Австралия воспринимает Южно-Китайское море как зону своих стратегических интересов, а Китай - конкурентом, способным бросить вызов геополитическим амбициям Канберры.
От Южно-Китайского моря Австралию отделяют несколько морей (Тиморское, Арафурское море, море Банда, море Сулавеси) и островных государств (Индонезия, Малайзия, Филиппины). Для эффективного противодействия попыткам союзников США в Индо-Тихоокеанском регионе, к числу коих относится и Австралия, взять регион Южно-Китайского моря под свой контроль Пекин нуждается в двусторонних партнёрских отношениях с вышеперечисленными прибрежными государствами, а также Вьетнамом, Брунеем, Камбоджей и Таиландом.
Понимая это, Канберра делает ставку на углубление сотрудничества с этими странами, чтобы удержать их в своей сфере влияния. По мнению австралийских стратегов, следует в первую очередь сотрудничать с Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией, поскольку через их территориальные воды проходит пресловутая Девятипунктирная линия (Nine Dash Line) - границы акватории, на которые претендует Пекин (1).
Австралия демонстрирует готовность стать первым региональным игроком, который непосредственно не граничит с Южно-Китайским морем, но высказывает на него свои претензии. Вашингтон склоняет Канберру к принятию морской доктрины, которая бы не просто включала положения о свободе навигации в Южно-Китайском море, но и исполнялась на практике, т.е. выражалась в реальном присутствии австралийского флота в данной акватории. Но в отличие от США, которые не являются региональным государством, Австралия вынуждена учитывать готовность Пекина к жёсткому ответу в случае принятия такой морской доктрины.
Удачным выходом для Канберры могло бы стать развитие военного сотрудничества с прибрежными государствами. Австралийские ВМС уже участвуют в учениях с флотами Вьетнама и Филиппин, но уровень и масштаб этих учений её не удовлетворяет. Предположительно, Канберра будет придерживаться одновременно двух стратегических форматов - продолжит углублять партнёрство с США, Японией и Новой Зеландией и параллельно будет укреплять двусторонние отношения с прибрежными государствами. Такой двусторонний формат мог бы потенциально снизить напряженность в отношениях с Пекином, но в нём неизбежно проглядывали бы зачатки наступательной политики Канберры в Южно-Китайском море, и по факту это все равно стало бы проявлением антикитайской позиции Канберры (1).
Австралия заинтересована в привлечении к региональному сотрудничеству как можно большего количества игроков. В данном контексте австралийцы приветствуют усиление военно-морского присутствия в регионе даже далекой Канады. Королевский канадский флот заметно увеличил своё присутствие в Южно-Китайском море (2). Оттава делает вид, будто её отношения к Китаю не являются частью согласованной стратегии США и их союзников, но вряд ли этим трюком можно ввести Пекин в заблуждение.
Соседи Китая воспринимают антикитайские инициативы Запада сдержанно. Премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун порекомендовал австралийскому коллеге Скотту Моррисону (во время кратковременного визита последнего в Сингапур по пути на встречу стран Большой семёрки) сосредоточиться не на противоречиях с Китаем, а на точках соприкосновения (4). Незадолго до визита Моррисона министр обороны Австралии Питер Даттон высказался за наращивание американского военного присутствия в регионе, в т.ч.в австралийских территориальных водах.
Сложность позиции Канберры в том, что вряд ли возможно мобилизовать под антикитайские лозунги сразу все прибрежные государства. Индонезия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Таиланд готовы к экономическому сотрудничеству с Китаем при условии урегулирования взаимных политических расхождений. Пекин демонстрирует готовность к поиску решений, поскольку менее всего заинтересован в переходе противостояния с Западом и его потенциальными союзниками из холодной фазы в горячую. Пекин реализует слишком масштабные интеграционные проекты, чтобы ими можно было легко пожертвовать ради ненужной ему «войны».
Нежелание хотя бы одной из перечисленных стран войти в антикитайский союз с Австралией делает всю стратегию Канберры по сдерживанию Пекина незавершённой. Австралия может создать Китаю дополнительные политические трудности в регионе, но не сможет предотвратить рост его влияния. В прошлом году Канберра объявила о выделении на военные нужды 270 млрд. австралийских долларов (5). В будущем это не принесёт Австралии ничего, кроме роста недоверия в отношениях с Пекином.
При этом уже сейчас намечаются будущие линии несогласия взглядов Австралии на будущее Индо-Тихоокеанского региона со взглядами стран АСЕАН. Отношения Китая с АСЕАН находятся на высоте. С 2003 г. действует двусторонняя Декларация о стратегическом партнерстве ради мира и процветания, с 2010 г.- Зона свободной торговли КНР - АСЕАН. АСЕАН демонстрирует уверенность в отстаивании интересов стран-членов перед вмешательством внешних сил. В этих условиях Канберре вряд ли удастся пробить эту «оборону».
У австралийских властей отсутствует гибкое понимание меняющейся геополитической обстановки в Индо-Тихоокеанском регионе. Декларируемые лозунги о важности конструктивных отношений с Китаем диссонируют с внешнеполитическими шагами Канберры, направленными на сдерживание Пекина. Военно-политические обязательства перед Вашингтоном лишают Австралию свободы выбора и манёвра. Поэтому стратегия жёсткой конкуренции с Китаем остаётся для Австралии единственным вынужденным вариантом региональных отношений, и это бесперспективный выбор самой Австралии.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://www.lowyinstitute.org/publications/australia-coming-south-china-sea-challenges
4) https://thediplomat.com/2021/06/singapores-lee-advises-australia-to-engage-with-china/
5) https://www.abc.net.au/news/2020-06-30/australia-unveils-10-year-defence-strategy/12408232
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs