ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Спор или дискуссия? Саммит Путин – Байден в Женеве определит будущее отношений России и США

10:42 09.06.2021 • Андрей Кадомцев, политолог

16 июня в Женеве пройдет первая личная встреча на высшем уровне между президентами России и США Владимиром Путиным Джозефом Байденом. Комментарии и оценки предстоящего события весьма различны по тону и настроению. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Судя по заявлениям официальных лиц как в Москве, так и в Вашингтоне, ожидания обеих сторон от предстоящей встречи весьма скромные. И замглавы МИД РФ Сергей Рябков, и министр иностранных дел России Сергей Лавров во всех выступлениях, посвященных предстоящему саммиту, подчеркивают, что иллюзий у Москвы нет. «Ни о какой перезагрузке 2.0 сейчас не может идти и речи». Диалог «важен». Но в Москве не ожидают «прорывных и судьбоносных решений».

В свою очередь, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков указал, что «…конечно, ожидать того, что в ходе одной первой встречи удастся выйти на понимание по вопросам глубокого несогласия, вряд ли приходится, но и умалять значение этой встречи тоже было бы неверным. Она очень важная», - отметил он.[i]

Комментарии из Вашингтона – то пространные, то агрессивные. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки отметила, что администрация США не считает «…что это будет встреча, итог которой позволит решить все вопросы или все проблемы в наших отношениях».[ii] 7 июня госсекретарь Энтони Блинкен в интервью порталу Axios назвал предстоящий саммит «испытанием» предложения о стабилизации американо-российских отношений. При этом Блинкен вновь напомнил, что США «готовы общаться» лишь при условии, что Москва «изменит курс».[iii] В целом, по словам главы Госдепартамента, встреча «важна», но его ожидания носят осторожный характер.

Различия в позициях Москвы и Вашингтона по принципиальным вопросам международных отношений – историческая данность. Как отмечает бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов, «противоречия между Россией и США затрагивают базовые представления сторон о современной мировой системе и ее динамике, о движущих силах и задачах по формированию нового мирового порядка».[iv] 

В апреле Сергей Лавров напомнил, что «универсальные ценности содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, под которыми все подписались». «Ценности, которые сейчас изобретаются и в которые пытаются загнать нас и все другие страны, не являются универсальными, не носят характера договорённостей всего мирового сообщества».[v] Фактор расхождений в понимании универсальных ценностей – новый для российско-американских отношений. Путину и Байдену предстоит выяснить - возможно ли еще партнерство между Москвой и Вашингтоном в таких обстоятельствах.

По данным «Коммерсанта», в самом начале американская сторона предлагала провести «встречу без заранее обговоренной повестки», «поговорить о наболевшем». Что не удивительно, поскольку Байдена буквально «рвут на части». У себя дома президент США сталкивается с двойным кризисом: борьба с пандемией еще далека от завершения; Америке также требуются огромные суммы на неотложные социально-экономические реформы. Одновременно подают противоречивые сигналы союзники и партнеры Вашингтона по всему миру: то о желании вновь увидеть Америку лидером Запада, то о своем стремлении к «большей автономии» от стремительно дряхлеющего гегемона.

Между тем, стратегические противоречия России и США далеко не единственная проблема, затрудняющая диалог. Байден приедет в Женеву «отягощенный» двумя большими сомнениями, которые неизбежно возникают у любого из его международных контрагентов.

Во-первых, не ясно, сколько 78-летний Байден намерен и готов пробыть в Белом доме. Его администрация – «переходная» с любой точки зрения. И едва ли не в первую очередь - с поколенческой. Не ясно также, насколько международная повестка нынешнего главы Белого дома свободна от влияния внутренних американских политических коллизий? Или же главной целью нынешней команды является подготовка почвы для тех демократов, которые практически неизбежно схлестнутся с «трампистами» в 2024-м? Многие решения демократической администрации указывают, что она склонна делать выбор в пользу «синицы в руках», делает ставку на тактику вместо стратегии, на политику, ориентированную на промежуточные выборы 2022 и президентские выборы 2024 года.

Во-вторых, решения Байдена о фактическом сохранении большинства экономических ограничений времен предыдущей администрации, а также односторонний, без консультаций с союзниками, демарш Вашингтона в Афганистане, вновь показали всем, что США тяготеют к унилатерилазиму и на нынешнем этапе эволюции их политико-экономической системы. Что трамповская политика «Америка прежде всего», по сути, лишь вернула к жизни вполне традиционный для Соединенных Штатов сугубо деловой подход к внешней политике, исторически для нее более характерный. Своего рода отстраненность без формального изоляционизма.

И теперь весь мир вынужден теряться в догадках: был ли Трамп «аберрацией или предупреждением»? Если Трамп, или кто-то, подобный ему, будет избран в 2024-м, повестка, продвигаемая сейчас Байденом, может оказаться вновь отброшенной прочь.

Американские реалисты и сами признают, что идея о «возвращении Америки» к глобальному лидерству «достаточно наивна». Сам Байден пока что пытается вернуть сплоченность Западу путем усиления идеологической и конфронтационной риторики. Вслед за США Европе предлагают повторять как мантру слова о «твердом намерении противостоять» России и Китаю. Однако «идеологические штампы» новой администрации, скорее, скрывают за собой стремление вовлечь союзников и сателлитов в «сдерживание России и Китая» за счет лишения их «права самостоятельно определять масштабы и сферы своих отношений»[vi] с новыми центрами силы.

Тема одной из таких восходящих держав, Китая, может стать едва ли не главной закулисной интригой саммита. В Вашингтоне всё чаще задаются вопросом, «Могут ли США бороться одновременно и против Москвы, и против Пекина?». Повестка российско-американской встречи способна прояснить, какие геополитические приоритеты выбирает Белый дом. Трамп, довольно топорно, пытался увязать развитие стратегического диалога с Россией готовностью Москвы «надавить» в вопросах контроля над вооружениями на Китай. Теперь «тесное партнёрство РФ и КНР, похоже, начинает восприниматься как угроза, а торможение или срыв сближения — как задача дипломатии».[vii] Внешнеполитическая команда Байдена – гораздо опытнее, по сравнению с людьми Трампа. От неё можно ожидать значительно более изощренной и долговременной «игры».

В целом, в преддверии женевского саммита из Вашингтона идут очень разные сигналы. Байден в одно и то же время выступает и за «союз демократий», призванный «противостоять России и Китаю», и проявляет относительную сдержанность при введении новых санкций против «Северного Потока – 2». Между тем, некоторые влиятельные круги в США, возможно, не веря в успех политики Байдена, и вовсе предлагают сформировать новый «концерт наций» с участием Москвы и Пекина.

Стоит напомнить, что Байден считал Россию страной, которая «движется по нисходящей», еще в бытность вице-президентом. Не решит ли он теперь, что Москву можно отодвинуть на второй план? Российские скептики полагают, что нынешний глава Белого дома стремится действовать на международной арене попросту «не беря в расчёт Россию». И в этом случае, едва ли не единственным вопросом в отношениях России и США остается предотвращение случайного прямого военного столкновения. Надежда «избежать худшего» - обоснована, речь, к сожалению, идет именно об «избегании худшего», а не о продвижении в некоем позитивном направлении. А задача-максимум для внешней политики России на американском направлении – «не столкнуться» с США.[viii]

С другой стороны, Байден – не Трамп. Да, в Вашингтоне уже начинают звучать голоса тех, кто обвиняет его в «некомпетентности» при ведении дел с Москвой. Однако в «предательстве» нынешнего главу Белого дома не решатся открыто обвинить при любом исходе женевской встречи. Теоретически, подобное положение «вне подозрений» открывает перед Байденом большие возможности с точки зрения пересмотра наиболее устаревших и не соответствующих современным международным реалиям подходов Вашингтона к решению важнейших мировых проблем. В том числе - к формированию более реалистичного курса в отношениях с одним из ведущих государств мира.

Если так и случится, разговор Путина и Байдена может приобрести вполне конструктивный характер. Если нет, то остаются две темы, по которым стороны, судя по «утечкам», готовы к попытке сближения позиций.

Во-первых, по стратегической стабильности. Договор СНВ-III продлен на пять лет. Однако переговоры о соглашении, которое могло бы стать его преемником, придется начинать, по сути, с чистого листа. Как с учетом появления новых систем вооружений, де-факто обладающих стратегическим потенциалом, либо ослабляющих существующие. Так и в условиях практически полного развала системы договоров, регулировавших вопросы ракетных и ядерных потенциалов в прежние времена.

Второе возможное направление «потепления» двусторонних отношений – вопросы деятельности дипломатических представительств. В последние годы стороны неоднократно «обменивались» ударами, закрывая дипломатические учреждения друг друга и высылая их сотрудников из-за американских действий. При всем том, в обоих случаях возможные договоренности «необязательно будут зафиксированы на бумаге, речь идет о выработке общей позиции, которая может быть изложена устно». [ix]

Позиция Российской Федерации носит последовательный характер. Президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул, что Москва не приемлет попыток США действовать с позиции суверена. Бесперспективны и попытки Вашингтона возродить однополярный мир. 4 июня, в ходе встречи с представителями руководства ведущих международных информационных агентств в рамках ПМЭФ-2021, Владимир Путин отметил: «Я не жду каких-то прорывов по результатам этой встречи. Но думаю, что, несмотря на противоречия, а они созданы не российской стороной, хотел бы это отметить, все-таки у нас есть совпадающие интересы».

Среди вопросов, которые Москва и Вашингтон могли бы решать сообща, Президент России назвал проблемы экологии, стратегическую стабильность, а также совместную работу «по разрешению ряда региональных кризисов», к примеру, на Ближнем Востоке, угрожающих безопасности обеих стран.

Путин также выразил надежду, что разговор лидеров России и США «будет конструктивным». Глава российского государства подчеркнул, что «Соединенные Штаты должны научиться уважать интересы России, чтобы отношения двух стран нормализовались». Для повышения уровня доверия между двумя странами, «нужно относиться друг к другу с уважением и учитывать интересы друг друга. В самом широком смысле этого слова».

Владимир Путин напомнил, что не Россия была инициатором ухудшения двусторонних отношений. Раз за разом негативные шаги предпринимают Соединенные Штаты. Скажем, «США против нас санкции вводили и продолжают вводить по каждому поводу и без повода вообще. Только потому, что мы существуем. Но с этим придется смириться. Россия есть, была и будет, так же, как и есть, и будут США, которые играют очень важную роль в мире. Очень хотелось, чтобы они играли стабилизирующую роль, но в этом контексте, на мой взгляд, важны и российско-американские отношения».[x]

Таким образом, уже сам факт проведения саммита Россия – США является хорошей новостью. Лиха беда начало, как говорится. Москва готова к борьбе за свои интересы. Готова и к конструктивному диалогу. Осталось узнать, к чему предпочитает готовиться Вашингтон?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати