ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Жемчужина русского севера – остров Кижи. Часть первая

11:26 04.07.2021 • Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры РФ, основатель и первый генеральный директор - главный редактор государственной радиостанции классической музыки «Орфей»

1-го июня этого года после реставрации состоялось открытие для показа туристам шедевра деревянного зодчества, самого сложного и значительного деревянного памятника в мире Преображенской церкви в Музее-заповеднике «Кижи» - одном из крупнейших и интереснейших музеев под открытым небом. Преображенская церковь – главный храм ансамбля Кижского погоста, входящего в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. А весь остров Кижи, как природный и историко-культурный комплекс, является особо ценным объектом культурного наследия народов России.

До нынешней эпидемиологической ситуации с весны до осени к острову Кижи ежедневно причаливали речные круизные лайнеры и пассажирские «кометы» с туристами до 2-х тысяч человек ежедневно. В основном приезжали путешественники из зарубежных стран: Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Японии, Финляндии, даже стран Африки. Чаще всего турист был респектабельным человеком на пенсии, возрастом 60+…

Я вполне вписалась в этот образ – дама с плюсом… и впервые этим летом отправилась на Кижи… Кстати, как вы прочли название острова? С ударением на первом или втором «и»? Если прочли как КижИ, ясно, что вы – турист. Все местные говорят исключительно КИжи. Ну что, пойдём? Остров Кижи небольшой, семь километров в длину, в ширину же от полутора километров до 500 метров.

Прибыв на остров, мы поступили нетрадиционно и отправились с экскурсией не направо, на юг, куда идут 99% туристов, потому что именно там располагается главный храмовый комплекс, а налево. В северную часть острова, ходят считанные единицы. Здесь расположены, в основном, деревни. Нам повезло: экскурсоводом оказалась жительница одной из деревень, и удивительный рассказ её был в своём роде воспроизведением устного местного предания, дошедшего до сего дня.

Путь в кижские деревни идёт по так называемой «верхней дороге». Она проложена по гребню острова. Именно отсюда открываются самые незабываемые виды красивой и тихой северной природы: на фоне чистейшей голубой воды и уходящего в бесконечность неба зеленеют липы и вязы - реликты далёких времён, красавицы рябины, сосны, кусты сирени и раздольные поля с высокой травой. Мы попали во время, когда цвело всё: и сирень, и рябина, и луговые травы – пьянящий аромат стоял в разогретом воздухе, смешиваясь с запахом хвои, сосна ведь главное дерево Карелии. Экскурсия шла медленно, я отходила от группы и с наслаждением бродила по полям, вдыхая сладость трав. Уже потом, правда, узнала, что бродить–то особо не рекомендуют, на острове много гадюк. Так что, лучше слушать экскурсовода внимательно…

Через пару километров мы спустились с Нарьиной горы вниз и оказались в Ямке. Почему с заглавной буквы? Потому что именно так и называется эта деревня. Деревня Ямка, упоминающаяся впервые в летописях в 1563 году, расположена на восточном побережье прямо вдоль берега Онежского озера. Дома подступили к самой воде, а бани и вовсе стоят в воде на сваях, чтоб из парной - да в чистейшую всегда ледяную воду Онеги - ухх!..

В поселении мы увидели разные типы домов, хозяйственных построек, причём каждая неповторима. Представлены и амбары, мельницы, часовни. Северные крестьяне были особыми. Суровый климат, соседство с капризным Онежским озером, отсутствие крепостного права создали крепкий и несгибаемый характер, сочетающийся с предприимчивостью и доброжелательностью. В крестьянских домах, рассчитанных на долгие зимы, продумана каждая деталь, исполнена обереговым смыслом богатейшая резьба и убранство, оправдан внушительный масштаб. Так, например, в доме Берёзкиной только на торцевом фасаде восемь окон: шесть в избе и горнице, окно в северном подклете и одно в светелке. Или дом Елизаровых в экспозиционном комплексе «Русские Заонежья» имеет габаритные размеры: 21.2м×19.1м×8.0м. Это впечатляет! Не смотря на то, что при формировании музейного комплекса многие дома перевезли сюда из других деревень Карелии и севера России, удалось создать единую целостную картину жизни народа.

Рассматривая резные дома, мельницу, часовни, глядя на хрустальную прозрачность озера, слушая крики птиц, наслаждаясь самим воздухом Кижей, я всё время ощущала покой, благость, а главное - какую-то целебную сказочную чистоту. Не удержалась и сказала об этом экскурсоводу. Она улыбнулась и, показав рукой на скалистый отвал земли, сказала: «Вот! Вот причина здешней волшебной чистоты». Это была странная необычная земля - чёрная каменистая почва. Конечно, это шунгит! Его ещё называют «углистый сланец», «кижский чернозём», «северный антрацит» – древнейший и загадочный камень-адсорбент, который обладает свойством поглощать негативную энергию, гармонизировать и очищать пространство. Во времена Петра его называли «аспидным камнем», красили им артиллерийские орудия и лечились. Солдаты по велению Императора носили в своих ранцах кусочки шунгита. Считалось, что он не только даёт силы, но даже возвращает молодость.

Чистоту Онежского озера объясняют тем, что его дно почти наполовину выстлано шунгитом. Шунгитосодержащими породами вызвана и плодородность кижских земель. А сам камень назван так по имени заонежской деревни Шуньга, в которой он впервые и был обнаружен.

Да, дивная земля Заонежье - огромный район, включающий в себя Заонежский полуостров, архипелаг Кижские шхеры и часть Онежского озера, которое двумя другими сторонами выходит в Ленинградскую и Вологодскую области. Остров Кижи, мой сегодняшний герой, один из пяти сотен островов Кижских шхер.

Но пора уже добраться до главной достопримечательности острова - Кижского погоста - всемирно известного архитектурного ансамбля, расположенного на узкой косе в южной части.

Как и многие прибывающие на остров, я думала, что Кижи - это такая старая-престарая ажурная Русь. Но нет. Оказалось, что это петровские времена, ХVIII и даже XIX век. Первое упоминание о храмах в исторических документах относится к XVI веку. Однако в 1693 году они сгорели от удара молнии и на их месте в ХVIII-м веке были построены ныне существующие. Это две деревянные церкви – только что открытая после почти 40-летней реставрации Преображенская, Покровская, а также восьмиугольная деревянная колокольня середины XIX века.

Самая старая постройка – миниатюрная церковь Воскрешения Лазаря, привезённая сюда из Муромского монастыря Пудожского района Карелии. Церковь была построена в конце XIV - начале XV века.

Но все эти цифры, даты, года и века отступают на задний план, становятся не важны, когда созерцаешь храмы. Идеальные совершенные деревянные постройки находятся в абсолютной гармонии с окружающим ландшафтом. Поднимаешь глаза на нижний ряд брёвен церкви, а взгляд просто взлетает на дерево куполов, сияющее чистейшим серебром, и скользит далее ввысь. Снизу вверх, вверх. И в небо! Удивительное ощущение: только ты, храм и небо. Храмы стоят так, что с какой бы точки вы на них ни смотрели, будет Храм и Небо! Как бы приглашая Душу в полёт…

Можно ещё поведать о многом: о легендах церквей; о том, что русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли вершины в плотницком искусстве; об уникальной и сложнейшей реставрации Преображенской церкви; о том, что кованые гвозди всё-таки присутствуют в храмах, но только в креплении лемешинок - осиновых дощечек-клинышков в куполах; о том, что русские реставраторы – лучшие в мире; или например, о том, почему Кижи называют именно жемчужиной Русского севера... Пожалуй, да. Об этом стоит рассказать.

Продолжение следует…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати