Мы, все государства, бывшие республики Советского Союза, после его распада оказались в состоянии полной растерянности, непонимания, как дальше жить, взаимодействовать, сосуществовать. Перед нами встали вопросы: что делать с ядерным оружием, которое находилось не только на территории Российской Федерации, с теми кооперационными связями, которые десятилетиями складывались между республиками бывшего Советского Союза, культурными связями, системой образования, которая пронизывала все школы бывшего Советского Союза?
Думаю, что принятие решения о создании СНГ, пусть даже было не до конца понятным, что это будет за организация, демонстрировало стремление сохранить все то хорошее, главное, жизненно необходимое, которое было в наших взаимоотношениях между союзными республиками.
С 2002 года в течение шести лет я работал в ЕврАзЭС и постоянно встречался с секретарями и руководителями СНГ. И мы сошлись на одной простой формуле: организации государств постсоветского пространства - ОДКБ, Союзное государство, ЕврАзЭС (в то время), а сейчас Евразийский экономический союз, они как бы существуют под «зонтиком» СНГ. СНГ служит «зонтичной» организацией, которая окормляет и объединяет, дает возможность всем организациям придерживаться каких-то единых правил, как общечеловеческих, так и экономических, научных и прочих.
Эта формула была нами принята, и все дискуссии сразу прекратились, мы успокоились и активно взаимодействовали. Взаимодействие заключалось в том, что мы подписывали меморандумы, соглашения о сотрудничестве, но это формальная сторона вопроса. А фактическая - мы все время были, оставались и остаемся в постоянном контакте. Руководство этих организаций хорошо друг друга знает, мы регулярно советуемся, согласовываем свои действия и т. д. Конечно, существуют горизонтальные связи, и они достаточно активны. Например, в ОДКБ объединяется ряд стран, в том числе государства Центральной Азии, и в рамках Союзного государства есть региональная группировка войск. Планы по военной подготовке, координации действий на случай чрезвычайных обстоятельств непрерывно сопрягаются и сверяются. Эта практика, о которой особенно и не думаешь, потому что она просто существует как воздух.
Когда, к примеру, мы решаем вопросы строительства на каком-то этапе Таможенного союза, Единого экономического пространства, то мы сверяем всю нашу документацию с тем, чтобы знать, что существует в сопредельных организациях. В Союзном государстве мы обязательно должны знать, что есть в Евразийском экономическом союзе, так же и наоборот.
Сейчас подписан План принятия 28 «дорожных карт», или программ в рамках Союзного государства. Многие их положения - координация промышленных политик, экономических политик, создание единого энергетического и транспортного пространства - это своего рода пилотные проекты для Евразийского экономического союза, и от успеха развития интеграции в рамках Союзного государства в значительной мере будет зависеть и успех интеграции в рамках и Евразийского экономического союза.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs