24 июля арабоязычная газета Asharq al-Awsat предположила, что Россия не хочет более терпеть израильские авиаудары по иранским военным объектам на территории Сирии. Ссылаясь на некий российский источник, издание сообщило читателям: Москва выразила Вашингтону свою озабоченность по этому поводу, и Вашингтон высказался в том же ключе.
Публикация не могла не вызвать широкий резонанс, прежде всего в СМИ ближневосточных стран, которые задались вопросом: «Планируют ли русские ограничить действия Израиля в Сирии»? С тех пор спекуляции не утихают, чему в немалой степени способствует отсутствие официальных комментариев.
Инфоповодом для публикации в Asharq al-Awsat стало сообщение российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии об уничтожении ракет, выпущенных израильскими самолетами по территории САР. Подчеркивалось, что боевую задачу выполнили российские противоракетные комплексы. Российская сторона сама и вместе с партнерами по «Астанинской платформе» и раньше неоднократно выражала несогласие с атаками со стороны Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), но теперь в сообщении Центра наблюдатели усмотрели более жесткий тон и обратили внимание на «многозначительное» упоминание российского вооружения.
Надо отметить, что между ЦАХАЛ и российскими военными в Сирии действует механизм предотвращения конфликтов. Но израильтяне используют его, похоже, избирательно. В начале этого года Сергей Лавров был вынужден констатировать: «Если Израиль, как они говорят, вынужден реагировать на угрозы своей безопасности, которые проистекают с сирийской территории, то мы нашим израильским коллегам много раз говорили: «Если вы видите такие угрозы, пожалуйста, передайте нам соответствующую информацию. Мы, Россия, абсолютно не хотим, чтобы сирийская территория использовалась против Израиля, либо, чтобы сирийская территория использовалась, как многим бы того хотелось, как арена ирано-израильского противостояния»»[i].
Иерусалим и Дамаск периодически обвиняют друг друга в нанесении ракетных ударов. Отношения между странами никогда не были дружескими – с момента провозглашения независимости Израиля в 1948 году, они находятся в состоянии войны. Тем не менее, сирийский режим долгое время оставался для еврейского государства, как минимум, негативно-предсказуемым. Так продолжалось до начала внутрисирийского конфликта, когда в Сирии усилилось влияние Тегерана и союзного ему движения Хезболла, пребывающего в вооруженной конфронтации с Израилем без малого 40 лет. Так что главным противником израильтян в регионе вообще и в САР, в частности, остается Иран.
В 536 году до Р.Х. персидский царь Кир Великий освободил евреев из Вавилонского плена, заслужив их немалую благодарность. Однако с тех пор особой теплоты в отношениях между государствами этих народов не наблюдалось. Если говорить о недавней истории, то лидер Исламской революции Рухолла Мусави Хомейни неоднократно называл еврейское государство «раковой опухолью» в ближневосточном регионе, которую следует удалить посредством джихада, и требование уничтожить Израиль прочно обосновалось в риторике иранских религиозно-политических элит. Израильтян в Тегеране обвиняют во всем, даже в «воровстве снега и облаков» из Ирана.[ii]
Неудивительно, что иранская ядерная программа всерьез беспокоит и израильских политиков, и израильскую «улицу». Беспокоит настолько, что экс-премьер еврейского государства Биньямин Нетаньяху 1 июня 2021 года позволил себе заявить: «Я надеюсь, что этого не произойдет, но если нам придется выбирать между отношениями с нашим хорошим другом США и противостоянием Ирану, то мы выберем избавление от иранской угрозы».[iii]
Сегодня своей главной внешнеполитической целью Израиль полагает вытеснение из соседней Сирии Ирана и его прокси, тогда как Иран – укрепление своего военно-политического присутствие в этой стране, которую он рассматривает как важнейшее звено международной шиитской «Оси сопротивления».
Добившись прекращения активных боевых действий и фактически став гарантом сирийской государственности, Москва старается не допустить продолжения опосредованной войны между Израилем и Ираном на сирийской территории. Благо, с обеими сторонами она установила вполне рабочие отношения.
Что касается Исламской Республики Иран (ИРИ), то в последние годы связи между нашими странами переживают определенный подъем в силу ряда причин, одной из которых является противостояние обоих государств давлению коллективного Запада. Иногда даже говорят о стратегическом партнерстве РФ и ИРИ, но скорее наши отношения следует считать «ситуативным партнерством». Сдерживающую роль здесь играют и непростой исторический шлейф, и разнонаправленность идеологий, и несовпадение интересов в той же Сирии. Тегеран стремится взять Дамаск под свое покровительство для продвижения влияния во всем регионе. Что, кстати, чревато серьезными конфликтами в дальнейшем.
В Израиле помнят, что СССР стал инициатором создания еврейского государства. Но позже на многие десятилетия эта страна превратился в главного идейно-политического оппонента Советского Союза на Ближнем Востоке. Лишь с конца 80-х годов прошлого века в отношениях двух стран возобладал позитивный тренд. В результате Израиль занимает особую, идущую вразрез с консолидированным подходом западных стран, позицию по санкциям против РФ, по оценке российско-грузинского конфликта, процессов в Крыму и на Донбассе. Впрочем, политических разногласий тоже хватает. Вот только некоторые из них: юрисдикция Голанских высот, перенос столицы Израиля в большой Иерусалим, «Авраамовы соглашения», контакты Москвы с организациями, признанными в Израиле террористическими. Конечно, негативное влияние на межгосударственные связи оказывают и стратегические отношения Израиля с США и НАТО.
Однако на Ближнем Востоке поддержка «стороны А» почти всегда равносильна конфликту со «стороной Б», и сегодняшнее положение вещей – не исключение. Перейдя к более жестким действиям против израильской авиации, Россия может оказаться в конфронтации не только с еврейским государством, но и с ведущими арабскими странами (такой вот парадокс нынешней «эпохи перемен»!). Продолжение же «политики заявлений» чревато ухудшением отношений с Тегераном и Дамаском, который по понятным причинам болезненно воспринимает любое ущемление своего суверенитета. И то, и другое для Москвы неприемлемо.
Выход видится в том, чтобы убедить Иран отвести своих прокси от израильской границы, превратив приграничье в демилитаризованную зону. Хотя, как это принято в регионе, подобные договоренности долговременными бывают крайне редко.
Прочный мир и восстановление территориальной целостности страны возможны лишь при условии вывода всех иностранных войск, и прежде всего незваных – это аксиома. Но пока американцы конфликтуют с ИРИ, они не откажутся от поддержки «буфера» между ИРИ и САР в лице сирийских курдов. Турки давно объявили, что выведут свои войска только когда их «попросит об этом сирийский народ». Народ, кстати, в лице законно избранного президента даже не просит, а требует, но Анкара его не слышит, обещая говорить на эту тему с более приемлемым для нее неведомым «демократическим» президентом. К тому же пока в самой Турции не будет решена курдская проблема, рассчитывать на добровольный уход ее экспедиционного корпуса вряд ли стоит, а проблема эта безуспешно «решается» с момента провозглашения Турецкой Республики (1923 г.).
Последующий вывод приглашенных в Сирию российских войск и проиранских ополчений без ликвидации идлибского анклава и примирения между Дамаском и курдской администрацией приведет к возобновлению гражданской войны; тому подтверждение – ситуация в Афганистане. Но договариваться с курдами нынешнее руководство страны готово только на своих условиях, а Анкара открыто патронирует большинство оппонентов Дамаска, в том числе и идлибских радикалов.
Как без большой крови распутать этот клубок противоречий и интересов не знает никто, но с чего-то надо начинать. Например, постараться развести иранцев и израильтян.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs