ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Крым: история одного взрыва

11:04 11.09.2021 • Денис Батурин, политолог

23 августа на газопроводе в посёлке недалеко от Симферополя произошёл взрыв. Вскоре стало известно, что это был теракт и задержаны подозреваемые в его совершении. Среди задержанных оказался и член запрещённого в России Меджлиса крымскотатарского народа Нариман Джелялов. В настоящее время состоялся суд и задержанные находятся в следственном изоляторе.

В Федеральной службе безопасности России сообщили, что в результате оперативно-розыскных и следственных действий было установлено, «что диверсия  организована территориальным подразделением Главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Херсоне: «Речь идет о так называемой оперативной службе «Таврия» с участием запрещенной в России организации «Меджлис крымскотатарского народа»

4 сентября сотрудники ФСБ задержали жителей Крыма - посредника диверсии - заместителя председателя «Меджлиса» Наримана Джелялова, а также непосредственных исполнителей диверсии Асана и Азиза Ахтемовых. За совершение диверсии военная разведка Украины обещала им заплатить около 2000 долларов США. По данным ФСБ, организаторами диверсии являются Риза Ягьяев-Велиулаев, агент ГУР, сбежавший из Крыма после сорванной террористической акции в августе 2016 года, а также его кураторы - сотрудник военной разведки Украины Максим Мартынюк и его непосредственный начальник, руководитель оперативной службы «Таврия» Виктор Зелинский. Как подчеркнули в ФСБ, диверсия была санкционирована начальником ГУР МО Украины Кириллом Будановым - участником неудачной акции в 2016 году, в ходе которой им был убит сотрудник ФСБ».[i]

Теперь о совпадениях. 23 сентября, когда был совершён теракт, в Киеве проходил форум «Крымская платформа». Случайное совпадение? Едва ли…

Украинская сторона и представители меджлиса, находящиеся на территории Украины, находятся в состоянии крайнего политического возбуждения. Пребывая в этом состоянии, председатель меджлиса Рефат Чубаров написал в сети Facebook: «Российские оккупанты в оккупированном Крыму расширяют охоту на крымских татар, где продолжают задерживать новых людей, которых жестоко пытают. Никто, особенно наши международные партнеры, не должны сомневаться, что Кремль сейчас проверяет способность Крымской платформы и ее решимость защитить человеческую жизнь как самую высокую ценность. Чрезвычайные межгосударственные консультации в рамках Крымской платформы должны способствовать эффективным мерам давления, чтобы остановить убийство крымских татар». Где он нашел «убийства» крымских татар, Чубаров объяснить не счел нужным. Главное, как говорится в известной пословице, прокукарекать, а там хоть не рассветай.

Позже Чубаров опубликовал в социальной текст письма к странам-участницам «Крымской платформы», в котором, в частности, говорится: «Для предотвращения катастрофических последствий разворачивающихся в Крыму репрессий против коренного крымскотатарского народа …меджлис крымскотатарского народа призывает Вас провести срочные межгосударственные консультации в рамках Платформа Крыма, о ситуации в Крыму, временно оккупированной Россией, в связи с незаконным задержанием Наримана ДЖЕЛЯЛОВА, первого заместителя главы меджлиса крымскотатарского народа и других представителей коренных крымскотатарского народа…».

А вот это уже понятно - если коротко, то именно для подобных заявлений и попыток реализации заявленных в письме инициатив и создавалась эта «платформа» при активном участии меджлиса.

Украинская сторона при этом активно продвигает версию, что теракт – это провокация российских спецслужб. Можно, конечно, представить, что это «провокация российских спецслужб». Почему вдруг сейчас и какие цели могла преследовать. Российская сторона? Дискредитации Украины и меджлиса? Но они едва ли в этом нуждаются. И главное - почему столько лет Наримана Джеляла никто не трогал, а он и не скрывал, что представляет меджлис, который в России запрещен, не скрывал свои визиты за границу, участие в антироссийских мероприятиях. Вроде бы этого было вполне достаточно для реакции правоохранительной системы?

Аргументы про интеллигентное лицо и тихий голос представителя меджлиса, что как бы делает его не подходящим на роль террориста – опровергает история. Сколько таких интеллигентных персонажей было среди большевиков и лидеров Ирландской республиканской армии? Это не обвинение. Ждем окончательного решения суда и завершения следствия.

А пока – статистика от Генеральной прокуратуры: субъекты Российской Федерации с наибольшим количеством преступлений террористического характера, совершённых с начала 2019 года. Обратите внимание на место Крыма, наряду с исторически сложными регионами и столицей:

За каждым терактом стоят свои причины: заблуждения, убеждения, провокации, обыкновенный подкуп и обоснование инвестиций перед спонсорами. За каждым терактом стоят определённые персоны, это могут быть и персонажи в пыльных одеждах, и персонажи с ухоженными руками, одетые в отлично сидящие костюмы. Одни не скрывают ни свои убеждения, ни свои методы, другие не скрывают свои убеждения, но скрывают свои методы.

Что хочет продемонстрировать сторона - исполнитель теракта? «Мы готовы совершать теракты, мы готовы жертвовать, даже такими значимыми людьми, как Джелялов, мы готовы сотрудничать с спецслужбами для проведения спецопераций, мы готовы участвовать в провокациях». Но это едва ли новость для Крыма.

Ситуация раскручивается не один год, Крым находится под преступным влиянием от  украинской стороны, руками которой, не без их активного согласия, действуют западные спецслужбы. При этом регулярно случаются  инциденты с участием «горячих киевских голов», такие как попытка проникновения в Крым украинской диверсионно-разведывательной группы в 2016 году. Аресты представителей радикальных организаций, в том числе религиозного толка, задержания преступников в Крыму с завидным постоянством представляются украинской стороной как нарушения прав человека и преследования по национальному признаку. Понятно, что у таких действий должна была быть кульминация, например, в ознаменование первого заседания «платформы». Ну, не фейерверком же в Киеве такое отмечать. Вот и решились. Но зарубежным участникам «платформы» стоит задуматься – того ли партнера они выбрали? Едва ли этим благопристойным мужам нужен партнер, замешанный в террористической деятельности. И еще – им нужно понимать, что «платформа» как раз и задумана для официального прикрытия подобных действий в будущем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати