Вопрос по этому поводу возникает у тех, кто прочел экспертный доклад, опубликованный в Financial Times. В нем говорится, что Китай, кредитуя страны с низким уровнем дохода, использует контракты, которые якобы дают ему скрытое преимущество перед другими кредиторами. И это, по мнению издания, угрожает подорвать усилия по облегчению бремени задолженности таких государств.
В докладе утверждается, что некоторые условия кредитных договоров повлияли на внутреннюю и внешнюю политику государств-заемщиков. Почти три четверти контрактов содержали положение «без Парижского клуба», то есть обязывали заемщика исключить долг из списка реструктуризации последнего. Но Китай не входит в этот клуб, хотя в 2020 г. поддержал инициативы G20, направленные на решение проблемы растущей задолженности развивающихся стран (они совместно реализуются Парижским клубом и МВФ).[1]
Правда, однако же, состоит в том, что не только Китай, но и другие кредиторы выдают кредиты на своих условиях и в обмен на определенную экономическую и политическую лояльность. Более того, часто кредиты выдаются заведомо несостоятельным должникам и фактически являются формой безвозмездной помощи и содействия развитию.
В этом Китай выгодно отличается от других доноров, поскольку его помощь является, как правило, «несвязанной», т. е. не обставляется обременительными для реципиента условиями. При том, что помощь со стороны МВФ или Всемирного банка зачастую сопровождается жесткими экономическими требованиями, которые в итоге загоняют страны-реципиенты в долговую ловушку, что зачастую порождает внутренние социальные проблемы.
Реалии наших дней таковы, что Китай стал крупнейшим в мире суверенным кредитором с общим размером портфеля в $113 млрд., следует из отчетности Всемирного банка о государственном долге развивающихся стран. Более того, Китай в последние 10 лет как международный кредитор был более активен, чем даже традиционные глобальные финансовые институты, такие как МВФ, Всемирный банк и страны Парижского клуба. Это стало возможным благодаря долго державшемуся положительному торговому балансу, то есть валюта поступала в КНР в большем количестве.[2]
По данным Всемирного банка, Китай, в частности, стал крупнейшим после России суверенным кредитором стран постсоветского пространства, хотя они занимают в китайском кредитном портфеле сравнительно небольшую долю. Можно ли при этом говорить о российско-китайской конкуренции на этом направлении? Вряд ли, поскольку, например, рынки стран-членов ЕАЭС ориентированы в основном на Россию.
Но риски чрезмерной закредитованности все же существуют, особенно у стран Центральной Азии. Например, внешний долг Кыргызстана уже достигает 30% ВВП страны, и кредиты эти в основном китайские.
Кредитная схема является основной и при реализации китайской Инициативы Пояса и Пути, и это приводит иногда к нежелательным последствиям. На протяжении последних месяцев западная пресса раздувала историю с глубоководным портом Хамбантота в Шри Ланке, который строился на китайские кредиты и в итоге достался Китаю в обмен на невыплаченный долг. Это породило разговоры о «кредитном рабстве», хотя в этой ситуации инициатива о передаче Китаю этого порта исходила от властей Шри Ланки.
Но это стало уроком для всех, в том числе и для Китая. И на Втором форуме Пояса и Пути, который состоялся в мае 2019 г. в Пекине, министр финансов КНР заявил о том, что отныне Китай при рассмотрении запросов на выдачу кредитов будет пользоваться схемой оценки кредитных рисков, разработанных международными финансовыми институтами.
Так что вряд ли стоит винить исключительно Китай в том, чем грешат и другие кредиторы. Хотя помнить о кредитных рисках нужно всегда. Например, Россия, которая заявила о готовности участвовать в реализации Инициативы Пояса и Пути, при разработке конкретных проектов предпочитает не кредитные, а инвестиционные схемы их реализации.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Аналитики заявили о выдаче КНР кредитов развивающимся странам на особых условиях», https://iz.ru/1145388/2021-04-01/analitiki-zaiavili-o-vydache-knr-kreditov-razvivaiushchimsia-stranam-na-osobykh-usloviiakh
[2] «Манна Поднебесная: КНР стала главным после РФ кредитором постсоветских стран», https://iz.ru/1147525/dmitrii-grinkevich/manna-podnebesnaia-knr-stala-glavnym-posle-rf-kreditorom-byvshikh-sovetskikh-stran
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs