Перед концертом 29 апреля 2021 г. Фото Аиды Соболевой
Авторский вечер, посвященный 75-летию Толибхона Зиядуллоевича Шахиди, состоялся 29 апреля 2021 года в Москве, в Большом зале консерватории, у входа в который была размещена большая афиша с портретом композитора.
Еще около памятника П.И. Чайковскому кто-то спросил у меня «лишний билет на Шахиди». С этой просьбой ко мне и другим людям, спешившим на концерт, обратились еще раза три – количество билетов в продаже было ограничено, так как из-за пандемии коронавируса зал можно было заполнить только на 50%. Пандемия наложила отпечаток и на концертные традиции: увидев в моей руке букет, контролер сразу сказала: «Цветы дарить исполнителям запрещено – надо отнести их администратору в ложу 6 и прикрепить записку адресату», что я и сделала перед началом концерта.
Несмотря на то, что места можно было занимать лишь в шахматном порядке, мне показалось, что в зале вообще нет свободных кресел. Прежде чем занять мое, указанное в билете место, я увидела большую группу людей, окруживших юбиляра и его супругу Гульсифат. Хотела тоже подойти поприветствовать, но тут прозвенел третий звонок.
Гавриэль Гейне и Государственный академический симфонический оркестр 29 апреля 2021 г. Фото А. Соболевой
За дирижерским пультом в тот вечер был Гавриэль Гейне, элегантный и экспрессивный красавец с голливудской улыбкой. Он родился в г. Нью-Джерси (США), но как музыкант сформировался в России – учился в Мерзляковском училище, окончил Московскую консерваторию по классу виолончели, а затем дирижерский факультет Санкт-Петербургской консерватории, у легендарного педагога Ильи Мусина (1903 – 1999). В настоящее время он дирижер Мариинского театра. Позднее я спросила у Толиба Зиядуллоевича, почему он предложил дирижировать свой авторский концерт именно Гавриэлю Гейне. Мэтр ответил: «Дирижера пригласил продюсер концерта – мой старший сын Табриз, который был сокурсником Гавриэля в училище. Гейне – крепкий профессионал. Репетиции проходили очень позитивно и качественно. Он очень внимательно изучал партитуры, при этом консультируясь со мной».
Гавриэль Гейне. Фото Шухрата Юлдашева
После концерта Гавриэль написал своему однокурснику такой отзыв: «Табриз, привет. Хочу сказать, что до сих пор, музыка папы звучит у меня в голове и не отпускает. Я тебе очень благодарен за то, что ты предложил и дал возможность близко общаться с его творчеством. Каждое произведение в программе по-своему меня схватило за сердце. Теперь пытаюсь понять, где и какие именно произведения мне можно в будущем поставить в концертную программу и играть. Потому что эта музыка должна звучать. Спасибо тебе огромное за тот новый мир, который мне открылся при общении с этими прекрасными партитурами».
Концерт открыла «УВЕРТЮРА» для симфонического оркестра. Это произведение было написано еще в 1974 году, спустя два года после окончания Толибом Шахиди Московской консерватории. В том же году была сделана фондовая запись в Государственном доме радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) с Госоркестром (ГАСО). Но в программке 2021 года было указано – «Московская премьера», так как со сцены москвичи ее услышали в первый раз, исполняемую все тем же Госоркестром – Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е.Ф. Светланова.
Гавриэль Гейне и Государственный академический симфонический оркестр 29 апреля 2021 г. Фото А. Соболевой
Впервые в Москве прозвучала и симфоническая картина «ДАРИУС».В названии не уточняется, о каком именно из трех персидских царей по имени Дариус (Дарий) идет речь. Но каждый из них был властелином огромной территории, на которую простиралось могущество Ахеменидской державы, ведущей почти непрерывные войны с Грецией. В первой части, с преобладанием ударных и духовых инструментов, отчетливо слышится тяжелая поступь облаченных в доспехи воинов. Напряжение нарастает, чувствуется скрежет колесниц, топот коней и рев боевых слонов. Внезапно все стихает и во второй части возникает тягучая перекличка струнных, звуки которых похожи на тихие стоны и горькое раздумье. Композитор позже объяснил, что в картине изображен царь Дарий III после сокрушительной для него битвы при Иссе в 333 г. до н.э., когда им была потеряна вся Малая Азия, а его любимая дочь попала в плен к Александру Македонскому, вскоре разрушившему и Персеполис.
Эта музыка меня очень взволновала и я почему-то подумала: «Руины Персеполиса, где похоронен Дарий, все еще стоят и находятся под охраной ЮНЕСКО, а могила Александра Македонского до сих пор не найдена».
Затем оркестр исполнил «Симфонические танцы» из балета «СМЕРТЬ РОСТОВЩИКА» (в программке «Ростовщик»), созданного Толибом Шахиди в 1978 году по произведению основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни и поставленного на сцене Государственного театра оперы и балета им. С. Айни в Душанбе. Это самый первый балет Толиба Шахиди, в который он вложил и свою молодую энергию, и знания, полученные в Московской консерватории, и интерес к истории своего народа, и любовь к своему отцу, написавшему музыку к одноименному черно-белому фильму (студия «Таджикфильм», 1966). Вдохновленная музыкой балета, я посмотрела этот фильм вскоре после концерта и удивилась, насколько актуальны его образы и тематика!
Кадр из к/ф «Смерть ростовщика» (1966). Кори – Захир Дусматов
События, изображенные в повести, фильме и балете, происходят в предреволюционной Бухаре, «почти все жители» которой оказались должниками некоего «дядюшки Кори» – человека патологически жадного и лживого, образца ханжества и лицемерия. Вынуждая людей брать у него в долг, этот «толстопузый банк» дерет непомерные проценты, дает фальшивые векселя, подкупает свидетелей и судей, оставляя должников без имущества и надежды. У одного из несчастных он, помимо дома и сада, взял в залог просватанную дочь и предложил ее в наложницы богатому молодому торговцу в обмен на выгодную сделку. Но, в конце концов, ростовщик оказался жертвой своих интриг и пороков.
В музыке балета синкопами и диссонансами фаготов четко прорисован портрет этого безнравственного человека. Рыдающие скрипки, грустные флейты и задумчивый клавесин передают страдания влюбленных, которых он разлучил. Атмосфера солнечного бухарского базара с выкриками продавцов отчетливо слышится в соло валторн на фоне разноголосого хора духовых инструментов и мерных ударов большого барабана. Кори часто упоминал в разговорах Аллаха, но богом для него было только золото. В балете это прекрасная пери в золотом костюме, которая обволакивает толстяка под нежные переливы скрипок и арф. Кори торжествует, он не слышит ропот контрабасов и стоны флейт! Но внезапно этот «хозяин мира» оказывается сметенным надвигающимся со всех сторон sforzando – мир изменился, и золото не может спасти ростовщика от ненависти и справедливого гнева всех, кого он обидел.
Первое отделение завершал Концерт для альта с оркестром, который москвичи услышали впервые. Он был написан в 2018 году и исполнен на Международном фестивале музыки в городе Леричи (Италия). Это произведение просто поразило меня своей виртуозностью и драматическим накалом. Оно раскрывает всю полноту возможностей альта, способного «спорить» с оркестром на повышенных тонах и на глубоком piano. Альт звучит и своим «родным» голосом, и какими-то совершенно неожиданными тембрами, «спящими» в нем: то почти человеческие бас и меццо-сопрано, то птичий посвист, то звуки иранского сетара.
Максим Новиков исполняет Концерт для альта с оркестром Толиба Шахиди. Фото Ш. Юлдашева
После последней растаявшей на фоне оркестра ноты, как будто снова попав в зал из какого-то иного пространства, зрители несколько секунд приходили в себя. А потом долго аплодировали и кричали «Браво!». Солист Максим Новиков долго кланялся и пожимал руку композитору, представившему московской публике свою первую вещь для альта. Как позже рассказал Толибхон Зиядуллоевич, «в начале 2018 года Максим Новиков совершенно неожиданно подошел ко мне у входа в Консерваторию и, представившись, попросил меня написать концерт для альта с оркестром. Я был, конечно, удивлен, поскольку не мог предположить и вообще думать о написании нового сочинения да ещё для альта с оркестром. Но потом содержание нашей беседы убедило меня принять решение и осуществить эту задачу». Максим Новиков родился в Москве. С шести лет начал обучаться игре на скрипке. В 1989 году поступил в Музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского как альтист, а в 1993 году – в Московскую консерваторию в класс Юрия Башмета. Работает в Мариинском театре в качестве солиста оркестра.
Среди тех, кто пришел поздравить Толиба Шахиди с юбилеем, был композитор Александр Зацепин, народный артист России, автор музыки более чем к 100 фильмам, в том числе знаменитым гайдаевским комедиям «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Александр Сергеевич ровно на 20 лет старше Толиба Шахиди – в марте этого года он отметил свое 95-летие. Он рассказал со сцены, как в начале 60-х годов приезжал в Таджикистан и был гостем его отца – Зиядулло Шахиди, в доме которого собирались «все творческие кадры того времени, имевшие отношение к кино». На этих домашних вечерах бывали композиторы Евгений Крылатов, Юрий Тер-Осипов, Андрей Бабаев, звучали и рояль, и скрипка, и традиционные восточные инструменты.
Александр Зацепин на авторском вечере Толиба Шахиди 29 апреля 2021 г. Фото Ш. Юлдашева
Зацепин сказал, что в те годы ему приходилось часто писать музыку для фильмов студий среднеазиатских республик, важно было отличать таджикскую музыку от узбекской, казахской, киргизской и туркменской. К тому же его режиссер поставил перед ним задачу «написать для фильма такую песню, чтобы она имела яркий восточный колорит, но органично воспринималась в Москве и по всей России». И вот именно в Душанбе, в Доме народного творчества, куда его сопровождал Зиядулло Мукадасович Шахиди, он понял многие важные нюансы восточной музыки, ее закономерности и отличительные черты. Александр Зацепин сердечно поздравил Толиба Шахиди, которого помнит еще подростком, с 75-летием, пожелал коллеге здоровья и долгих лет творческой жизни.
Второе отделение концерта открыл сам Толиб Шахиди, поблагодарив Александра Сергеевича за поздравление и добрую память об отце, а также кратко представив произведения, которые предстояло услышать.
Толиб Шахиди открывает второе отделение концерта 29 апреля 2021 г. Фото А. Соболевой
Концерт №3 для фортепиано с оркестром был созданв 1991 году и записан в ГДРЗ в исполненииГосударственного академического симфонического оркестра, которым тогда дирижировал 27-летний Александр Ведерников (увы, в октябре 2020-го умерший от коронавирусной пневмонии). Партию фортепиано на записи исполняла талантливая выпускница Московской консерватории Гульчехра Иноятова, ныне профессор Южно-китайского педагогического университета. В 1999 году Концерт № 3 был в программе авторского вечера Толиба Шахиди в Большом зале МГК им. П. И. Чайковского, где солировал Алексей Сканави. А в 2016 году, на вечере, посвященном 70-летию композитора, этот концерт впервые в своей жизни исполнила пианистка Екатерина Мечетина.
Екатерина Мечетина на концерте 29 апреля 2021 г. Фото А. Соболевой
В документальном фильме «Симфония времени» (2018), она поделилась своим впечатлением от встречи с этой музыкой: «…Когда в первый раз я во всё это окунулась, буквально окунулась, с головой, было ощущение растерянности. Полной растерянности, что же делать? Вот это всё кипящее, бурлящее, при диких температурах – вот это музыка Шахиди для меня. Она может в какой-то момент быть и созерцательной, и медитативной, но в ней все равно содержится термоядерный эффект. Абсолютно академический музыкант, которым я являюсь, берет в руки вот эту музыку, совершенно насыщенную, перенасыщенную даже, может быть, иногда вот этой национальной энергией, и в какой-то момент я перевоплощаюсь в человека той культуры. Вот это удивительное ощущение. Я не знаю, что может дать ещё возможность почувствовать себя человеком другой цивилизации, древнейшей».
На авторском вечере Толиба Шахиди 29 апреля 2021 года Екатерина Мечетина снова исполнила 3-й Концерт Толиба Шахиди для фортепиано с оркестром. В огромном темпе, невероятно сложный технически, он пронесся над залом как горный поток среди долин Загроса или как долгожданная гроза в жаркий тегеранский полдень.
В антракте среди гостей я встретила господина Гахремана Солеймани, руководителя Культурного представительства при Посольстве Ирана в России. Я поинтересовалась, что он думает о музыке Толиба Шахиди, насколько она «иранская»?
– Я просто слушатель, а не музыковед. Но думаю, что Толибхон Шахиди открыл дверь для диалога между иранской музыкальной культурой и музыкальной сферой мира. Шахиди является таджиком. У нас общий язык. У него огромный опыт работы и преподавания в Иране, знакомства с великими музыкантами нашей страны. На мой взгляд, маэстро Шахиди – одна из самых авторитетных фигур, которые объединяют в своем творчестве и иранскую, и западную, и русскую музыкальную традицию в новом времени. Важно и то, что он принадлежит к большой творческой семье, из поколения в поколение передающей культурные ценности и самобытность своего народа. Все, что связано с семьей Шахиди, для меня как иранца очень значимо и достойно похвалы.
Едва затихли аплодисменты после выступления Екатерины Мечетиной, на сцену вышла другая молодая красавица – солистка Мариинского театра певица Наталья Павлова. Она исполнила вокальный цикл «Несовершенство нашего мира» для сопрано и симфонического оркестра. Этот цикл написан на стихи двух поэтов, разных по национальности и образу жизни, но близких по «изысканной замкнутости» творчества – француза Поля Валери (1871 – 1945) и японца Рёкана (1758 – 1831). Премьера этого произведения состоялась в 2006 году, когда с ГАСО солировала блистательная Хибла Герзмава. В 2016-м его впервые спела и Наталья Павлова.
Наталья Павлова (сопрано). 29 апреля 2021 г. Фото А. Соболевой
Философский посыл стихов о несовершенстве и непостоянстве всего сущего в сочетании с богатой оркестровкой, бодрой ритмичной (особенно во второй «песне») музыкой и надеждой на новую жизнь, которую подсознательно рождает нежный женский голос, создают ощущение бесконечности Бытия и вечности Красоты. Каким бы сложным ни был наш мир, таким его создал Бог, а «Бог красив и любит красоту» – так гласит хадис, знакомый Толибу Шахиди с детства.
Дирижер Гавриэль Гейне и кларнетист Игорь Федоров 29 апреля 2021 г. Фото Ш. Юлдашева
Еще одним счастливым плодом сотрудничества композитора и исполнителя можно считать Концерт для кларнета с оркестром, который блестяще сыграл в тот апрельский вечер Игорь Фёдоров. Хотя, как отражено в фильме «Симфония времени», это произведение рождалось нелегко: в начале 2010 года, взявшись писать для молодого виртуоза этот концерт, Шахиди вдруг позвонил Федорову и сказал, что ему не нравится ничего из того, что он уже написал, «пришлось всё уничтожить и, наверно, ничего не получится». Положение усугублялось тем, что в программу «Симфонического форума России» в Екатеринбурге заранее была включена премьера этого произведения. Толиб никогда в жизни не подводил исполнителя. И тут такое! Уже без надежды на вдохновение, вслушиваясь в записи своей Фантазии для кларнета-соло, когда-то исполненной И. Федоровым в Нижнем Новгороде, а затем своей же написанной для кларнета и фортепиано «Притчи о скрытом смысле» по мотивам произведений Руми, композитор в игре Игоря «внезапно услышал ответ на бесконечные вопросы к самому себе»! В результате – буквально за несколько часов был создан концерт, который 4 марта в 2010 года триумфально прозвучал на Симфоническом форуме, как и было заявлено в программе. «Солист Игорь Фёдоров и Симфонический оркестр Омской филармонии с маэстро Дмитрием Васильевым были на высоте, а я в шоке от потрясающего мастерства и прочтения моей партитуры!», - вспоминает композитор. – Скажу откровенно, если бы не Игорь, я уже никогда бы не написал концерт для кларнета с оркестром. Ему я посвящаю это сочинение, в котором он был и есть мой сердечный соавтор!»
Толиб Шахиди и Игорь Федоров. Фото Ш. Юлдашева
Мистическое озарение не раз сопровождало творческий процесс композитора, относящегося к своему труду как к Служению. Знакомство с суфийской традицией через таджикско-персидскую поэзию состоялось в его школьные годы. Уже в 1984 году на первом авторском концерте Т. Шахиди в Малом зале консерватории прозвучали его «Речетативы Руми» для флейты и фортепиано в исполнении Александра Корнеева и сюита для трех флейт «Разговор птиц» по мотивам Аттара в исполнении ансамбля флейт «Сиринкс». Неслучайным было и включение в программу авторского концерта 2021 года симфонической поэмы «САДО» и фрагментов из балета «Рубаи Хайяма». Исследователи относят их к произведениям, тематически и структурно соотнесенных с суфизмом – в частности, музыковед из Новосибирска Ситора Давлатова в своей диссертации «Суфийская тема в творчестве таджикского композитора Толиба Шахиди» (2020).
Кадр из документального фильма «Симфония времени» о творчестве Толиба Шахиди (2018)
Написанная в 1984 году симфоническая поэма «Садо» («Голос») впервые была исполнена Госоркестром в том же году на Музыкальном фестивале в Алма-Ате, дирижировал Леонид Николаев. В 1987 году эту партитуру оценил Валерий Гергиев на Фестивале советской музыки в БЗК. Он же стоял за дирижерским пультом в 1991 году в Штутгарде, где «Садо» исполнялось на музыкальном фестивале, посвященном столетию С.С. Прокофьева. Неудивительно, что эта музыка была знакома многим, кто пришел на вечер Толиба Шахиди в Москве 29 апреля 2021 года.
Я тоже слышала «Садо» и в записи, и в фильме, но в этот раз, в роскошном исполнении оркестра под управлением Гавриэля Гейне, музыка разливалась по телу, как старое вино, или как голос дорогого друга, с которым не виделись много лет. И может быть, даже не лет, а веков: мы бродили с ним по улицам древнего Казвина, покупали шелк на базаре Тебриза, распевали макомы на свадьбе родственников в Самарканде, пробирались по караван-сараям Хорасана в Нишапур, чтобы принять участие в состязании поэтов…
Кадр из документального фильма «Симфония времени» о творчестве Толиба Шахиди (2018)
Толиб еще школьником записывал в тетрадку понравившиеся ему рубаи (четверостишия) Омара Хайяма. Многие помнил наизусть. Идея написать музыку «на Хайяма», передающую движения души великого иранского мыслителя, жившего тысячу лет назад, зрела у Толиба Шахиди давно.
И вот в конце 70-х годов, встретившись в буфете Союза композиторов СССР с Владимиром Чайковским, уже тогда работавшим директором Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, и с Кареном Хачатуряном (племянником своего преподавателя), Толиб поделился идеей создать балет по мотивам стихов Хайяма. Как гласит персидская поговорка: «Вода, столкнувшись с водой, набирает силу». После той встречи произошел тектонический сдвиг административных механизмов тогдашнего Министерства культуры, и в 1980 году на свет явился телевизионный балетпод названием «Рубаи Хайяма». Это был плод творчества целой плеяды талантливых деятелей культуры Таджикской ССР: режиссера Елизаветы Кимягаровой-Пашкевич, балетмейстера Сталины Азаматовой, либреттиста Владимира Чайковского. Главные роли исполнили Вадим Тедеев, Тимур Файзиев и рано ушедшая из жизни знаменитая балерина Малика Сабирова, для которой роль Ситоры – музы Хайяма, стала «лебединой песней».
Кадр из телевизионного фильма-балета «Рубаи Хайяма» (1980)
Образы, созданные артистами, проникновенной музыкой Толиба Шахиди и вдохновением бессмертного Хайяма, зримо присутствовали на сцене Большого зала консерватории 29 апреля 2021 года. «Симфонические танцы» из этого балета завершали концерт. Как-то по-особому в этот вечер звучало «Шествие вельмож» – оно казалось шествием по жизни, полной «огня, воды и медных труб». И пронзительная хайямовская грусть прорывалась в «Адажио».
Книга жизни моей перелистана - жаль!
От весны, от веселья осталась печаль.
Юность-птица: не помню, когда прилетала
И когда унеслась, легкокрылая, вдаль.
(Пер. Германа Плисецкого)
После концерта 29 апреля 2021 г. В центре – Т.З. Шахиди, рядом с ним – супруга Гульсифат. Фото Орзу Нуруллоевой
Когда прозвучал последний аккорд, все зрители и сам композитор встали и долго не покидали зал, продолжая аплодировать.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs