В Польше принято считать, что польское культурное влияние, ощущаемое в той или иной форме в западных регионах Украины и Белоруссии, способствует полонизации местного населения, если не полной, то частичной. В Варшаве надеются, что западные украинцы и западные белорусы воспринимают родственные полякам культурные практики, языковые и иные особенности.
В свою очередь украинские власти под видом реформы литературного украинского языка насыщают галлицизмами (лексикой, свойственной населению Галичины) и полонизмами, чтобы таким образом максимально отдалить украинский язык от литературного русского. Для центральной и восточной Украины такой галицко-полонизированный украинский язык нелеп и чужд, но реформаторов это не останавливает. Определенное языковое влияние политики полонизации наблюдается и в западных областях Белоруссии, с той спецификой, что здесь ареал распространения польского языка шире.
При этом меньше внимания обращают на обратную сторону медали, а именно активные ассимиляционные процессы, происходящие в среде украинских и белорусских поляков. Жизнь берет свое - украинская, белорусская и русская культура ассимилируют местных поляков. Статистика говорит сама за себя. Последняя перепись населения на Украине (2001) зафиксировала 144 тыс. поляков, в Белоруссии (2009) - 295 тыс. Это меньше, чем в предыдущие годы. В Белоруссии, например, численность поляков по сравнению с переписью 1999 г. сократилась приблизительно на 100 тыс. человек, на Украине (перепись 1989 г.) - на 60 тыс. Итого, в двух восточнославянских республиках поляков стало меньше на 160 тыс. Текущая их численность, учитывая прошедшие годы со времени последних переписей, должна быть ещё ниже.
На Украине самым "польским" регионом является Житомирская область (3,53%). В других областях численность поляков колеблется от малозначительных 0,03% (Сумская обл.) до 1,73% (Хмельницкая обл.). В Белоруссии больше всего поляков в Гродненской обл. (21,5%), меньше всего в Могилёвской (0.16%). На этом фоне выделяются многочисленностью граждане Украины и Белоруссии с явно польскими фамилиями, но считающие себя русскими, украинцам и белорусами.
Польский публицист Кароль Кажмерчак в статье "Российский комплекс поляков" критично указывает на чувство неполноценности поляков перед мифологизированным Западом и чувство не менее мифологизированного превосходства перед Россией (1). Этот комплекс не позволяет полякам признать успехи России по созданию вакцины от коронавируса, что уже признано многими странами, в космической отрасли, в сфере ВПК, вызывает удивление, почему на дискотеках в Шальчининкайском районе Литвы, где поляки составляют 72% населения, звучит русская музыка и т.д. Это нельзя приписать советскому «господству», которое закончилось тридцать лет назад. Здесь речь идёт о привлекательности русской культуры - такой вывод делает польский публицист.
О темпах ассимиляционных процессов среди украинских и белорусских поляков свидетельствует практика польского МИД учитывать численность лиц польского происхождения. Все говорит о том, что эта численность сейчас определяется, что называется, на глаз. В Белоруссии таких лиц МИД Польши насчитывает более 1 млн., на Украине - около 900 тыс. Отсутствие точности указывает на неосведомлённость польской дипломатии, кто является поляком, а кто нет, поскольку ассимиляционные процессы зашли так далеко, что определить численность лиц польского происхождения можно лишь приблизительно.
Понятие "лицо польского происхождения" включает представителя любой национальности, у кого хотя бы один прадедушка/прабабушка или дедушка/бабушка был/а поляком/полькой. Этот механизм позволяет польскому МИДу в какой-то мере компенсировать ассимиляционную убыль среди соотечественников, что, судя по всему, является важной статьей отчетности для бюджетов, выделяемых на цели поддержки соответствующих движений в этих странах.
Положение поляков на Украине и Белоруссии остаётся темой политических дискуссий. При этом официальная Варшава остаётся верной принципам гедройцизма, при всей противоречивости данной теории. Ежи Гедройц в 1960-х гг. совместно с Юлием Мерошевским выдвинули в среде польской политической эмиграции на Западе тезис о необходимости признания в будущем независимости Украины, Белоруссии и Литвы, построенных на националистической идеологии, даже ценой игнорирования культурных прав местных поляков при условии, если они подвергнутся украинизации, белоруссизации или литуанизации, но не в коем случае не русификации. Такая ассимиляция встречает крайне негативное отношение со стороны польских властей до сих пор.
«Русофобские и националистические» Украина, Белоруссия, Литва обеспечили бы Польше лидерство в Восточной Европе - таков вывод Гедройца и Мерошевского. Варшава, надеясь на антироссийский курс Минска, долгое время не волновалась по поводу соблюдения культурных прав белорусских поляков. Она заволновалась по этому поводу лишь тогда, когда осознала идеологическую невозможность превращения Белоруссии в форпост русофобии у западных границ Евразийского экономического союза. И то, к чему Варшава относилась сравнительно спокойно, вдруг превратилось в "польскую операцию Лукашенко". Так назвал противодействие белорусских властей по нейтрализации влияния Польши среди белорусских поляков журнал "Новая Польша", продолжающий традиции Гедройца и Мерошевского (2).
Польской прессой в штыки было встречено избрание руководителем Союза поляков в Белоруссии (СПвБ) Александра Сонгина (3). Он "провинился" тем, что заявляет об отсутствии со стороны белорусских властей предвзятого отношения к белорусским полякам и о мирном сосуществовании представителей всех национальностей в республике. Сонгин воспринимается польской пропагандой как поляк, ассимилированный русской культурой, без надежды на превращение руководимого им СПвБ в русофобскую организацию.
При этом Варшава на протяжении 16 лет поддерживает Союз поляков в Белоруссии Анжелики Борыс. Эта организация отвечает идеологическим требованиям польских властей, т.е. действует строго в русло антироссийской и антибелорусской политики Польши. Поэтому СПвБ поддержки Варшавы лишён.
Заметно, что из поляков всех постсоветских республик наиболее "трудновоспитуемыми" с идеологической точки зрения Польша считает поляков в России. Российские поляки интегрированы в русскую культуру, их связи с исторической родиной спорадические либо полностью отсутствуют, говорить о них как о поляках можно лишь с точки зрения их происхождения, а не родного языка, каковым для подавляющего большинства является русский.
Подверженных пропагандистскому влиянию Запада поляков Украины и Белоруссии Варшава воспринимает как кадровый резерв для проведения пропагандистской работы в данных республиках. На Украине и в Белоруссии действуют польские общественные организации, но появление многих из них объясняется, скорее, тем, что Варшава готова финансировать их деятельность. Без финансирования никакого заметного увлечения, например, украинских поляков польской культурой не наблюдалось. Если в Западной Украине часть поляков сохранила родной язык, то в центральной и восточной Украине польская культура отсутствовала, несмотря на наличие поляков и лиц польского происхождения. Последний фестиваль польской культуры на Украине провели в начале 2000-х. Всплеск интереса к Польше у украинских поляков, наблюдавшийся в 2015-2018 гг., обусловлен экономическими неурядицами и постепенно идёт на спад в связи с исчерпанием идеологического влияния и тех, кого можно считать поляками.
История дала множество броских случаев превращения украинских поляков в украинцев. Уважаемый в среде украинских националистов гитлеровский приспешник униатский иерарх Андрей Шептицкий - внук польского драматурга Александра Фредро. Среди украинских и белорусских русофобов и русофилов много людей с польскими фамилиями. К первым Варшава относится благосклонно, ко вторым враждебно.
Некоторые польские авторы предрекают практически полную ассимиляцию "кресовых" поляков ("кресы" - земли Украины, Белоруссии и Литвы, входившие в состав Речи Посполитой) в течение нескольких десятков лет. На Украине поляки могут теоретически «закончиться» к концу текущего века (из расчёта 60 тыс. каждые двадцать лет), в Белоруссии несколько позже. Действительно ли так произойдёт, покажет время, но очевидно, что носителей польского национального сознания и языка на Украине и в Белоруссии становится все меньше, да и сама довольно искусственная идеология «полонизации» себя постепенно изживает.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://kresy.pl/publicystyka/rosyjski-kompleks-polakow/
2) https://www.novayapolsha.pl/article/polskaya-operaciya-lukashenko
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs