП стран-членов ЕС, а также сократить расходы в тех сферах, которые не представляют пользы для налогоплательщиков, например, на бюрократические нужды.

Во-вторых, существенная часть доходной части бюджета Евросоюза просела из-за пандемии коронавируса. Все страны ЕС, кроме Болгарии, уже превысили предельно допустимый в Евросоюзе бюджетный дефицит в 3% ВВП из-за национальных мер по борьбе с пандемией. Рост дефицита бюджета Евросоюза в условиях пандемии уже достиг 7,5% ВВП. Из стран-членов Евросоюза больше всего страдают Испания, Италия и Франция.

В-третьих, проседание доходной части бюджета Евросоюза вызвано также ростом уровня государственной задолженности многих стран-членов ЕС из-за кризиса суверенной задолженности зоны евро в 2010-2014 годах, ставший фактически прямым следствием мирового финансового кризиса 2008 года. Выправить ситуацию за последующие пять относительно благополучных лет государства Евросоюза так и не смогли. Поэтому в сфере ограничений государственного долга практически все страны Евросоюза давно и системно находятся за пределами отметки в 60% ВВП, а некоторые южные страны Союза, включая Италию и Грецию, превышают этот показатель более чем вдвое.

В-четвертых, это невыполнение многими странами-членами ЕС бюджетных критериев базового экономического документа Евросоюза «Пакта стабильности и роста». Напомню «Пакт стабильности и роста» устанавливает предельный уровень бюджетного дефицита в странах-членах Союза в пределах 3% ВВП, а государственного долга - в 60 процентов ВВП. Правда, в 2020 году Еврокомиссия объявила о временной приостановке применения «Пакта», а также утвердила упрощенные правила утверждения программ государственной помощи бизнесу правительствами стран Евросоюза. Более того, Брюссель разрешил странам-членам Союза брать новые займы без внешних ограничений и использовать их для краткосрочного стимулирования своей экономики, в то же время повышая риски дефолта национальных экономик под тяжестью долгов в долгосрочной перспективе. Но временные льготные послабления странам-членам ЕС положение в целом не выправило.[2]

Что касается расходной части бюджета Евросоюза на ближайшее семилетие, то и здесь не все так гладко. По сравнению с предыдущей семилеткой, новый бюджет предполагает рост расходов на развитие инноваций, обеспечение обороны и контроля над иммиграцией, под сокращение попали в основном расходы на поддержание европейского сельского хозяйства.

Наиболее значимой проблемой для расходной части бюджета Евросоюза является в настоящее время реализация европейской экологической программы в рамках Парижского соглашения по климату. Во время дебатов о бюджете на предстоящие семь лет глава исполнительного органа Евросоюза призвала учесть при планировании принятую в конце 2019 года европейскую экологическую программу European Green Deal или проект «Зеленая стратегия» (ее еще называют «Зеленой сделкой»).

Если быть точным, то программа под названием «Европейским зеленым курсом» или «План обеспечения устойчивости экономики ЕС путем превращения климатических и экологических проблем в возможности во всех областях и обеспечения справедливого и инклюзивного перехода для всех» потребует выделения до 2027 года 100 млрд. евро, а к 2030 году 260 млрд. евро, что составляет около 1,5 процента ВВП еврозоны.[3] По мнению еврокомиссаров, предполагается, что если на цели зеленого проекта и защиты климата будет отведено не менее 25% всех расходов ЕС, то в этом случае удастся достичь поставленных Парижским соглашением экологических целей.

Напомню, что основной целью всеобъемлющего экологического проекта станет достижение к 2050 году полной климатической нейтральности в странах ЕС, т.е. экономической деятельности с нулевыми выбросами парниковых газов. Тем самым Европа надеется затормозить потепление на планете. Однако переход к климатически нейтральному будущему требует радикальной смены парадигмы развития Европы. Этот весьма сложный процесс затронет все сферы экономики, включая энергетику, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Глобальный переход для достижения климатических целей, потребует фундаментальных изменений в инвестициях и финансах. Готов ли Евросоюз к таким экологически ориентированным финансовым расходам на фоне сокращения бюджета? Не уверен.

Еврокомиссары уже пообещали представить план устойчивого инвестирования в рамках «Зеленой стратегии» и выделения 25% долгосрочного бюджета ЕС на климатические действия, надеясь на финансовую поддержку Европейского инвестиционного банка и Европейского климатического банка. Банки обязались создать фонд, который аккумулирует средства в размере 750 млрд. евро, что по замыслу должно стать мотором зеленой экономики Евросоюза на ближайшие 10 лет. Из этих денег 390 млрд. евро будут распределены в виде грантов или безвозмездной помощи странам-членам ЕС, а 360 млрд. евро - в виде льготных кредитов (льгота образуется за счет более высокого кредитного рейтинга у Еврокомиссии, чем у проблемных стран ЕС). Проекты для финансирования в рамках этого фонда должны предоставляться правительствами государств-членов Евросоюза на утверждение Еврокомиссии и Совету ЕС. Деньги, выделяемые в виде грантов, должны быть полностью распределены до 2023 года. Однако уже сейчас известно, что самое большое финансирование получит Италия - почти 209 млрд. евро, из них 81 млрд. евро в виде грантов и почти 128 млрд. евро в виде льготных займов. Правда есть и обязательное условие при освоении средств фонда - не менее 30% от всех предоставленных каждой из стран-членов ЕС субсидий и кредитов должны идти на «позитивные климатические проекты», т.е. проекты, нацеленные на внедрение зеленых технологий, альтернативной энергетики, энергосбережения, следовательно, всего того, что будет способствовать выполнению задачи Еврокомиссии по созданию к 2050 году в ЕС экономики с нулевыми углеродными выбросами.

При этом, начиная с 1 января 2022 года Европейский инвестиционный банк прекращает кредитовать проекты в газовой сфере. Это, безусловно, лишит газотурбинные электростанции и газопроводы льготных кредитов, что, в конечном итоге, приведет к значительному удорожанию газовых проектов.

Эти действия одного из крупнейших европейских банков свидетельствуют не только о тактических маневрах европейской банковского сектора экономики, но и в целом о стратегических замыслах руководства Евросоюза в газовой сфере. Применительно к нашей стране и учитывая, что Россия является основным поставщиком природного газа в Европу (44,7% объемов), новый стратегический курс ЕС направлен, в первую очередь, на опережающее создание своих конкурентных позиций на европейском энергетическом рынке.

Другим существенным фактором является план снижения зависимости ЕС от импорта существенной доли сырья из одной страны для обеспечения безопасности поставок, а также повышение эффективности использования ресурсов и снижение загрязнений. Сегодня ЕС в значительной степени зависит от поставок основного ряда природных ресурсов, импортируя 87% потребляемой нефти и 74% природного газа, причем более половины этих поставок идут из одной страны – России. Уровень поставок нефти в страны-члены ЕС из США, например, в 2020 году значительно снизился и не превышает 9,2% от общего объема.[4]

При этом, учитывая все обозначенные проблемы, по моему мнению, реализация проекта «Зеленой стратегии» Евросоюза в 2021-2027 годах и до 2030 года будет осложнена целым рядом причин, основными из которых являются: поиск компромиссов между странами-членами ЕС по дальнейшему развитию ЕС (не исключен выход в ближайшее десятилетие из состава ЕС ряда стран Вышеградской группы и, прежде всего, Венгрии), расширяющаяся пандемия вирусных заболеваний, а также риски дисбалансов в нефтегазовой сфере, что уже продемонстрировала текущая ситуация с запасами и ценами на газ в Европе.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] В Еврокомиссии рассказали об ущербе бюджету ЕС из-за Brexit 19.12.2017 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20171219/1511219027/.html

[2] Евросоюз превысил предельно допустимый дефицит бюджета из-за борьбы с пандемией 20.05.2020 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/ekonomika/8518121/.html

[3] Выход Великобритании лишил Евросоюз 75 млрд евро 12.02.2020 года. Электронный ресурс: https://www.dw.com/ru/.html

[4] «Зеленая сделка»: риски и возможности для ЕС и России 14.04.2021 года. Электронный ресурс: https://russiancouncil.ru/.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати