«Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет»
В.Высоцкий
Завершение 44-дневной войне Азербайджана и Армении осенью 2020 г. положило Трехстороннее заявление лидеров Азербайджана, Армении и России[1]. Согласно одному из его пунктов, «разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением должны осуществлять органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию сторон, будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана»[2].
Опасения Армении
Казалось бы, в Армении, которая 30 лет находилась в транспортной блокаде, восстановление путей сообщения с другими странами должно вызывать только положительные эмоции. Однако вариант, который Турция и Азербайджан предлагают для восстановления транспортного сообщения, наоборот, вызвал всплеск недовольства в Армении. Дело в том, что появилась информация, что пути сообщения пройдут через территорию Сюникской области в районе г. Мегри. Турция и Азербайджан намерены проложить 48-километровый транспортный коридор по берегу Аракса на юге Армении (старая железная дорога на этом участке пришла в полную негодность, и ее придется прокладывать заново), затем соединить Азербайджан с Нахичеванью и далее с Турцией. Коридор следует проложить, согласно планам, по всей границе Армении с Ираном. Турецкие и азербайджанские представители настаивают именно на коридоре, называя его Зангезурским (в армянском инфополе его именуют Мегринским или Сюникским), при этом предполагая его экстерриториальность.
Армянские эксперты опасаются, что открытие Зангезурского коридора станет «прямым нарушением территориальной целостности Армении». Открытие Мегринского коридора, по их мнению, ничего не даст Армении, кроме потери территории и в дальнейшем полного контроля над всей республикой со стороны Турции. Как считают в Ереване, в случае претворения в жизнь проект не позволит Армении напрямую торговать с иранцами, поскольку коридор будут контролировать другие страны: сперва российские пограничники, а затем и турецко-азербайджанская сторона - как главные инвесторы. В дальнейшем, предсказывает Пол Гобл (известный американский автор планов по размену территориями между Азербайджаном и Арменией), может статься, «Армения будет искать замену России, а состав миротворцев может измениться»[3].
В свою очередь, руководители Армении неоднократно заверяли, что ни азербайджанская, ни турецкая сторона не получат «отдельный» коридор через Мегри, который находился бы вне юрисдикции Армении. Так, пресс-секретарь армянского премьера Мане Геворкян высказала официальную позицию, что способы разблокирования региональных коммуникаций должны подчеркивать взаимосвязь региона, а в интерпретации Баку Зангезурский коридор «приобретает логику сохранения региональной изоляции,…и направлен на придание этой изоляции признака необратимости», что противоречит логике установления мира и стабильности в регионе.
Однако, по мнению армянской оппозиции, основанному на словах президента Турции Р.Эрдогана, армянский премьер Н.Пашинян ведет двойную игру. Так, турецкий президент рассказал, что Н.Пашинян ищет с ним встречи через премьер-министра Грузии И.Гарибашвили. Однако Р.Эрдоган огласил условия: «для такой встречи мы ждем от них шагов, которые могли бы продемонстрировать добрую волю». Примером такого шага, по словам турецкого президента, могло бы быть как раз открытие коридора в Нахичевань, которое в Ереване считают нежелательным без разблокировки остальных транспортных маршрутов в регионе.
Например, директор грузоперевозочной компании «Апавен» Г.Агаджанян в беседе с журналистами пояснил[4], что транспортные коммуникации целесообразно разблокировать, причем с минимальными затратами и явной выгодой для России, альтернативными путями. Речь идет о маршруте Акстава-Иджеван-Дилижан-Нахичевань [так называемом «северном железнодорожном маршруте» – Прим. автора]. Для этого достаточно отремонтировать Иджеванский участок в 10 км, и железная дорога из России в Турцию станет на 350 км короче, чем через предлагаемый Зангезурский коридор. Другой вариант - эксплуатация железной дороги из Турции через Ахурян в Гюмри, Ереван, Ерасх и Нахичевань. «Ерасх находится в 500-600 метрах от границы с Нахичеванью. Мы можем построить железную дорогу, эти 500 метров, до границы и всё», - сказал Агаджанян. По его словам, дорога через Ерасх позволит Армении выйти к черноморским портам Грузии через Нахичевань. Кроме того, эта дорога не будет «изолировать» Армению от Ирана, как Зангезурский коридор (в случае его экстерриториальности).
Геостратегические планы Турции и Азербайджана
Позиция Армении основана именно на комплексном подходе к восстановлению коммуникаций в регионе, созданию альтернативных маршрутов. Однако Турция и Азербайджан настаивают исключительно на сооружении Зангезурского коридора, из чего становится очевидно, что коммерческий интерес проекта находится на втором плане, а геополитика - на первом месте. Предложения армянской стороны даже не рассматривают под предлогом того, что «подписавшая капитуляцию страна не должна выдвигать требования».
В интервью азербайджанскому Гостелевидению Президент Азербайджана И.Алиев пригрозил Армении: «Мы реализуем Зангезурский коридор, хочет того Армения или нет. Если захочет — будет легче решить этот вопрос, если не захочет — решим силой»[5]. Судя по всему, И.Алиев не намерен ограничиваться прокладкой транспортного коридора: «Западный Зангезур в настоящее время находится под контролем Армении. Но в результате прокладки Зангезурского коридора, конечно же, мы, пользуясь этим коридором, вернем своих граждан на земли их предков»[6].
Своему президенту вторят азербайджанские политологи, уточняя, что «терпение Баку не будет продолжаться бесконечно, ему может прийти конец, и [Армения – Прим. автора] должна помнить о возможности повторения удара «железного кулака»[7]. Кроме того, по материалам азербайджанской прессы, в случае отказа Еревана от выделения своей территории под Зангезурский коридор, Баку может, не противореча букве Трехстороннего заявления, закрыть Лачинский коридор [согласно заявлению, он соединяет Армению с Карабахом через территорию Азербайджана – Прим. автора]. Альтернативный вариант - установить свои блокпосты там, лишив тем самым Армению доступа в Карабах, а российским миротворцам предоставить проход через Азербайджан[8].
Столь жесткий подход обусловлен далеко идущими планами турецко-азербайджанского тандема. Для Турции открытие Зангезурского коридора имеет геостратегическое значение, поскольку Анкара получит не только прямую сухопутную связь через Нахичевань и упомянутый коридор с остальным Азербайджаном, но и прямой доступ к тюркоязычным странам и рынкам Центральной Азии, потому что такой маршрут будет короче и дешевле. В настоящее время, чтобы доставить туда товары, турецкие грузовики в основном едут через территорию России и Грузии.
Кроме того, Анкара уже заявила о готовности приложить усилия для поставок туркменского газа в Турцию и транзит через турецкую территорию на рынки Европы. Эти вопросы обсуждали в ходе недавней встречи главы МИД Азербайджана, Турции и Туркменистана в Анкаре. Газ можно поставлять по уже имеющейся инфраструктуре — газопроводу TANAP. Однако предполагается, что одна ветка трубопровода должна быть проложена именно через Зангезурский коридор. Сейчас Азербайджан закупает газ для Нахичеванской автономии у Ирана, причем по завышенной цене. Зангезурский коридор необходим, чтобы доставить газ в Нахичевань и добавить определенные объемы поставок газа прикаспийских государств (Туркменистан, Казахстан) в Турцию и оттуда в Европу.
Анкара и Баку на международном уровне подают проект строительства коридора по армянской территории как вопрос решенный. Так, глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов на заседании министров группы развивающихся стран, не имеющих выхода к морю (Landlocked Developing Countries (LLDCs) в рамках 76-й сессии Генассамблеи ООН анонсировал, что Зангезурский коридор пополнит перечень существующих торговых и транспортных маршрутов[9]. Ранее замглавы МИД Азербайджана Махмуд Мамедгулиев заявил, что транспортным потенциалом Зангезурского коридора сможет воспользоваться Ирак. К тому же, замначальника Главного управления по эксплуатации и ремонту автодорог Хидаят Рустамов (Азербайджан) заявил, что проект Зангезурского транспортного коридора, который позволит выйти к Нахичевани, планируется завершить в 2024 году[10].
Армянская оппозиция подозревает, что во время закрытых встреч с азербайджанским и российским президентами Н.Пашинян давал какие-то обещания, чтобы удержать свою власть в самой Армении. Сейчас действующий премьер, возможно, передумал, в результате чего Азербайджан пытается оказывать давление, делая подобные заявления.
Армянский политолог А.Бадалян сформулировал ситуацию таким образом: «Азербайджан стремится к подписанию второго акта капитуляции, добиваясь предоставления коридора, который необходим Азербайджану для связи с Турцией. Этот коридор нужен также и Западу, который помог властям Армении воспроизвести себя. Это позволит его союзнику - Турции выйти в Центральную Азию и ослабить там позиции России».
Запад поддерживает проект еще и потому, что через члена НАТО –Турцию – он продвинет свою инфраструктуру в республики Средней Азии и получит контроль над северной границей Ирана. К своим собственным мотивам Запад добавляет, что Армения-де сможет освободиться от энергетической монополии Москвы и получит некую свободу политического маневра в «тисках России», так как сможет получать через Зангезурский коридор газ Туркменистана и Казахстана.
Вступают интересы Ирана
В середине сентября Азербайджан, воспользовавшись недостаточной детализацией Трехстороннего заявления, фактически установил таможенный контроль на автодороге, по которой идут перевозки из Армении в Иран. Дело в том, что после одержанной победы в 44-дневной войне Баку потребовал делимитации и демаркации границы с Арменией согласно картам советского периода. В результате оказалось, что часть трассы Горис—Капан в двух местах выходит за пределы границ советской Армении, именно поэтому там появились азербайджанские посты. В документах же, подписанных главами Азербайджана, Армении и России было оговорено право свободного проезда для армянских транспортных средств, но ничего не сказано о других странах. В результате больше всего пострадали иранские грузоперевозчики. Государственный комитет таможни Азербайджана подтвердил взимание платы за проезд, и за несколько дней в районе скопилось порядка 50 иранских фур. Двое водителей даже были задержаны за доставку грузов в Степанакерт.
В Ереване и Тегеране действия Баку восприняли как принуждение к тому, чтобы добиться согласия на открытие коридора. Пограничники Службы национальной безопасности Армении и ФСБ России подключились к урегулированию ситуации, но полностью решить ее не смогли.
По сообщениям «Арменпресс», иранские СМИ ранее неоднократно высказывали критические мнения, что Турция и Баку пытаются через Зангезурский коридор объединить пантюркистский мир, устранить геополитические возможности Ирана в регионе, отстранить Иран от региональной энергетики, ограничить Китай и Россию и нанести удар по инициативе «Один пояс, один путь»[11].
Более того, если коридор будет проложен вдоль армяно-иранской границы, то это станет «нарушением коммуникационного суверенитета и Ирана». Аргумент состоит в том, что иранцам для поездок в Армению «придется проезжать коридор, контролируемый третьими странами».
Безусловно, Тегеран не мог оставить без ответа трансграничные проблемы между собой (Ираном) и Азербайджаном. Под предлогом внепланового учения Тегеран стал демонстративно перебрасывать войска в район границы с Нахичеванью и вдоль южного берега реки Аракс[12].
Кроме воспрепятствования транзиту иранских фур через территорию Армении, Тегеран возмутило появление турецких военных на совместных с Азербайджаном военно-морских учениях непосредственно на Каспии в нарушение Конвенции по правовому статусу Каспийского моря. По свидетельству экспертов еще год назад, даже непосредственно перед 44-дневной войной такой интенсивной совместной боевой подготовки вооруженных сил Азербайджана и Турции не было.
В ответ на развертывание иранских войск Турция также разместила на границе с Исламской Республикой свое вооружение, а воздушное пространство вдоль границы стали патрулировать беспилотники Bayraktar.
До вооруженных столкновений пока не дошло, стороны договорились провести переговоры в Тегеране, но напряженность сохранилась. Ситуация в Закавказье может проясниться после встречи лидеров России и Турции 29 сентября в Сочи, на которой, вероятно, среди прочих, будет рассматриваться вопрос о разблокировании транспортных путей в Закавказье.
Позиция России
В российском экспертном сообществе мнения по поводу выгоды от прокладки «Зангезурского коридора в турецко-азербайджанском понимании» разделились. Однако официальное мнение России по поводу агрессивной позиции азербайджанского президента высказал министр иностранных дел С.Лавров: «Механизм разблокировки коммуникаций не предполагает никакого принудительного, силового решения»[13]. Вице-премьер РФ А.Оверчук также заявил журналистам на полях российско-армянского бизнес-диалога в Ереване, что трехсторонняя комиссия обсуждает вопрос «деблокирования экономических, транспортных связей в Закавказье», но о Зангезурском коридоре речи нет. Ранее он также рассказал, что в рамках рабочей группы российские эксперты Минтранса, Росавтодора и РЖД исследовали все возможные железнодорожные и автомобильные пути, соединяющие Азербайджан и Армению. Они пришли к выводу, что «к сожалению, почти все возможные маршруты пришли в негодность, и восстановление транспортного сообщения требует серьезных инвестиций»[14]. Таким образом, прокладка именно Зангезурского коридора в ущерб другим альтернативным маршрутам не представляется целесообразной. Для России и Армении было бы более приемлемо комплексное развитие всей транспортной системы в Закавказье с одновременной проработкой альтернативных маршрутов.
Грубое продавливание приоритета Зангезурского коридора может завести в тупик всю идею разблокирования экономических и транспортных связей в регионе. Прогресс в этом вопросе зависит от способности Азербайджана избавиться от победной эйфории, не стараясь «дожать» соседа, и предложить Еревану разумный и приемлемый компромисс.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 10 ноября 2020 года. http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384
[2] Там же.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs