ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Цифровизация Арктики: «Полярный экспресс» из Европы в Азию

12:43 22.04.2021 • Анна Ершова, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: ТАСС

Россия приступила к строительству трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) от Мурманска до Владивостока.Название и цели проекта, этапы его реализации и международное значение были представлены во время онлайн-конференции, посвященной цифровизации Арктики.

Уникальный проект трансарктической ВОЛС, получивший название «Полярный экспресс», представляет собой новую систему связи общей протяженностью 12,65 тыс. км, которая будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией.

«Освоение арктической зоны невозможно без цифровизации» (Александр Пошивай)

Как отметил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, реализация проекта осуществляется в соответствии с указом президента России В. Путина от 26 октября 2020 года «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». «Данная линия обеспечит надёжными и высокоскоростными каналами связи передачи данных портовую инфраструктуру в Арктике на трассе Северного морского пути и в Дальневосточном федеральном округе», – уточнил он. По его словам, прокладка глубоководного морского кабеля связи станет значимым вкладом России в мировую информационно-телекоммуникационную структуру, в рамках её председательства в Арктическом совете.

Кроме этого, как подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков, наряду с развитием телекоммуникаций «Полярный экспресс» также будет способствовать созданию и совершенствованию инфраструктуры центров обработки данных в Арктике. «Прогресс магистральных сетей и сопутствующих технологий будет стимулировать цифровую трансформацию региона, и как итог мы достигнем нового качества жизни», – считает Д. Ушаков.

«Цифровизация – двигатель развития Арктики» (Денис Ушаков)

Проект трансарктической ВОЛС был анонсирован на выставке «Транспорт России» в ноябре прошлого года. Строительство осуществляется под эгидой Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Морсвязьспутник» и «Росморпорт». Главным исполнителем определено АО «Управление перспективных технологий». Согласно планам, прокладка глубоководного кабеля начнётся в конце мая – начале июня 2021 года. Генеральный директор компании «Управление перспективных технологий» Алексей Стрельченко сообщил, что первый участок линии будет проложен от посёлка Териберка до Амдермы (завершить работу планируется в 2022 году), параллельно начнутся изыскания на участке Диксон – Тикси. По его словам, встроительстве ВОЛС будут участвовать девять судов.  Кабель, выдерживающий температуру от минус 50 градусов до плюс 50 градусов, планируется проложить с заглублением полтора метра. Скорость передачи данных составит до 100 Тбит/с, задержка сигнала – 90 миллисекунд.Полностью завершить проект планируется в 2026 году.

Генеральный директор «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры с потенциальными международными партнерами для стыковки линии с национальными и международными магистральными сетями: «На данном этапе мы не достигли каких-то конкретных договоренностей, поэтому раскрывать названия компаний пока рано, но могу заверить, что переговоры ведутся достаточно интенсивно».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати