ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

ПАСЕ, Украина, меджлис и немного Турции

09:32 29.06.2021 • Денис Батурин, политолог

23 июня ПАСЕ приняла резолюцию[i], в которой Ассамблея осудила «серьезные нарушения прав человека, совершенные в отношении крымских татар…».

Приняв резолюцию, основанную на докладе, подготовленном Торхильдур Сунна Эйварсдоттир (Исландия, SOC), парламентарии призвали расследовать «каждый предполагаемый случай убийства, похищения, насильственного исчезновения, пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с крымскими татарами и применять соответствующие санкции к виновным в любых выявленных нарушениях». 

Еще раз вчитаемся внимательно – «призвали расследовать каждый предполагаемыйслучай убийства…». Здесь хотелось бы получить факты. Слова о «предполагаемых случаях» говорят о пустой доказательной базе. Фактов опять нет, есть предположения, снова играем в игру «highly likely» Как и в случаях всех антироссийских решений и беспочвенных обвинений, касается ли это большого спорта, здоровья некоторых оппозиционеров и бывших российских граждан, или хакерских атак. 

Напомним также, что мониторинг ПАСЕ по соблюдению прав человека в Крыму ведется дистанционно, мониторинговые группы в Крым по политическим соображениям не приезжают, хотя им никто это не запрещал и не запрещает. Пожалуйста, приезжайте, мониторьте. Однако, серьезные, казалось бы, европейские структуры предпочитают пользоваться информацией неких активистов, блогеров, а также окопавшего в Киеве так называемого меджлиса крымскотатарского народа (организация признана экстремистской, запрещена на территории РФ). К вопросу о том, почему не приезжают. Потому что действуют следующим образом - запрашивают Киев на предмет поездки в Крым, каков там дают ответ – можно только догадываться. Далее совершают действия с предопределённым итогом - международные институции заявляют о том, что «аннексированную территорию посетить не могут», поэтому все будут мониторить и расследовать из своего европейского «далека». Это как в старой песне: «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону…». 

Текст официального сообщения ПАСЕ далее: «Ассамблея настоятельно призвала российские власти прекратить применение российского законодательства в Крыму, в том числе, в области терроризма и экстремизма, и в соответствии с международным правом применять законы, действующие на Украине».

Ну, сколько раз можно объяснять, что Крым вышел из украинской юрисдикции по воле ее народа! Все – дискуссия завершена. Но недоумение вызывает призыв прекратить применение законов «в области терроризма и экстремизма». Что это за странный призыв к России – прекратить борьбу с терроризмом и экстремизмом в Крыму? Может еще украинские диверсионно-разведывательные группы пропускать беспрепятственно? Не мешать вербовщикам склонять мусульман к экстремизму, проповедовать радикализм и ересь, склонять людей к суицидам и колумбайнам? Бред какой-то, а не призыв.

Читаем резолюцию дальше: «Принятый текст предлагает всем соответствующим субъектам «предусмотреть непосредственное вовлечение представителей крымских татар в международный диалог, связанный с положением крымских татар и Крыма». В украинских источниках информация более подробная: «высказывается призыв отменить решения, запрещающие деятельность Меджлиса крымскотатарского народа и позволить лидерам Меджлиса Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову вернуться в Крым. Также высказывается призыв отменить запрет на деятельность крымскотатарских медиа в Крыму».[ii] 

О чем вообще речь? «Вовлечение представителей крымских татар в международный диалог» - на деле означает привлечь меджлис, то есть «изгнанников», по свей воле покинувших Крым, тех, кто прекрасно обустроился на Украине на депутатские зарплаты и вознаграждения иностранных грантодателей. Тех, кто говорит о Крыме из своего прекрасного украинского «далека»? Что ж – привлекайте. К положению крымских татар в Крыму это уже 7 лет не имеет никакого отношения и никаких последствий не будет.

Хотя нет, имеет, и будет иметь – именно представители меджлиса, как мы помним, были инициаторами и активными исполнителями транспортной, а затем энергетической блокады, когда были подорваны опоры ЛЭП, именно меджлис всей душой и многими словами выступил за водную блокаду Крыма и продолжает регулярно ее обосновывать бредовыми аргументами о том, что «крымчанам воды хватает, а не хватает воды оккупантом и российскому населению». Так вот, против таких деятелей и такой деятельности в Крыму и в отношении Крыма и действуют законы России об экстремизме и терроризме. И будут действовать.

Хотелось бы напомнить как европейской институции, так и украинской стороне, вдохновленной этой резолюцией, что даже на Украине не существует законов, согласно которым деятельность меджлиса находилась и находится в правовом поле. В украинский период истории Крыма меджлис всегда определял себя вне установленных законом форм политической, общественной и социальной деятельности, требуя особого закона, особого статуса, так как они считали и считают (!) себя не общественной организацией или объединением, не политической партией, а неким «представительным органом крымско-татарского народа». Украина, таким образом, позволяла существовать на своей территории организации, строящей параллельное общество, призывающей к нарушениям закона, земельным захватам, проведению незаконных массовых акций, организации, лидеры которой способствовали деятельности на территории Крыма иностранных спецслужб и экстремистских организаций. Но это был ее выбор. Россия этого не позволяет, как любое сильное и ответственное государство, имеющее представление о соблюдении законов и государственной безопасности. 

При этом роль меджлиса в истории с этой резолюцией может быть более значима, чем может показаться на первый взгляд. Резолюция случилась после Анталийского дипломатического форума в Турции, который прошел 18 июня, где половина украинской делегации составлял меджлис: «В состав делегации Украины кроме главы МИД вошли первый заместитель министра иностранных дел Эмине Джапарова, лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, сопредседатель группы по межпарламентским связям с Турецкой Республикой Рустем Умеров, народный депутат Ахтем Чийгоз».[iii] Там резолюция и обсуждалась, и готовилась. Это в очередной раз заставляет обратить внимание на турецкую внешнеполитическую игру в отношении Крыма и Украины. Меджлис и Крым для Анкары здесь некие ориентиры в рамках политики неосманизма, а также электоральные игры с крымскотатарской диаспорой в Турции, плюс к этому – стремление Тайипа Эрдогана использовать этот фактор во внешнеполитических отношениях.

Теперь об официальной реакции на резолюцию российской стороны. Доклад Парламентской ассамблеи Совета Европы о положении крымских татар не имеет ничего общего с действительностью, заявила сенатор, член российской делегации в ПАСЕ Ирина Рукавишникова: «Ничего общего с реальностью этот доклад не имеет. А у мирового сообщества должна быть полная и объективная информация по ситуации в Крыму».[iv] 

Сенатор подчеркнула, что авторы резолюции осознанно не говорят о тех изменениях, которые произошли в Крыму после воссоединения с Россией: «В документе нет объективной информации, так как докладчика не интересует реальная картина». По словам Рукавишниковой, авторы доклада не стали общаться с представителями крымско-татарского населения, проживающими в настоящее время в Крыму, а подготовили свои выводы дистанционно. То есть, ориентируясь на мнение и «информацию» меджлиса, а если совсем просто – на выгодное и нужное им представление о ситуации в Крыму.

Член российской делегации в ПАСЕ Александр Башкин отметил, что на крымско-татарском языке учат в 16 школах Крыма, 22 школы имеют специальные классы с обучением на этом языке. Еще в 333 школах этот язык как предмет изучают больше 30 тысяч школьников. За последние годы в Крыму построено 13 мечетей. В настоящее время ведется строительство еще 15. В Крыму действует единственный в мире Крымско-татарский театр, выпускаются национальные газеты и журналы, вещает телеканал «Миллет». Таким образом, крымско-татарские СМИ в Крыму работают – телеканал, издания. Запрещены те, которые переехали на Украину и оттуда занялись провокационной деятельностью.

Точно о целях резолюции сказал известный крымский эксперт председатель Общественной палаты РК Александр Форманчук: «Они накапливают так называемый материал по нарушению прав человека в перспективе на какой-то суд, это раз. Во-вторых, не будем забывать, что 23 августа в Киеве пройдёт 30-летие так называемой «незалежности» (независимости Украины – ред.), будет открытие так называемой «Крымской платформы». Вот там эти материалы будут востребованы. Конечно, будут говорить о нарушениях, приводить «факты», говорить о том, что они не раз нас предупреждали, что мы не выполняем никаких требований».[v]

В этом комментарии Форманчук обозначил несколько ближних и перспективных целей резолюции европейской институции. Основные усилия украинской стороны, при явном лоббистком факторе меджлиса, направлены на организацию международного резонанса в связи с проведением в августе «Крымской платформы». При этом меджлис пытается быть основным действующим лицом и вдохновителем «Крымской платформы». Цели лидеров меджлиса, «представляющих народ» вдали от него, простые – не являясь представителем народа по факту, стать неким дипломатическим фактором, так сказать, виртуализироваться на дипломатическом поприще, и тем самым напомнить о себе. Все это в русле антироссийской политики, но, как всегда, у меджлиса – сугубо в личных интересах его представителей. 

В завершение отметим - странно, что, волнуясь о судьбе крымско-татарского народа, никто не хочет слушать крымских татар, живущих в Крыму. Никто из ПАСЕ не хочет приехать в Крым для мониторинга соблюдения прав человека. Похоже, согласованная политическая игра сильнее желания узнать реальное положение вещей. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати