Юбилейный саммит ШОС
16-17 сентября в столице Таджикистана Душанбе состоялся ХХ юбилейный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В нем приняли участие президент Таджикистана Эмомали Рахмон (председатель саммита), президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, премьер-министр Пакистана Имран Хан, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, в качестве наблюдателя президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Эбрахим Раиси, а также приглашенный в Душанбе в качестве почётного гостя не член ШОС, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент России Владимир Путин присутствовали на встрече дистанционно, он- лайн.
Главными вопросами повестки дня были запуск процесса приёма Ирана в полноправные члены ШОС, предоставление Саудовской Аравии, Египту и Катару статуса партнеров по диалогу, а также борьба с пандемией COVID-19 и ситуация в Афганистане.
По итогам саммита была подписана Душанбинская декларация к 20-летию объединения. В ней утверждаются основные принципы, политическое измерение ШОС и подчеркивается приоритет сотрудничества в обеспечении международной и региональной безопасности. Это и урегулирование ситуации в Афганистане, и борьба против COVID-19 терроризма, сепаратизма, экстремизма, наркобизнеса, организованной преступности, коррупции, и информационная безопасность, и взаимодействие в сфере обороны, и юриспруденции. В документе отражается стремление к экономическому, торговому сотрудничеству в различных областях, в бизнесе и финансах, в транспорте и энергетике. Большое внимание в Декларации уделяется сотрудничеству в гуманитарной сфере: права человека, равенство государств, роль женщин в политике и экономике, экология, образование, здравоохранение, образование, спорт, туризм.
В Душанбе было подписано 30 документов о сотрудничестве.
Немного об истории ШОС
Она была создана 15.06.2001 г. на основе действующей с 1996 г. Шанхайской пятёрки (РФ, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), когда в эту организацию влился Узбекистан. Новая организация расширила сферу деятельности, охватив экономическое, культурное сотрудничество и сотрудничество в области безопасности, направленное на борьбу с тем, что в ШОС назвали «три зла»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В 2017 г. полноправными членами ШОС стали Индия и Пакистан.
Таким образом, ныне политико-географическая картина ШОС представляется такой:
-
Страны-участницы ШОС: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан.
-
Государства-наблюдатели: Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия.
-
Страны, подавшие заявку на участие в ШОС в качестве государства-наблюдателя: Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Ирак, Катар, Мальдивы, Саудовская Аравия, Сирия, Украина.
-
Партнеры по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка.
Все решения в ШОС принимаются единогласно, всеобщим консенсусом.
Немного об истории Ирана и ШОС
Интересна также долгая история взаимоотношений Ирана и ШОС. Тегеран заинтересовался этой организацией практически сразу после её создания, в конечном итоге подав заявку на получение статуса наблюдателя в 2004 году. На саммите ШОС в июле 2005 года в Астане организация одобрила эту просьбу, предоставив Ирану статус наблюдателя наряду с Индией и Пакистаном.
В 2008 г. Иран подал заявку на полноправное членство. Это было время жесткого противостояния ИРИ с международным сообществом, с МАГАТЭ и ООН в связи с бесконтрольным и провокационным развитием иранской ядерной программы. Испытывая давление со стороны этих структур, Тегеран стремился уйти от грозящей ему изоляции и «спрятаться» под зонтик ШОС. В период с 2006 по 2010 г. Совет Безопасности ООН принял десять антииранских резолюций, четыре из которых включали международные санкции против Ирана.
Конечно же, в то время члены организации не могли идти против настроений мирового сообщества, обеспокоенного ситуацией с Ираном, и зажгли красный свет на пути ИРИ в ШОС.
Обеспечивая юридическую базу для отказа Ирану, на Ташкентском саммите 2010 года были приняты новые критерии, предусматривающие, что стремящееся стать членом государство «не должно подвергаться санкциям, введенным в отношении него Советом Безопасности Организации Объединенных Наций».
После достижения соглашения по ядерной сделке – Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) в 2015 г. Иран несколько снизил свою активность в стремлении вступить в ШОС. И это понятно, СовБез ООН санкции снял, односторонние санкции разных стран также постепенно аннулировались. Мировой бизнес устремился в Иран, частные и государственные компании, фирмы демонстрировали своё желание работать в этой стране. Неотлагательная потребность для ИРИ по вступлению в ШОС немного потускнела. Хотя официальные представители Ирана на достаточно высоком уровне всегда участвовали в качестве наблюдателей в саммитах, встречах на уровне министров, конференциях и учениях по борьбе с терроризмом. Одновременно шли и дискуссии о принятии Тегерана в Организацию.
Тем не менее, движения в сторону принятия ИРИ в ШОС не наблюдалось. К тому же с 2016 г. Таджикистан выступал против иранского членства в Организации, поскольку Иран оказывал поддержку таджикской оппозиции, неоднократно принимал у себя представителей Партии исламского возрождения Таджикистана, которая запрещена в самой республике, а также Душанбе обвинял Тегеран в косвенной причастности к организации террористических актов. Кроме того, во взаимоотношениях двух государств были и другие разногласия, в том числе и финансовые. Узбекистан также был против принятия Ирана.
Немного о вступлении Ирана в ШОС
С 2007 г. полномочные члены ШОС начали привлекать к практической работе высокопоставленных представителей стран наблюдателей и партнеров по диалогу. Это, безусловно, оживило и расширило возможности Организации по координации действий в ближневосточном и центрально-азиатском регионах. К 2017 г. была создана Контактная группа ШОС-Афганистан, заявившая о своем желании играть коллективную роль в этой стране.
В настоящее время ситуация на Ближнем Востоке коренным образом изменилась, особенно в Афганистане, который стал точкой, где фокусируются потенциальные проблемы и интересы всех без исключения стран – полноправных членов ШОС. Нет сомнения, что они прекрасно понимают, что без Ирана, имеющего 936 км границу с Афганистаном, в силу его исторической, а ныне военно-политической вовлеченности в дела этой страны, разрешить афганский кризис не возможно (если вообще его можно разрешить). Афганские талибы, пожалуй, стали серьезным аргументом в пользу того, чтобы сделать Иран полноправным членом ШОС.
Таджикистан после ухода американцев из Афганистана и прихода там к власти «Талибана» (террористическая группировка, запрещена в РФ) снял свои возражения по вступлению Ирана в ШОС. Более того, в рамках саммита в Душанбе президенты двух стран Эмомали Рахмон и Эбрахим Раиси провели переговоры и по итогам встречи подписали восемь документов о сотрудничестве в различных областях. Стороны на встрече подчеркнули, что народы двух дружественных стран, говорящих на одном языке и имеющих общую культуру, связывают единые духовные и культурные ценности.
На этот раз все члены ШОС проголосовали за предоставление Ирану возможностей начать процесс вхождения в Организацию.
Москва без колебаний выступила за принятие ИРИ в ШОС. Выступая по видеосвязи на заседании лидеров стран ШОС, президент РФ Владимир Путин заявил: «Россия поддерживает вынесенное на утверждение совета глав государств ШОС решение о начале процедуры приема ИРИ в члены ШОС. Мы всегда выступали за полноформатное участие Ирана в работе нашей организации, исходя из того, что эта страна играет важную роль в евразийском регионе и уже давно плодотворно сотрудничает с ШОC. <…> И, конечно, мы приветствуем предоставление Египту, Катару, Саудовской Аравии статуса диалогового партнера. Россия - сторонник активного привлечения этих стран к различным аспектам деятельности ШОС». (РИА Новости, 17.09.2021).
Нет сомнений, что от полноправного членства в Шанхайской организации сотрудничества выиграет и Иран, и ШОС, которая станет действительно региональной. Сегодня практически все участники ШОС имеют деловые двусторонние отношения с ИРИ, как в политическом, так и в экономическом плане. Участие Тегерана в Организации придаст этим отношениям блоковую, если так можно сказать, окраску. Не исключено, что многие проекты получат уже многостороннюю поддержку. Речь идёт и о коридоре Север-Юг, различные его ответвления могут подсоединить Центральную Азию к этому межконтинентальному пути из Юго-Восточной Азии через Индию и Иран – до Петербурга и в Европу. В этой связи Индия продолжает осуществление важнейшего для региона стратегического проекта по строительству порта Чехбехар на юге Ирана.
Для самого Ирана с практической точки зрения мало что изменится, имея в виду активную деятельность Тегерана в качестве наблюдателя. Правда, теперь он полноправно сможет участвовать в принятии решений ШОС, включая голосование, подготовку и подписание документов.
Всё же главное, что приобретает Иран, полновесно вступая в Организацию, это повышение престижа. Членство в ШОС является одним из факторов укрепления международной легитимности ИРИ и углубления связей с Востоком (к которому в Тегеране приписывают и Россию). Восточная политика стала главным направлением внешнеполитической деятельности нового президента Ирана и его правительства. (См. статью М.Санаи и Дж. Карами «Восточная политика Ирана: потенциал и вызовы», журнал «Россия в глобальной политике», №3 2021 July/September (англ.яз.).
К тому же аура члена ШОС, по мнению иранцев, должна сыграть свою роль в новых раундах судьбоносных для ИРИ переговоров по иранской ядерной проблеме, по ядерной сделке СВПД.
В целом это, безусловно, подарок для иранского президента Раиси.
Безусловно, участие Ирана в ШОС не произведет революционных преобразований в её деятельности, но явится важным фактором укрепления престижа не только Ирана, но и Шанхайской Организации Сотрудничества.
Немного о ситуации в ШОС и вокруг неё
Объективности ради, следует отметить, что отношения внутри ШОС, между её членами отнюдь не безоблачные. Китай в регионе и мире конкурирует с Индией, которая в свою очередь, конкурирует с Пакистаном.
Центрально-азиатские республики также имеют политические и экономические претензии друг к другу. Так, Узбекистан возражает против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. По его мнению, это может привести к обмелению Амударьи, что нанесет урон хлопководству Узбекистана. Кроме того, как утверждали в Узбекистане, строящаяся плотина ГЭС находится в сейсмоопасной зоне и в случае её разрушения теоретически могут быть затоплены и населенные пункты Узбекистана ниже по течению. Также между Узбекистаном и Таджикистаном существовал территориальный конфликт вокруг Фархадской ГЭС. Между Кыргызстаном и Узбекистаном существует проблема границ и анклавов, где проживают этносы соседней страны.
После развала СССР Ферганская долина стала территорией противоборства практически всех центрально-азиатских республик. Кстати, для решения межгосударственных, межнациональных противоречий в Ферганской долине и была создана в 1996 г. Шанхайская пятёрка.
Некоторые аналитики полагают, что ШОС преобразуется в некий антиамериканский блок — Россия, Китай, тот же Иран. Но и это не совсем корректно. Индия и Пакистан (по отдельности) имеют тесные связи с США, и их отношения с Америкой идут по восходящей. Казахстан, Узбекистан, да и их соседи не так уж антиамерикански настроены. При этом можно отметить, что в ШОС велико влияние Китая, и он доминирует там экономически, используя механизмы организации в своих интересах, что, в общем-то, вполне понятно.
В определенной мере расходятся позиции членов ШОС по Афганистану. Китай готов сотрудничать с новым кабульским правительством движения «Талибан», а Индия выступает категорически против и настаивает на создании инклюзивного правительства с участием всех народов и этнических групп. Некоторые политологи считают, что отказ от поездки в Душанбе председателя КНР Си Цзиньпина и премьер-министра Индии Нарендра Моди связан с афганской проблемой. Такое решение было обусловлено тем, что у них диаметральные противоположные позиции по ситуации в Афганистане, и дабы не создавать конфликт они решили воздержаться от очной встречи. (Виктория Панфилова, НГ, 14.09.2021).
Позицию КНР поддерживают Пакистан, Узбекистан, Казахстан,. Не согласны, как было сказано, Индия и довольно твердо - Таджикистан. Президента Рахмона понять можно: около четверти населения Афганистана – этнические таджики, которые в своём большинстве выступали и выступают против талибов. Сегодня озабоченность главы Таджикистана своими соплеменниками в соседней стране находит общественную поддержку. Москва, как и Тегеран, в целом по афганскому вопросу на стороне Душанбе.
Представляется, что для сближения позиций стран-членов ШОС по Афганистану предстоит большая работа и, безусловно, важнейшим фактором станет позитивное развитие событий в самом Афганистане. При этом в любом случае полноформатное участие в данной работе Ирана, несомненно, будет полезно.
Резюме
ШОС – организация сложная, с определенными внутренними противоречиями, но чрезвычайно важная, как для её членов, так и для выработки вариантов обеспечения безопасности на Ближнем и Среднем Востоке (включая Центральную Азию). Конечно, различия в подходах к некоторым политическим и экономическим проблемам (как двусторонним, так и региональным) ограничивают возможности ШОС. Возможно, это связано с тем, что в Организации руководствуются строгим консенсусом, что, несомненно, ограничивает масштабы конкретного, предметного сотрудничества. Кроме того, два ее постоянно действующих органов (Секретариат в Пекине и Региональная антитеррористическая структура в Ташкенте) не обладают юридическими возможностями для обеспечения выполнения решений.
В силу этого, было бы вполне корректным отметить, что ШОС – это, в первую очередь, значимый форум для дискуссий, взаимодействия, выработки, где это возможно, общей политической линии, а не официальный забюрократизированный экономический или военно-политический альянс, подобный Евросоюзу или НАТО. В этом, пожалуй, его главное преимущество. ШОС - объединение самостоятельных, независимых государств, которые вместе, несмотря на различие взглядов и подходов, стремятся к региональной стабильности и безопасности.
И в этом плане вступление Ирана на путь к полноформатному членству ещё раз демонстрирует актуальность этой организации. Правда, процесс непосредственного вступления ИРИ в состав ШОС длительный. Тегеран должен присоединиться ко всем документам, принятым ШОС. Более того, все эти документы, как и само вступление должен одобрить иранский парламент - меджлис. Это, несомненно, займет не один год (Индии и Пакистану потребовалось два года). Сегодня время ускорило своё течение. За год – два многое может произойти и произойдет в мире, регионе, в Иране, в том числе с его ядерной программой. Но есть почти уверенность, что Иран станет полноправным членом ШОС и надеемся, внесёт свой позитивный иранский вклад в деятельность Шанхайской организации сотрудничества.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs