ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Исламизация Таджикистана

00:00 31.08.2010 • Александр Шустов, политолог, эксперт по проблемам Центральной Азии

В Таджикистане постепенно формируются условия для тотальной исламизации общества. Одна из беднейших стран региона, пережившая в 1992-1997 гг. кровопролитную гражданскую войну, оказалась восприимчивой к проповеди ислама. Последствия исламизации, несомненно, скажутся не только на политическом режиме в Таджикистане и его отношениях с другими государствами Центральной Азии, но и на безопасности России, куда ежегодно прибывают на заработки сотни тысяч трудовых мигрантов-таджиков.

В Таджикистане официально функционируют 27 центральных мечетей, 325 соборных мечетей и 3 тысячи 334 мечети для пятничных молитв. В среднем одна мечеть приходится на 2 тыс. жителей 7-миллионной республики. Учитывая, что до 1 млн. взрослого, преимущественно мужского, населения большую часть года находится на заработках в России и других странах СНГ, такое количество мечетей позволяет охватить почти всех жителей страны. К тому же русские и другие христиане с началом гражданской войны из Таджикистана почти полностью эмигрировали. Если по данным Всесоюзной переписи 1989 г. в Таджикской ССР проживали 388,5 тыс. русских, а общая численность некоренного, в массе своей европейского, населения достигала 0,5 млн. (12%), то сегодня численность русских не превышает 50 тыс. чел., или менее 1% населения. Многие из них - люди пенсионного возраста.

Длительное вооруженное противостояние с исламской оппозицией наложило на религиозную политику таджикских властей существенный отпечаток. Долгое время власти относились к исламу, ставшему политической платформой для консолидации оппозиционных сил, с подозрением, подчеркивая светский характер таджикского государства. Стремясь выработать светскую государственную идеологию, руководство республики объявило 2006 г. Годом арийской цивилизации. В республике состоялись многочисленные культурные и общественные мероприятия, прошли научные конференции, были изданы книги на «арийскую» тематику. Президент Таджикистана Э. Рахмонов в своем выступлении «Арии и познание арийской цивилизации (Размышления накануне года арийской цивилизации)», опубликованном на его официальном сайте, подчеркивал «исконно арийский» характер цивилизации Центральной Азии, подвергшейся «отуречиванию» после вторжения сюда тюркских и монгольских племен.

Однако для выстраивания альтернативной исламу светской идеологии «арийской» тематики оказалось недостаточно. В отличие от кочевых народов региона, к числу которых в прошлом принадлежали казахи, киргизы и туркмены, оседлые народы – таджики и узбеки гораздо более исламизированы. Занимаясь земледелием в местах постоянного проживания, они испытывали гораздо большее влияние мусульманских центров, чем кочевники. Неформальное влияние ислама сохранялось в Таджикистане и в советский период. С 1970-х гг. начинается его ренессанс, в результате которого к моменту распада СССР Таджикистан оказалась лидером мусульманского возрождения среди других республик Центральной Азии. Влияние ислама еще более укрепилось после гражданской войны, сопровождавшейся полным коллапсом экономики и гибелью десятков тысяч человек.

Поменять отношение к официальному исламу ханафитского толка власти вынудило и растущее влияние радикальных мусульманских организаций, судебные процессы против которых идут в республике постоянно. Так, 10 августа Верховный суд Таджикистана вынес обвинительные заключения по делу пяти членов «Джамоати Таблиг», которые были приговорены к тюремному заключению сроком от трех до шести лет. Все они признаны виновными в призывах к насильственному изменению конституционного строя. «Таблиговцы» были задержаны в середине апреля во время проповеди в одной из мечетей Душанбе. По данным министра внутренних дел Таджикистана генерал-лейтенанта милиции Абдурахима Каххарова, они проходили специальное обучение в религиозных центрах и медресе Индонезии, Пакистана и Объединенных Арабских Эмиратов. В Таджикистане представители «Джамоати Таблиг», возникшей в конце 1940-х гг. на территории Индии, появились в 1997 г. после подписания мирных соглашений с Объединенной таджикской оппозицией. До этого они скрывались в Афганистане и Пакистане. Главная цель организации – привести к «истинному» исламу всех «заблудших» мусульман, а в идеале – исламизировать всю планету. Число сторонников «Джамоати Таблиг» в Таджикистане, по разным оценкам, составляет около пяти-шести тыс. чел.

Еще более массовые процессы против «таблиговцев» проходили в Таджикистане весной этого года. В марте по обвинению в причастности к этому движению были осуждены 56 человек, 23 из которых получили от трех до шести лет лишения свободы, а еще 33 были оштрафованы на крупные суммы. В мае на территории южной Хатлонской области Таджикистана проходил процесс против 36 «таблиговцев», трое из которых были приговорены к шести с половиной годам лишения свободы, а остальные получили сроки от трех до пяти лет и были приговорены к штрафам в размере 4,5 тыс. евро каждый. Еще пятеро «таблиговцев» были осуждены Верховным судом Таджикистана в августе 2009 г. При этом многие таджикские богословы и мусульманские деятели не считают, что «Джамоати Таблиг», деятельность которой была запрещена в республике в 2006 г., представляет угрозу национальной безопасности Таджикистана. В поддержку организации выступили лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири и бывший духовный лидер исламской оппозиции Ходжи Акбар Тураджонзода.

Летом 2009 г. во время проповедей в одной из мечетей Душанбе были задержаны 7 лидеров запрещенного религиозного движения «Салафийя», которых обвинили в разжигании межнациональной и религиозной розни. В январе 2010 г. все они были осуждены Верховным судом Таджикистана, причем лидер таджикских салафитов Эшони Сироджидин получил максимальный срок в виде девяти лет лишения свободы. Всего же за последний год в республике прошли процессы против более 100 членов запрещенных исламских организаций, включая «Салафийю», «Хизб-ут-Тахрир» и «Джамоати Таблиг». Их деятельность превратилась в постоянный фактор внутриполитической жизни Таджикистана, заставляющий власти более лояльно относиться к традиционному исламу.

Взятый властями курс на противодействие радикальным мусульманским организациям и поддержку традиционного ханафитского ислама способствовал росту числа последователей ханафизма. Упрощение процедуры регистрации мечетей и молельных домов, для которой сейчас достаточно 10 учредителей из числа граждан страны и общины численностью 100 и более человек, привело к быстрому росту их количества. Только с начала этого года в Таджикистане появились 364 новые мечети для пятикратной молитвы. В скором времени в Душанбе будет построена самая большая в Центральной Азии мечеть на 150 тыс. чел., строительство которой финансируют арабы. При мечети планируется построить новое здание Исламского университета. В республике действуют 19 официально разрешенных медресе, тогда как все действовавшие ранее домашние мусульманские школы запрещены. Помимо ханафитского ислама, в стране официально признан исмаилизм, число последователей которого достигает 200 тыс. чел.

Ислам становится все более значимым фактором общественно-политической жизни Таджикистана. Этот процесс на фоне массовой трудовой миграции таджиков в Россию угрожает проникновением на российскую территорию в общей массе мигрантов элементов воинственно-радикального политического ислама. 

www.fondsk.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати