Фото: news24.com
Южно-Африканская Республика, Претория
Спустя три месяца после одной из крупнейших террористических атак в Мозамбике, которая привела к захвату города Палма на севере республики, ситуация по-прежнему остается нестабильной: фактически ежедневно исламисты продолжают совершать как минимум по одному нападению на населенные пункты и гражданских лиц в провинции Кабу-Делгаду.
Южноафриканские эксперты характеризуют мозамбикские вооруженные силы крайне сдержанно, утверждая, что им не хватает ни подготовки, ни оснащения, ни дисциплины для того, чтобы отбить захваченные джихадистами территорию и обеспечить безопасность своих граждан. Несмотря на это, правительство Мозамбика все еще сомневается в том, принимать ли предложенную помощь со стороны крупнейшей региональной организации – Сообщества Развития Юга Африки (САДК) в виде развертывания коалиционных сил на территории страны.
Накануне запланированного на 23 июня внеочередного саммита САДК эксперты пытаются дать ответ на вопрос, почему же сложилась такая ситуация.
Аналитики «Института изучения проблем безопасности» в Претории утверждают, что правящая в Мозамбике партия ФРЕЛИМО пытается любыми способами не допустить масштабного иностранного вмешательства исключительно для того, чтобы скрыть факты и причины «на местах», которые привели к возникновению очага террористической угрозы. Якобы тех моментов, из-за которых местное мусульманское население активно вступает в ряды джихадистских группировок, к которым относятся социально-экономическая маргинализация и откровенно бедственная гуманитарная ситуация в провинции.
Вместе с тем эксперты указывают, что есть и другие причины которые могут объяснить нерешительность правительства дать согласие на задействование контингента САДК. Отмечается, что политическая элита рассматривает перспективу прямого вмешательства стран Сообщества как потенциальную угрозу устойчивости режима. Правящая ФРЕЛИМО сильно зависит от внешней, международной финансовой помощи и инвестиций. Эксперты указывают, что 1992 году, когда страна только перешла к системе многопартийной демократии, Мозамбик в мировом рейтинге занимал шестое место по зависимости от иностранной помощи – 41 % всего ВВП. Несмотря на то, что в настоящее время правительство стало значительно менее зависимо от этого фактора, этот уровень все еще остается высок, почти 20 %.
Фото: ewn.co.za
Действующий президент Ф. Ньюси получил в наследство весьма обремененную долгами страну – чего стоит только государственный скандал в 2016 г. с так называемым «скрытым долгом» в 2 млрд долларов, который нанес непоправимый ущерб экономике республики и привел к приостановке многих программ финансирования республики и спугнул многих потенциальных инвесторов и кредиторов. Тем не менее, Мозамбик все еще получает сотни миллионов долларов иностранной помощи ежегодно. К примеру, США в настоящий момент являются крупнейшим донором помощи, перечисляя республике в рамках различных программ порядка 445 млн долларов в год.
Мозамбик также является одним из самых популярных направлений для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Африке, занимая четвертое место после Южной Африки, Анголы и Танзании по величине показателей. Яркими примерами сейчас являются инвестиции на сумму порядка 30 млрд долларов в район газового месторождения Ровума (Rovuma) от таких крупнейших транснациональных компаний как ExxonMobil, Total и Eni.
Южноафриканские эксперты Института, оценивая ситуацию, во многом полагают, что местные мозамбикские элиты видят в вышеуказанных факторах, а также конфликте в Кабу-Делгаду и гуманитарном кризисе исключительно возможность для своего обогащения, поскольку зарубежные государства, пытаясь «затушить» кризис, только увеличат поток различной финансовой поддержки. Таким образом, как заключают эксперты в ЮАР, политические элиты в Мозамбике видят в САДК не партнеров, а противников, угрожающих прямым финансовым каналам. Региональная коалиция может действительно улучшить ситуацию в сфере безопасности в провинции, а значит и серьезно ударит по донорской финансовой помощи из-за рубежа.
Аналитики указывают, что одним из ярких показателей для таких суждений стало заявление Ф. Ньюси 13 мая во время встречи с дипломатическими представителями в Мапуту, где он подчеркнул, что республике «не требуются посредники для проведения переговоров с другими странами или какими-либо международными институтами». Одновременно с этим прозвучало утверждение, что «Мозамбик самостоятельно выберет наиболее удобную для страны «форму помощи» в борьбе с терроризмом».
Кроме того, другим значимым фактором является и то, что влиятельная консервативная фракция внутри ФРЕЛИМО уверена, что любое внешнее военное вмешательство в Кабу-Делгаду неизбежно приведет к потере популярности и поддержки правящей партии среди населения и заложит «бомбу» под устойчивостью правительства. Поскольку исторически, ФРЕЛИМО всегда позиционировала себя как партия, которую невозможно победить как политически, так и с помощью военной силы, т.к. под ее руководством с 1975 года Мозамбик выигрывал все войны, в которых принимал участие. Правительство страны и правящая партия неоднократно выражали свою уверенность в том, что республике не требуются иностранные солдаты, поскольку национальные вооруженные силы «имеют все необходимые ресурсы и подготовку» для успешного решения проблемы на севере республики. А значит теперь, согласие на размещение контингента САДК привлечет к себе внимание мировой общественности и создаст яркое впечатление недееспособности мозамбикской армии и политического руководства.
Внеочередной саммит САДК планируется провести в Мапуту 23 июня и эксперты подчеркивают, что от руководства соседних с Мозамбиком стран потребуются серьезные дипломатические навыки для того, чтобы убедить мозамбикское руководство в оправданности многостороннего вмешательства САДК и наконец, «разрубить гордиев узел».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs