В Киеве говорят о готовности к встрече глав МИД в нормандском формате. Эта готовность имеет определенный дипломатический фундамент.
В конце мая президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что договорился со своими украинским и российским коллегами Владимиром Зеленским, и Владимиром Путиным о проведении встречи в нормандском формате на уровне глав МИД.
В начале июня министр иностранных дел Германии Хайко Маас сообщил, что договаривается о встрече министров иностранных дел Украины, России, Германии и Франции в «Нормандском формате»: «Мы бы хотели, чтобы была встреча министров в Нормандском формате… (…) Такие встречи имеют смысл только, если они приносят какой-то результат. Поскольку не было прогресса в последнее время, мы ищем возможности Нормандский формат и вообще Минский процесс ускорить, дать новые импульсы имплементации минского процесса, и я работаю со своей стороны над этим».[i]
Это заявление сразу сопроводил своим мнением глава МИД Украины Дмитрий Кулеба: «Я искренне надеюсь, что она будет проведена и мы все готовы к очень предметному разговору. Главное - чтобы господин Лавров приехал на нее договариваться, а не выступать с классической российской позицией, что во всем виноваты все, кроме самой России».
В августе Дмитрий Кулеба вновь заявляет, что Украина готова к проведению встреч глав МИД стран «нормандского формата» и надеется на конструктивный подход РФ в этом вопросе. 26 октября Кулеба пишет в социальной сети следующее: «Встреча министров будет тогда, когда Сергей Лавров согласится принять в ней участие. Мы с Хайко Маасом и Жаном-Ивом Ле Дрианом готовы».[ii]
Итак, фундамент есть. Однако, есть и многое другое. События, факты, заявления, действия, которые говорят об обратном – никакие встречи в «нормандском формате» Киеву не нужны. Все обращения и призывы в сторону России о «конструктивном подходе» и тому подобное – попытки переложить ответственность и стойкая амнезия в отношении содержания Минских соглашений. А соглашения определяют, что конструктивный подход и многие действия юридического и практического характера – обязанность Украины. Встреча глав МИД до сих пор не состоялась, о ней продолжают говорить, но смысла в этой встрече все меньше и меньше. О чем встречаться?
Кроме готовности Берлина и Парижа необходима конкретика со стороны Киева, тогда и Россия увидит смысл в такой встрече. Конкретика же следующая. Трехсторонняя контактная группа не может работать конструктивно. Украинская сторона возмущена предложением представителя непризнанных республик вернуть в состав ТКГ Виктора Медведчука, лидера ОПЗЖ. При этом, представитель ДНР обосновал свое предложение тем, что Медведчук является профессионалом и договороспособен, в отличие от нынешних членов ТКГ. Представитель Киева в ТКГ Алексей Арестович заявил, что это предложение для Украины неприемлемо.
Тот же Арестович ранее заявил следующее: «Путин доиграется до того, что украинские ракеты будут направлены на Москву в какое-то ближайшее обозримое время. (…) По одной простой причине – мы работаем над ракетной программой. И наши ракеты оперативно-тактического уровня смогут доставать до Москвы».[iii] О чем говорит представитель Украины в ТКГ по Донбассу? Как это касается «нормандского формата» и Минских соглашений? Это расширение переговорной позиции? Ответы очевидны и обсуждать подобное ни на одной из площадок «нормандского формата» никто не будет. Но влияние на перспективы встречи подобные безответственные заявления оказывают.
А вот еще долгожданные стимулирующие продолжение переговорного процесса заявления действия. Долгожданные, Киевом, потому, что это голос Вашингтона устами временного поверенного в делах США при ОБСЕ Кортни Остриен: «Россия продолжает блокировать прогресс в отношении мер безопасности в рамках Трехсторонней контактной группы. Почему Россия не продемонстрирует, что заботится о людях, живущих на подконтрольной ей территории, и не выполнит Дополнительные меры по усилению режима прекращения огня, которые спасают жизни и ничего не стоят России?»[iv]
Дипломат США также призвала Россию и «возглавляемые ею силы открыть пять контрольных пунктов въезда-выезда, которые действовали до пандемии, а также пункты пропуска в Счастье и Золотом. Это не только продемонстрировало бы политическую волю России придерживаться своих обязательств по Минским соглашениям. Повторное открытие пунктов пропуска окажет большое положительное влияние на жизнь гражданского населения, которое стремится свободно передвигаться в своей стране, Украине». Длиннота цитаты необходима для понимания смыслов, которыми оперирует американский дипломат, имеющий весьма отдаленное отношение к комментируемым ею событиям. Смыслы дипломат вносит следующие – Россия сторона Минских соглашений, Россия имеет обязательства согласно этому документу. Сделаем и мы свои выводы – дипломат соглашения не читала. Россия не имеет обязательств в рамках упомянутых соглашений. Американский дипломат делает все возможное, чтобы переговорный процесс буксовал.
Кроме «стимулирующих» переговоры заявлений есть и действия. Представитель ЛНР Родион Мирошник сообщил в своем telegram-канале о срыве Украиной обсуждения «дорожной карты» урегулирования ситуации на Донбассе: «Заседание политической подгруппы в Минском формате завершилось на час раньше запланированного. Координатор от ОБСЕ Сильви Берманн констатировала, что диалог прекращён из-за отказа вести обсуждение одной стороной - в лице г-на Костина (представителя Киева в политической рабочей группе). (…) По факту, ничего не нового не произошло, лишь устремления Украины становятся четкими и понятными. Киев целенаправленно движется к развалу любых форматов достижения договоренностей и их выполнения. СЦКК - из-за захвата в заложники представителя ЛНР стал крайне проблемным для безопасности участников, на большинстве направлений Минской площадки - откровенное блокирование диалога, да и Нормандский формат Зеленский выпрашивает только чтобы сфотографироваться в «кругу великих». Нельзя не заметить, что начало переговоров сегодня проходило под аккомпанемент обстрелов организованных ВФУ на линии соприкосновения с разрушениями домов и инфраструктуры. А это очень четкий маркер, что как только будет исчерпан арсенал политико-дипломатических мер, начнётся эскалация конфликта. Похоже, что действия Киева ведут именно к этому»[v].
Ситуация на линии соприкосновения сложная – возобновились и усилились обстрелы из минометов и артиллерии. При этом украинская сторона нашла возможность похвастаться военными успехами. Представляя ситуацию почти как исторический момент: во вторник, 26 октября, в Донбассе произошло первое боевое применение купленного у Турции беспилотника Байрактар. Удар был нанесен с расстояния в 11 км. По украинской традиции первым об этом написал в социальной сети волонтер Олег Болдырев (псевдоним Мартин Брест).[vi] А потом уже выпустил сообщение Генеральный штаб ВСУ.
Отметим, что военно-техническое сотрудничество Украины и Турции начинает приносить плоды. Спасибо отдельное многовекторному президенту Эрдогану. Отметим особое удовольствие комментаторов от самого факта применения БПЛА, а также от того, что при этом ничего не нарушено, что беспилотник «отработал» с украинской территории. Событие действительно значимое, оно может открыть новую страницу в эскалации конфликта на Донбассе.
Это фрагментарное описание событийного фона, который сопровождает разговоры Украины о готовности к проведению встречи глав МИД в «нормандском формате». Готовность – это хорошо, вот только возникает вопрос о том, как идет подготовка к встрече. Разногласия в ТКГ и политической подгруппе, провокационные заявления США в интересах Украины, провокационные заявления представителей Украины в ТКГ, эскалация военных действий на Донбассе. Странная подготовка к встрече. Ее вероятность стремится к нулю, а если встреча и состоится – о чем говорить – зафиксировать расхождения, противоречия, продолжающееся игнорирование Киевом Минских соглашений?
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs