Министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги заявил, что власти его страны намерены продолжать вести консультации с Россией по вопросу организации совместной хозяйственной деятельности на южной части Курильских островов в контексте проблемы мирного договора. Об этом сообщает ТАСС.
«Мы условились, что совместная экономическая деятельность (на Курилах) не должна ущемлять юридические позиции обеих стран. Япония настроена на дальнейшее конструктивное обсуждение с российской стороной совместной деятельности в такой форме. Вместе с этим обсуждением мы также намерены продвигать создание атмосферы для подписания мирного договора», - сказал министр.
7 сентября Генеральный секретарь японского правительства Кацунобу Като сообщил, что власти страны считают введение особого налогового режима на Курильских островах и призывы к компаниям к освоению этих территорий противоречащими договоренностям России и Японии о совместной экономической деятельности на островах. «В связи с этим 3 сентября Япония снова сделала представление России»,— сказал Като.
С инициативой введения льготного налогообложения для компаний на Курилах выступил президент России Владимир Путин на Дальневосточном экономическом форуме.
Ранее в журнале «Международная жизнь» была опубликована статья, посвященная визиту на остров Итуруп премьер-министра России Михаила Мишустина. «Из сообщений японских СМИ можно сделать вывод, что не столько сама поездка премьера, сколько его упоминание о возможностях на Южных Курилах для инвесторов из других стран, стало новым источником нервозности Токио. И понятно – почему. Ещё со времен войны в Токио считают важной задачей своей дипломатии «интернационализацию» японской позиции по так называемым «Северным территориям», предполагающую непризнание третьими странами российскими суверенитета над островами Южной Курильской гряды не только де-юре, но и де-факто. В период холодной войны у Японии получалось реализовывать эту задачу, но затем дела на этом направлении пошли уже не столь хорошо. По мере улучшения отношений между Москвой и Пекином, ещё во времена М. Горбачёва, китайское руководство стало постепенно дистанцироваться от японской позиции. В 1990-е гг. планы Токио связать полноформатное участие России в мероприятиях «Группы Семи», а также в деятельности АТЭС, с изменениями позиции Москвы по так называемому «территориальному вопросу» в выгодную для Токио сторону не встретили должной поддержки уже со стороны администрации Уильяма Клинтона, у которого были несколько иные планы в отношении России. «Выгодоприобретателем» от победы Запада в холодной войне Япония так и не стала. При этом, когда в те же годы российская экономика стала приобретать открытый рыночный характер, в Токио увидели новую «опасность» в возникновении возможностей для инвестиций третьих стран в различные проекты, связанные с Южными Курилами. С точки зрения японских политиков, это означало бы фактическое признание третьими странами российского суверенитета над Курилами. В Токио видели и продолжают усматривать риски не только в инвестиционной деятельности, но также и в поставках третьими странами оборудования и передаче технологий для промышленных предприятий и инфраструктурных объектов на Южных Курилах», - говорилось в материале.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs