В 1922 году жена Ивана Алексеевича Бунина – Вера Николаевна Муромцева записала в дневнике, что Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. С той поры Иван Алексеевич жил надеждами, что когда-нибудь он будет отмечен этой премией.
10 ноября 1933 года все газеты Парижа вышли с крупными заголовками: «Бунин – Нобелевский лауреат». Каждый русский в Париже, даже не читавший Бунина, воспринял это как личный праздник. Ибо самым лучшим, самым талантливым оказался соотечественник! В парижских кабачках и ресторанах в тот вечер были русские, которые порой на последние гроши пили за «своего».
В списке номинантов в том году значилось 27 имен. В том числе Дмитрий Мережковский, Максим Горький, француз Поль Валери, испанец Хосе Ортега-и-Гассет, чех Карл Чапек.
Первой новость о присуждении Нобелевской премии Бунину узнала его супруга Вера Муромцева. Она писала в своих воспоминаниях, что на их виллу принесли телеграмму от шведского переводчика, в которой уточнялась национальность Бунина. Прозаик ответил – «русский изгнанник». Днем муж и жена отправились в «синема» смотреть «веселую глупость» – «Бэби». Вдруг темноту зала прорезал узкий луч фонарика. Прямо во время сеанса их отыскал Леонид Зуров, который попросил писателя срочно вернуться домой. Муромцева сама приняла звонок из Стокгольма. Связь была очень плохой, но она смогла разобрать главные слова – «Ваш муж - лауреат Нобелевской премии по литературе». К Бунину тут же прибыли журналист и фотографы. Один из их друзей вспоминал, что семья в то время испытывала материальные трудности, поэтому Бунины не могли даже оплатить работу курьеров, постоянно приносивших поздравительные телеграммы.
«И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось посмотреть фильм. Но нет. Не верить нельзя: весь дом светится огнями. И сердце у меня сжимается какою-то грустью... Какой-то перелом в моей жизни», – вспоминал сам Бунин.
Волнующие дни в Швеции. В концертном зале в присутствии короля, после доклада писателя, члена шведской академии Петра Гальстрема о творчестве Бунина, ему вручена папка с Нобелевским дипломом, медаль и чек на 715 тысяч французских франков. Отвечая на вопрос о том, за что Бунин получил Нобелевскую премию, следует обратиться к первоисточнику. Это официальный текст Шведской академии. В нем отмечается, что награда писателю присуждена за строгое мастерство, с помощью которого он развивает традиции русской классической прозы. Такое решение Нобелевского комитета вызвало неоднозначные оценки. Если композитор Сергей Рахманинов искренне поздравлял писателя, то поэтесса Марина Цветаева открыто заявила, что Горький или Мережковский заслужили эту премию больше Бунина. Тогда же все начали задаваться вопросом о том, за какое произведение Бунин получил Нобелевскую премию. Среди всего его многообразия творчества большинство останавливались на романе «Жизнь Арсеньева». Писать этот роман Бунин начал еще в Грасе в 1927 году. Галина Кузнецова, которая помогала ему работать над черновиками, вспоминает, что он буквально убивался над этим текстом. Многократно переписывал каждую главу, отшлифовывая все до совершенства. В романе оказалось много автобиографичного. Например, рассуждая об эпизоде, в котором главный герой, будучи подростком, влюбляется в девочку по имени Анхен, писатель начинал вспоминать свою соседку Сашу Резвую, из-за которой в юношеские годы не спал около месяца. Четвертая часть романа была закончена летом 1929 года. Издатели Бунина были готовы печатать произведение даже в неоконченном виде, так высоко они его оценили. Но Бунин не соглашался. Работа же над пятой заключительной частью шла тяжело. Бунин писал по 12 часов подряд. Он полностью погружался в воспоминания и, по словам Кузнецовой, в эти моменты был похож на йога или отшельника.
Само вручение премии состоялось в декабре 1933 года в Стокгольме. В своей Нобелевской речи писатель отметил, что премия впервые присуждается литератору, находящемуся в изгнании. Медаль и диплом Бунин получил из рук шведского короля Густава V. Часть 715 тысяч франков он перечислил нуждающимся. Бунин признавался, что в первые же дни после получения премии получил около двух тысяч писем от людей, оказавшихся в трудной жизненной и финансовой ситуации. В итоге им он раздал около 120 тысяч франков. Наконец, по совету доброжелателей, Бунин вкладывает оставшуюся сумму в «беспроигрышное дело» и остается ни с чем.
Друг Бунина, поэтесса и прозаик Зинаида Шаховская в мемуарной книге «Отражение» заметила: «При умении и малой доле практичности премии должно было хватить до конца. Но Бунины не купили ни квартиры, ни виллы...».
В отличие от М.Горького, А.Куприна, А.Н. Толстого, Иван Алексеевич не вернулся в Россию, несмотря на увещевания московских «гонцов». Он не приезжал на Родину никогда, даже туристом.
По материалам сайта http://bunin.niv.ru и FB.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs