Встреча Владимира Путина и Джо Байдена состоится 16 июня. До этого с участием президента США пройдет встреча G-7 и саммит НАТО. Встречи президентов США и Украины не будет, участие в саммите НАТО он не примет. В Киеве это вызывает досаду, создает серьезные имиджевые международные проблемы и политические проблемы для Зеленского.
Контекст встречи Владимира Путина и Джо Байдена формируют Москва, Вашингтон и Евросоюз. Киев здесь из тех участников международной политики, которые его не формируют, но пытается это делать. При этом, весьма специфическим образом, например, абсолютно не учитывая известную аксиому о том, что внешняя политика является продолжением внутренней.
А во внутренней политике Киев в очередной раз «преуспел», работая в рамках националистического тренда как основного в построении государства. Так, на рассмотрении в Верховной Раде Украины с мая текущего года находится провокационный и антиисторический закон о коренных народах.[i] Согласно проекту: коренной народ Украины — это некая автохтонная этническая общность, которая сформировалась на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительные органы, осознает себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее населения и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины. Отдельно в проекте прописаны коренные народы Украины, которые сформировались на территории Крыма, таковыми по замыслу являются крымские татары, караимы и крымчаки. В законопроекте отмечается, что эти народы имеют право на самоопределение на Украине, устанавливают свой политический статус в рамках конституции и государственных законов, свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. На мой взгляд, налицо позитивная дискриминация в отношении указанных народов, хотя и в условиях ушедшего из украинской реальности Крыма – в котором крымские татары, под предводительством запрещенного в России меджлиса могут самоопределяться политически, как крымчаки и караимы, упоминание которых в качестве коренных народов меджлису всегда было выгодно, так как они политических амбиций на уровне создания квазигосударства не заявляли.
При этом не считаются коренными все остальные народы, которые должны определяться как национальные меньшинства, и прав коренных народов не имеющие. Таковыми оказались русские (можно ли их назвать на Украине меньшинством?) и венгры (новый повод для блокирования североатлантических стремлений Киева со стороны Будапешта). В этом явно проглядывает, хотя и весьма неуклюжая, подготовка к встрече с Байденом.
В актив себе, Зеленский перед США видимо, уже записал и так называемый «закон об олигархах», еще не принятый, который, по заявлению президента Украины, будет на всеукраинский народный референдум. Так Зеленский отвечает на давнюю требование Вашингтона провести на Украине «деолигархизацию», то есть, исключить влияние на политику богатых людей. Согласно проекту закона: олигарх — это человек, который принимает участие в политической жизни, имеет значительное влияние на СМИ, владеет природной монополией или занимает монопольное положение на общегосударственном товарном рынке, активы которого составляют более чем 80 млн дол.[ii]
При этом дух и буква закона соответствуют скорее революционной практике, чем законодательству государства, которое называет себя европейским. Например, решение о присвоении статуса олигарха, согласно закрепленным в проекте критериям принимает не суд, а Совет национальной безопасности и обороны Украины. Вспомним, что СНБОУ не является ни законодательным не исполнительным органом власти. Но, тут как бы все в порядке, выход найден – решение этого совещательного органа будет законодательно оформляться указами президента. Получается, олигархами будут практически назначать на совещании Совбеза, и это будет закрепляться в правовом поле еще одним мнением – президента Украины через его указ. Далее данная персона будет попадать в особый реестр, который будет вести все тот же Совбез, и который уже окрестили - «Миротворец» для влиятельных людей.[iii] Далее будет следовать запрет на политическую деятельность. Очевидно, что закон является инструментом внутренней политики, президент Зеленский хочет быть свободным от влияния олигархов, хочет играть с ними на равных, не обладая сопоставимыми ресурсами в медиа, политике и СМИ, уравновешивая их ресурсами силовыми и правовыми. Законопроект также являлся подготовкой к встрече с Байденом – демонстрация готовности и реальных действий по выполнению рекомендаций по деолигархизации из-за океана.
США на усилия украинской власти ответили следующее:
-
Блинкен заявил, что в Вашингтоне хотят увидеть результаты в борьбе с коррупцией и реформировании корпоративного управления в Украине до встречи президентов Джо Байдена и Владимира Зеленского в июле. Эта позиция из разряда риторики всемирных «демократизаторов», она удобна тем, что по формальным признакам как борьбу с коррупцией, так и реформу корпоративного управления можно признать как успешными, так и провальными. В зависимости от целесообразности встречи президентов США и Украины, что и будет определяться в Вашингтоне.
-
8 июня состоялся второй телефонный разговор Байдена и Зеленского. Офис президента Украины постарался представить содержание разговора в выгодном для Киева свете – тем более накануне упомянутых выше саммитов. Что привело к небольшому дипломатическому скандалу: после разговора президентов на сайте Офиса президента (ОП) появилось сообщение о разговоре, где было написано, что Байден поддержал предоставление Украины Плана действия по членству (ПДЧ) в НАТО. Затем вышел релиз Белого дома, где о ПДЧ ничего не было сказано. После этого из заявления на сайте ОП бесследно исчезли слова президента США о предоставлении Плана действий относительно ее членства в НАТО.[iv]
Одним словом, попытка выдать желаемое за действительное не удалась. При этом офис Зеленского постарался завязать проблемы в тугой узел зависимостей: «Движение Украины в НАТО – это также возможность достичь предпосылок для установления на Донбассе стабильного и прочного мира». Однако, учитывая как перспективы вступления в НАТО, так и перспективы вступления в ЕС самой правильной была бы следующая формулировка: «Выполнение Минских соглашений - не просто возможность, а условие мира на Донбассе». Однако Зеленский отвергает реальность и, похоже, верит в миражи.
Ещё одной попыткой влияния на Байдена со стороны Зеленского, уже не столько с целью встречи, сколько с целью повлиять на контекст встречи Путин-Байден стало интервью президента Украины порталу Axios, в котором он выразил недоумение по поводу позиции Джо Байдена в отношении "Северного потока-2".[v]
США отказались от санкций, а недоумение Зеленского основано на том, что об этом решении он «узнал из газет». Поэтому он с горечью продолжает, что «убежден, что Байден определенно может быть прагматичным, содержательным и достаточно умным в отношениях с Россией. (…) Если это не так, то будет очень жаль не только мне, но и США. У России будет отличная возможность взять верх над США».
При этом 8 июня во время слушаний в комитете Сената США по международным отношениям Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон предупреждал украинские власти о своих намерениях не вводить санкции против газопровода "Северный поток - 2". Байден не будет блокировать «Северный поток - 2» в настоящее время, так как европейцы против этого блокирования по очевидным экономическим причинам. С европейскими лидерами ЕС Байдену предстоят встречи и саммит, которые начинать с конфронтации неправильно.
Со стороны России в заявлениях по Украине ничего нового не звучит. Владимир Путин в очередной раз обозначил главные позиции по этому направлению:
1) Украина в силу специфики происхождения этого государства (скроили из кусков большевики) непрочна и уязвима, а решения националистического характера это усугубляют и создают новые риски [здесь Владимир Путин говорит об упомянутом законе Украины о коренных народах – Д.Б.]
2) членство Украины в НАТО для России полностью неприемлемо. Это красные линии, нарушения которых Россия не допустит, будет реагировать, и они обозначены для Украины – это национальная политика, и для западных стран - отношения с НАТО.[vi]
Наличие в международной повестке и встрече Путин-Байден украинского вопроса вовсе не означает его ключевую роль в нынешней международной ситуации. Запад уделяет тактическое внимание Украине, но по-прежнему не знает - что ему с ней делать? Вопросов и «хотелок» у Киева множество, и ответ на все дал Джо Байден, скупо заявив, что мнение Украины «будут учитывать». Если перевести с дипломатического языка, то это означает, что Украина не будет участвовать в решении вопросов международной политики, в том числе, ее касающихся, решения будут принимать за нее и без нее.
А Байден не встречается сейчас с Зеленским потому, что не хочет объяснять вышеописанную ситуацию в очередной раз расплывчатыми дипломатическими выражениями, не хочет не только нести перед Украиной какие-либо обязательства, но даже брать их на себя. Потому что Байдена больше беспокоят отношения с Китаем и Россией. Обозначенные Путиным красные линии показали, что Байдену предложить Зеленскому нечего - Украина в своём нынешнем состоянии националистического угара и политического инфантилизма неисправима, хотя Вашингтон в этом ей и потакает.
Но встреча президентов США и Украины, как стало известно, все-таки состоится, и готовится она на конец июля. Когда все ключевые структуры и международные игроки обсудят сложные вопросы современности, в том числе и украинский вопрос, обсудят и примут решения - без участия Украины. А Зеленскому сообщат результаты - на этой самой встрече в июле.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs