ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Жемчужина русского севера – остров Кижи. Часть третья

09:29 31.08.2021 • Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры РФ, основатель и первый генеральный директор - главный редактор государственной радиостанции классической музыки «Орфей»

Кижи  – удивительный остров. С момента его посещения прошло немало времени, я уже  посетила другие, не менее прекрасные места, но мысли всё там, в Кижах. Не отпускает эта тихая северная красота и чистота, её предания, легенды… Что же за история,  хранимая этой землёй, не даёт мне окончить повествование? История, которой, видно, пришло время быть раскрытой именно сейчас и именно мной.  

Давайте ещё раз пройдёмся по острову и внимательно всё оглядим… Ансамбль Кижского погоста. ДА! Это чудо. Архитектурный ансамбль признан уникальным сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, как сооружение в идеальной гармонии с окружающим ландшафтом и как вершина плотницкого мастерства. Про «ни одного гвоздя», конечно, преувеличение. Гвозди есть, но только в кровле. Если вам повезёт с погодой, то вы сможете увидеть, как дерево куполов блестит чистейшим серебром. Дерево – простой привычный материал в руках мастера становится волшебным. Сосна и осина сияют пуще злата и серебра на фоне низкого синего неба, а резная крыша в лучах солнца создаёт неповторимую игру света и тени. Захватывающая дух красота.

Рядом с величественной Преображенской церковью соседствует совершенно иная церковь – Покровская. Она тянется длинным прямоугольником, на который поставлен восьмигранный сруб. Но вот выше нет привычного шатрового завершения. Строители отошли от традиции и возвели десятиглавую корону. Верх Покровской церкви теперь как бы парит в воздухе, а обе церкви слились в единый архитектурный аккорд.
Входишь внутрь и возникает ощущение, что ты в трапезной: широкое низкое пространство с лавками по краям. Действительно, она тут и была до никоновской реформы. Позже это помещение использовалось как место решения мирских вопросов.  

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся древнейшие иконы в комплексе. Это шесть икон над входом, сами Царские врата и икона Спас Всемилостививший, все 16 века. Кроме этих старинных ликов, храм украшают и другие «Северные письма» – так называют иконы местных художников. Особо привлекла наше внимание более поздняя яркая удивительно выписанная во всех деталях икона «О чуде Флора и Лавра». Обычно она вешалась в конюшне, чтобы уберечь лошадей от напастей, потому что святые Флор и Лавр – покровители коневодства. Теперь иконы со святыми можно устанавливать и в машинах, чтоб уберечь своего железного коня… Покровская церковь, также как и Преображенская, построена по «золотому» правилу плотников - «польза, прочность, красота». И какая красота! К сожалению, фотография и видео не передадут всего величия храмов и великолепия этих мест. Не говоря уж про внутренние ощущения восторга и чистоты, которые можно только лицезреть воочию и почувствовать, находясь на Онеге…

Да, это так. Но я всё думаю, что ж за невысказанная история есть у этих северных мест? Что ещё они хотят поведать?

И тут мне вспомнился поход по деревням, и не только кижским – по историко-этнографическим музеям заонежья. Мы прошли их несколько. Что поразило больше всего?  Неспешность жизни, осознанность в каждом деянии, обряде, вещи, а ещё красота убранства. Богато украшенные наряды. Многие одежды расшиты золотыми и серебряными нитями. И почти все расшиты жемчугом. Вот. Слово найдено – жемчуг!  Одежды им расшиты так плотно, что иногда полностью покрывают всю ткань. Жемчугом украшены женские крАсы (вид кокошника), ожерелья, поднизы, наручи, колты, подвески. Женское и мужское платье, даже сапоги! Жемчугом украшены и многие предметы церковного обихода: плащаницы, воздухи, одежды на престол, ризы, хоругви. Кругом блеск жемчуга и перламутра...

Сейчас жемчуг ассоциируется с южными морями и экзотическими странами. Источником этой драгоценности считается Индийский океан, откуда купцы везли его в Европу. Тем более удивляют нас описания XVI -XVIII веков иноземцами жителей Русских Северных земель, щеголяющих в жемчужных одеждах и драгоценностях. Откуда такая роскошь? Как, почему не только цари и бояре, но и крестьяне массово могли себе позволить носить не только жемчужные украшения, но и целые наряды в жемчуге? Ещё лет сто назад на Русском Севере вполне можно было увидеть женщину-поморку в одежде, расшитой жемчугом.

Россия была жемчужной страной. По всему северу Руси, буквально в каждой из 150 рек и озёр от Волги до Симбирки, Селигера, Ильмень-озера, Онеги можно было найти не только белый, но и черный жемчуг. Остались сведения, что ходили за жемчугом, как за рыбой. По добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте в мире, а вывоз русского жемчуга за границу, например в 1860 году оценивался в огромные деньги - 182 тыс. рублей, это около миллиарда в нынешних ценах. Не случайно на гербе города Кемь на синем фоне изображен жемчуг. Это та самая Кемь, в древности «Кемьска волость», которую в пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич» чуть было не отдал шведскому послу переодетый царём  Бунша. Кстати, о царях. По приказу Петра Первого самые крупные жемчужины сразу после вылова признавались собственностью царя. Но жемчуга было так много, что хватало и на царскую казну, и на экспорт, и на кокошники всем желающим. Так продолжалось многие века. А в начале 20 века жемчуг кончился. Сразу и почти везде. Жемчужницы, говорят, есть, а жемчуга нет.

На Севере России существует легенда о том, что жемчуг – слёзы радости и печали русалок, а появляется он в реках, куда ходит царь-рыба - сёмга. «Жемчужная искра» рождается в её жабрах и путешествует в ней по морям. Только через несколько лет по возвращении в родную реку, сёмга в теплый солнечный день, найдя красивую раскрытую раковину, бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии жемчужина... Такая долгая красивая история рождения жемчуга…

Вот и открылась тайна, почему Кижи и весь район называют Жемчужиной русского севера. Я думаю, нам с вами ещё предстоит чистить землю, реки, озёра, чтоб вновь стали доступны исконные места нереста для лососей и заблестели перламутром в воде белоснежные, серебряные и чёрные жемчужины. А как вынешь её – она на блюдечке не стоит, а катится-катится – не остановится. Потому скатной и называется…

Вернулась я домой после поездки в Карелию на дивный остров Кижи и по-иному взглянула на свою жемчужную красу. Потом прошла на кухню, достала из сумки и опустила в кувшин с водой камушек шунгита...

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати