Арктика уже превратилась в зону перманентного конфликта Великих держав. Планетарное потепление и освобождение северных широт от арктических льдов стремительно меняет геополитическую обстановку в этих краях. Многие влиятельные мировые силы пытаются уже сейчас утвердить собственные правила для этого региона мира – правила, которые будут соответствовать именно их интересам. Они пытаются быстро взять инициативу в руки, и их односторонние действия могут привести к разбалансировке ситуации, когда одни получат преференции, а другие – проблемы.
На этих днях стало известно, что Международная морская организация (IMO) в лице своего Комитета по защите морской среды (МЕРС 76) приняла важные поправки, которые потребуют от судов, проходящих по Арктическим маршрутам, сократить с 1 июля 2024 года выбросы природных газов. Более того, она ввела запрет в этом районе на использование и перевозку тяжелого топлива (HFO) на этих судах.
Уточняется, что до 1 июля 2029 года этот запрет не будет распространяться на суда, которые ходят под флагом стран, имеющих арктическое побережье – то есть «арктической пятерки», в том случае, если такие её суда ходят в пределах территориальных вод своей страны.
Поправки сочетают комплекс технических и эксплуатационных подходов к повышению энергоэффективности судов, а также обеспечивают ключевые «build-up steps» для будущих мер по сокращению выбросов парниковых газов. От судовладельцев уже скоро будет требоваться расчет собственного индекса энергоэффективности (EEXI) с использованием технических средств для определения годового эксплуатационного показателя углеродоемкости и рейтинга CII, где интенсивность выбросов углерода увязывает выбросы парниковых газов с количеством груза, перевезенного на определенное расстояние.
Важное значение также будет иметь запрет на использование и перевозку в качестве топлива масел, имеющих плотность при 15° C выше 900 кг/м3 или кинематическую вязкость при 50° C выше 180 мм2/с. Из этого запрета будут исключаться суда, участвующие в обеспечении безопасности судоходства или в поисково-спасательных операциях, борта, предназначенные для борьбы с разливами нефти, а также суда, которые соответствуют определенным стандартам в отношении защиты топливных баков, расположенных внутри двойного корпуса.
До этого решения правила МАРПОЛ (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов) запрещали использование и перевозку тяжелого топлива в Антарктике, а в Арктике – «не рекомендовали». Теперь, после вступления решения в силу, обязательное регулирование, безусловно, усилит защиту окружающей среды в Арктике. Однако оно же создаст дополнительные проблемы для участников океанских перевозок, например, по Северному морскому пути. Таким образом, на этом новом маршруте появится ещё один действенный рычаг в конкурентной борьбе международных перевозчиков.
Дело в том, что на тяжёлое топливо – мазут, приходится примерно 62% топлива, используемого в Арктике (оставшиеся 38% – это легкое топливо, например, керосин, газойль). Так вот, когда сжигается мазут, в воздух выбрасываются частицы сажи. Из атмосферы сажа выпадает и откладывается на снег и лед, снижая их отражательную способность – тем самым, как уверены авторы запрета, «ускоряя глобальное потепление». Интересно, что некоторые расчеты дают этому процессу почти 20% вклада в потепление. То есть, сажа «ответственна» за 1/5 часть этого процесса.
Россия сможет до 2029 года выдавать разрешения на использование тяжелого топлива нашими северными судами, но новая климатическая повестка и её адепты буквально требуют внедрения новых топливных технологий с нулевым выбросом СО2, основанных на водороде, аммиаке и природном газе.
Конечно, это – прогрессивное решение во имя сохранения природы, несмотря на повышение себестоимости перевозок и формирование серьезных финансовых обязательств. Однако важно понимать, что по мере ускорения энергетического перехода количество разнообразных рестрикций будет увеличиваться в геометрической прогрессии, и необходимо очень внимательно следить, чтобы общественное достояние не превратилось в источник нового неравенства – ключевой проблемы современного экономического развития, широко известной дихотомии «Почему есть страны богатые, а есть страны бедные», при которой «богатые» могут подчинить систему собственным интересам, путем перераспределения общих ресурсов в свою пользу.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs