ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турция сохраняет внешнеполитический курс – за чей счет?

10:53 28.06.2021 • Андрей Исаев, журналист-международник

Французская Le Monde полагает, что на последнем саммите НАТО геополитическая значимость Турции в очередной раз пересилила недовольство чрезмерной, по мнению союзников, самостоятельностью Реджепа Тайипа Эрдогана, и лидеры США, Германии и Франции проявили к нему «особую снисходительность».[i]

Таким образом, позволив ему проводить прежнюю наступательную внешнюю политику в разных районах мира. Так это или нет, но военно-политическую активность Анкара не снижает.

В Сирии центральному правительству, помимо курдов, противостоят лишь турецкие регулярные части и турецкие прокси – в последнее время арабские спонсоры заметно снизили уровень поддержки «своих» группировок.

В оккупированных районах (а это более 10% всей территории страны) временная администрация уже выдает турецкие удостоверения личности местным жителям. «МИД Сирии осуждает действия турецкого режима, создавшего механизм для регистрации актов гражданского состояния в контролируемых террористами районах Идлиба. Сирийские удостоверения личности и семейные документы аннулируют и заменяют незаконными — турецкими. Это апогей политики тюркизации», - цитирует РИА Новости сирийское государственное информагентство.[ii] В подконтрольных Турции районах уже введена в обращение турецкая лира, открыты отделения турецких банков, идет переименование некоторых населенных пунктов с курдского и арабского на турецкий лад. Турецкое Управление по делам религий строит мечети в деревнях езидов в провинции Африн, до турецкого вторжения населенной преимущественно курдами, впоследствии «выдавленными» отсюда. Выводить войска Эрдоган, по его словам, собирается только тогда, когда об этом «попросит сирийский народ».

К участию в политических процессах турецкое руководство вовлекает союзный ему Катар. Впрочем, по словам Сергея Лаврова, трехсторонние консультации России, Катара и Турции по сирийскому урегулированию не заменяют работу в астанинском формате, а лишь дополняют ее.

В целом военные операции турецких ВС на севере Сирии (и Ирака), направленные, как было заявлено, на устранение «курдской угрозы», увенчались лишь частичным успехом – США продолжают опекать курдское квазигосударственное образование, разделившее Иран и дружественную ему Сирию.

В Ливии, согласно договору, подписанному с уже не существующим Правительством национального согласия (ПНС), находятся турецкие войска, а также сирийские боевики из протурецких формирований. Многие СМИ сообщают, что содействие в их финансировании осуществляет Катар.

Прошедшая на прошлой неделе в Берлине представительная международная конференция по ливийскому урегулированию должна была, прежде всего, решить проблему присутствия в стране иностранных военных. Однако отсутствие доверия между Ливийской национальной армией фельдмаршала Халифы Хафтара, с одной стороны, и группировками, поддерживавшими ПНС, с другой, делает задачу трудновыполнимой. Так, за несколько часов до открытия конференции в Берлине войска Хафтара сорвали разблокирование важной прибрежной магистрали (вопреки решению общеливийского правительства, которое фельдмаршал вроде как признал) и закрыли границу с Алжиром, объявив всю приграничную территорию военной зоной. У фельдмаршала большие политические амбиции, но принять участие в президентских выборах он не может, будучи военным и имея американское гражданство. Вот и приходится ему напоминать о себе таким образом. 

В итоговом коммюнике участники конференции призвали к незамедлительному выводу всех иностранных формирований и реформированию «сектора безопасности», который должен находиться под контролем гражданских властей. При этом Турция выразила особое мнение, оговорив, что «наемники и регулярные силы, консультирующие и оказывающие помощь в обучении, должны рассматриваться отдельно». Другими словами, Анкара приветствует вывод из Ливии всех вооруженных формирований, кроме своих военнослужащих, которых она называет лишь инструкторами. 

Вскоре после своего избрания глава нового ливийского правительства Абдель Хамид Дбейба посетил турецкую столицу, где подписал меморандум о взаимопонимании. Правда, на его призыв вывести из Ливии турецких солдат и сирийских боевиков турецкий президент ответил заверениями в поддержке (!) нового ливийского руководства.

Судя по всему, Эрдоган решительно настроен не только сохранить военно-политическое присутствие в Ливии, но и дополнить его экономической составляющей. Он уже предложил своему «другу и брату Ильхаму Алиеву» сотрудничество в ливийском энергетическом секторе.

Афганский «проект» турецкого лидера был анонсирован сразу после его очной встречи с американским коллегой в Брюсселе. Речь на переговорах шла в частности о том, что контроль над кабульским аэропортом и обеспечение его безопасности после вывода войск западной коалиции будут возложены на Турцию. 24 июня в Анкару для обсуждения деталей прибыла делегация Пентагона. Переговоры проходили на фоне масштабного наступления талибов (запрещены в РФ) и стремительной деградации афганской армии, чьи подразделения все чаще переходят на сторону противника или разбегаются, а то и ищут спасения в сопредельных государствах.

Если госсекретарь США Энтони Блинкен допускает, что талибы могут прийти к власти, то The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники в американской разведке отводит нынешнему кабульскому режиму от трех до шести месяцев жизни после вывода войск коалиции. Как в таких условиях аэропорт будет оставаться островком безопасности под прикрытием турецких военных – непонятно.

Впрочем, Эрдоган рассчитывает на помощь пакистанских союзников, надеясь, что они как-то договорятся с «не чужим» для них Талибаном (запрещен в РФ). А также на политическую, логистическую и финансовую поддержку США, о чем он объявил сразу после переговоров с Джо Байденом.

Нельзя сказать, что все турецкое экспертное сообщество одобряет «афганский проект». Например, известный журналист Барыш Достер отмечает, что военный контингент в Афганистане подорвет доверие к туркам среди афганцев и создаст новые проблемы в отношениях Турции с Россией, Китаем и Ираном. Кстати, в российском МИД уже отметили, что решение передать кабульский аэропорт под охрану Турции «противоречит соглашению о выводе иностранных подразделений из Афганистана, подписанному США и талибами. Подобные решения необходимо принимать взвешенно, исходя из целей продвижения процесса межафганского национального примирения».[iii]

Заручившись всесторонней поддержкой Азербайджана, Турция все активнее укореняется в Закавказье. Недавно подписанная турецким и азербайджанским президентами Шушинская декларация предусматривает оказание военной помощи в случае угрозы или нападения третьего государства «на независимость или территориальную целостность любой из сторон». Комментируя документ, турецкий президент констатировал, что в эти договоренности вполне «вписывается идея» создания на азербайджанской территории турецкой военной базы.[iv] А это уже нечто новое, что затрагивает интересы сопредельных государств.

Одной из причин падения Римской империи принято считать ставший, в конце концов, императивом тренд на расширение границ и влияния, при котором далеко не все территориальные приобретения были экономически оправданы. К обороне римляне перешли слишком поздно – в казне недоставало средств, соседи были озлоблены, а внешние источники финансирования и союзники у Рима отсутствовали.

Похоже, что Анкаре все труднее финансировать свою гиперактивную внешнюю политику, но остановиться на достигнутом она уже не может. Поэтому, пытаясь снизить ее «себестоимость», к внешнеполитическим проектам приходится «подтягивать» незападных союзников - финансовых спонсоров. В Сирии это Катар, в Ливии – снова Катар, в Закавказье – Азербайджан (которому, вероятно, предложено инвестировать и в ливийские экономические инициативы Турции). В Афганистане Пакистан – «спонсор» политический, но там помочь материально вроде бы согласились Соединенные Штаты.

А еще это демонстрация известной независимости от партнеров по НАТО: Турция взяла курс на обеспечение себе особого статуса в Альянсе и менять этот курс не собирается. Во всяком случае, пока. Вот только хватит ли сил?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати