ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Крым, космос и санкции

12:48 25.03.2021 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Республика Крым и Российская Федерация отмечают 7-летнюю годовщину исторического и законного воссоединения своих народов и земель. Крым вернулся в родную российскую семью. Всенародную радость разделяют и ученые полуострова.

На вопросы нашего обозревателя отвечает доктор исторических наук, кандидат технических наук Ольга Владимировна Егорова. Недавно она побывала с исследовательскими целями в Крымской астрофизической обсерватории (КрАО), встречалась с учеными. Об истории, санкциях и международных связях она рассказывает читателям нашего журнала.

«Международная жизнь»Ольга Владимировна, сегодня мало кто знает, что в Крыму издавна существует и успешно развивается такая наука, как астрофизика и существует центр по изучению космоса и далеких планет и звёзд, включая наше светило - Солнце. Расскажите вкратце историю возникновения этого значимого «космического центра» в Крыму.

Ольга Егорова:  История создания КрАО, действительно, довольно давняя. Нынешняя Крымская астрофизическая обсерватория была образована 30 июня 1945 года в Бахчисарайском районе полуострова. Она находится в горной местности на высоте 600 метров над уровнем моря, вблизи поселка Научный, в 25 километрах от Симферополя и в 12 километрах от Бахчисарая.

Однако первая обсерватория в Крыму появилась еще раньше. Она была основана в 1900 году богатым астрономом-любителем Николаем Сергеевичем Мальцовым на горе Кошка, что вблизи поселка Симеиз. Он построил там для нее два купола и заказал за рубежом необходимое оборудование. В 1906 году в Крым приехал Алексей Ганский из Пулковской обсерватории для поиска подходящего места для новой обсерватории. Во время этой поездки Алексей Ганский узнал о частной обсерватории Николая Мальцова и решил встретиться с ним. После их общения астроном-любитель решил передать своё детище в ведение Пулковской обсерватории. (Кстати, именно Пулковская считается основной астрономической обсерваторией Российской Академии Наук. Она была учреждена в августе 1839 года!).

…Ещё до официального открытия Крымской обсерватории на горе Кошка близ поселка Симеиз в 1912 году, в 1908 году она получила компактный двойной астрограф с диаметром в 12 см, который был заказан ещё Николаем Мальцовым. Этот инструмент позволил осуществить одни из первых астрономических открытий малых планет Солнечной Системы в России. В 1908-1941 годы в Симеизе были обнаружены 143 ранее неизвестных астероидов и 8 комет. В 1912-1914 годах 12-см астрограф обсерватории занимал второе место в мире по числу открытых астероидов после 50-см астрографа в Гейдельбергской обсерватории в Германии.Среди открытых астероидов в те годы можно отметить «Мальцовия» (открыт 5 апреля 1913 года и назван в честь основателя обсерватории) и «Гаспра» (открыт 30 июля 1916 года и назван в честь крымского поселка, в котором была усадьба Льва Толстого).

А что же состоятельный астроном-любитель Николай Мальцов?

После Октябрьской революции в России он эмигрировал во Францию, где и скончался, а Симеизская обсерватория при советской власти продолжила астрономические наблюдения, достигнув мирового уровня и даже превзойдя его по ряду позиций. Истории Крымской обсерватории многие свои труды посвятил выдающийся советский астрофизик, до конца своей жизни работавший заместителем директора КрАО, Пётр Павлович Добронравин (1908-2000). Он родился в 1908 году в Ростове. Еще в школе увлёкся астрономией, первые шаги в профессии делал в школьной астрономической обсерватории заведующим метеорологической станцией. В 1934-1941 и в 1945 годах работал в Пулковской обсерватории. В 1941-1944 годах в качестве командира батареи воевал против немецких фашистов на фронте. В послевоенные годы принимал участие в создании Крымской астрофизической обсерватории, затем работал в ней, был заместителем директора. Пётр Павлович много полезного сделал для ее развития. В своих воспоминаниях он писал, что Симеизская обсерватория не раз переживала тяжелое время: Первая мировая война, гражданская, разруха 20-х годов и Великая Отечественная война… Но она возрождалась, как Феникс из пепла, развертывала исследования, сначала в Симеизе, потом в Научном.Когда в осенние месяцы 1941 года появилась реальная угроза оккупации Крыма, вспоминал в своих трудах Пётр Добронравин, обсерваторию пришлось срочно эвакуировать. Но уже в октябре не было никакой возможности вывезти телескопы и даже библиотеку. Удалось взять с собой только научные материалы. Но даже несмотря на тяжелые условия в эвакуации, симеизские астрономы продолжали научную работу…

В ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны Симеизская обсерватория была разрушена, а большинство её оборудования утрачено. В частности, главный инструмент обсерватории (рефлектор) позже был найден в Германии в разбитом состоянии. И тогда руководством Советского Союза было решено построить вторую обсерваторию на полуострове - на большом удалении от моря, в местности с лучшим астроклиматом. Этим местом и стало нынешняя территория КрАО недалеко от Бахчисарая и Симферополя. При этом Симеизская обсерватория была восстановлена. А внизу под горой Кошка на южном берегу полуострова со временем появился радиоотдел Крымской астрофизической обсерватории.

«Международная жизнь»:  Крымская обсерватория славится открытием множества малых планет, астероидов, кроме всего прочего. Что можно сказать об этой части работы астрофизиков полуострова?

Ольга Егорова:  Даже по самым скромным подсчетам, специалистами КрАО было открыто более тысячи малых планет и астероидов, огромное количество переменных звезд, три кометы. Именно крымские ученые обнаружили вулканические явления на Луне и явление пульсации Солнца. Каждому астероиду или малой планете обязательно присваивались номер и название. Так, в свое время в честь самой обсерватории был назван астероид «КрАО». И в честь Симеизской обсерватории тоже была названа малая планета – «Симеиза», она была открыта выдающимся астрономом Григорием Неуйминым в 1913 году. Кстати, это был первый астероид, открытый с территории России. И неслучайно один из астероидов, открытый в Симеизе в 1913 году, носит имя Пулкова: это имя дано в честь головной обсерватории. Ученые полагают, что именно исследования в Крыму позволили развиваться астрофизике. С помощью двойного 16-ти дюймового телескопа, полученного после войны по репарации, в Крымской обсерватории, как мне рассказали ее сотрудники, группой астрономов во главе с Николаем Черных, было открыто1285 астероидов, и две кометы. Многие из них получили имена известных личностей и местностей - «Пушкин», «Гоголь», «Суворов», «Чкалов», «Королев», «Гагарин», «Бахчисарай», «Крымия», а позднее – их коллегами были открыты астероиды «Добронравин», «Стругацкие», «Бетанкур» и многие-многие другие.

«Международная жизнь»: В прошлом году Крымской астрофизической обсерватории исполнилось 75 лет. К сожалению, из-за пандемии COVID-19 празднования юбилея были отложены. Вместе с тем, коллектив обсерватории получил многочисленные письменные поздравления. Кто в самом Крыму и за его пределами направил в адрес КрАО свои приветствия?

Ольга Егорова:  Прежде всего, напомню, что одним из первых крымских астрофизиков поздравил Глава Республики Крым Сергей Аксёнов. В своем послании он, в частности, отметил, что обсерватория была и остается одним из крупнейших научных учреждений республики и одной из визитных карточек Крыма. Руководитель особо подчеркнул, что «достижения и открытия, сделанные в крымскими учеными, известны не только в России, но и далеко за ее пределами. Изучение Солнца и звёзд, других галактик, открытие малых планет Солнечной системы, изготовление аппаратуры для космических миссий – все это лишь малая часть областей науки, в которых ученые КрАО достигли выдающихся результатов… Сегодня Крымская астрофизическая обсерватория – это не только ведущее научное учреждение, но и уникальная туристическая достопримечательность. Она несет и важную познавательную функцию, приобщая жителей и гостей Крыма к тайнам мироздания, пробуждая интерес к знаниям». Сергей Аксенов пожелал сотрудникам обсерватории реализации намеченных планов, новых успехов и открытий. Тёплые поздравительные послания крымским астрофизикам пришли и от коллег профильных астрономических центров, а также поступили из Российской Академии Наук. В поздравлениях были отмечены главные достижения ученых. «Мы гордимся тем, что коллектив КрАО вернулся в дружную семью российских астрономов, и надеемся, что наше сотрудничество будет укрепляться и продолжится еще многие-многие годы» - написали академики в своем послании и от всей души пожелали всему коллективу КрАО крепкого здоровья, профессиональных успехов, а также дальнейшего развития обсерватории во благо процветания российской астрономии…

«Международная жизнь»Ныне российский Крым и все, что на полуострове находится, оказался под жесткими санкциями объединенного Запада. Его не признают российским даже, казалось бы, дружественные государства и партнеры. Как в таких сложных условиях сотрудникам обсерватории удается не только поддерживать, но и развивать международное сотрудничество с иностранными коллегами? Как было раньше и как сейчас?

Ольга Егорова:  Нужно помнить, что еще в послевоенное время в ходе «холодной» войны многие западные страны отказывали Советскому Союзу в изготовлении и приобретении новейших телескопов и другого современного оборудования для обсерватории. Так что ничего нового в нынешних санкциях против российского Крыма нет. У нас в стране вопреки всему научились производить свои телескопы. И еще об одной напасти хотелось бы здесь сказать. Как отмечают местные журналисты, Южный берег Крыма (ЮБК) является густозаселенным районом с большим туристическим потенциалом. В связи с этим астрономам крымских обсерваторий приходится бороться с попытками жилой застройки вблизи телескопов. И этот факт не может не тревожить астрономов…

Хочу напомнить и то, что именно в советские годы, например, Симеизская обсерватория получила международное признание за исследования в области малых планет и спектральных исследований звезд. Крымская астрофизическая обсерватория также известна в научном мире. Из истории известно, что в 1955 году в КрАО состоялась первая международная астрофизическая конференция, среди участников которой были астрономы из США, Японии, КНР, Индии, Германии и других стран. Ежегодно обсерваторию посещали зарубежные ученые, нередко приезжают молодые исследователи для прохождения научной практики, обучения в аспирантуре. В свою очередь, многие сотрудники КрАО участвовали в международных конференциях, работали на иностранных обсерваториях. После распада СССР, когда Крым оказался под властью независимого Киева, обсерватория первое время еще держалась на достигнутом уровне, но затем стала переживать трудности в связи с неблагополучной экономической ситуацией. Было резко сокращено финансирование, сотрудников приходилось увольнять, переводить на половинный оклад. Не было возможности приобретать новое оборудование, резко сократились поступления научной литературы в библиотеку, жаловался в своей истории КрАО еще упомянутый мной Пётр Павлович Добронравин. Основные цели и задачи обсерватории сегодня? По мнению ее руководства это – получение новых знаний и образовательная функция. Те новые знания, которые получают ученые КрАО, необходимо донести до общества. И в первую очередь – до молодежи, у которой только формируется представление о мироустройстве.

…Итак, КрАО семь лет находится под юрисдикцией Российской Федерации. По словам Директора Крымской астрофизической обсерватории РАН Аллы Ростопчиной-Шаховской, в конце 2014 года было создано Государственное бюджетное научное учреждение Республики Крым «Научно-исследовательский институт «Крымская астрофизическая обсерватория», а в конце 2015 – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН». Самое главное изменение, на мой взгляд коснулось всех специалистов: научные сотрудники и инженерно-технический персонал работают теперь на полной ставке. А значит – больше времени могут посвящать науке. Всего в обсерватории трудятся 312 профессионалов, из них 78 - астрономы. Кроме того, в обсерватории работают инженеры, техники, оптики, механики и другие специалисты, обеспечивающие работу телескопов. За прошедшие годы усилилась наша кооперация при проведении исследований с другими астрономическими институтами России.

«Международная жизнь»И, завершая нашу встречу, такой вопрос. Какое будущее у Крымской астрофизической обсерватории? Известно, что для любого научного института, и КрАО не исключение, важное значение играет приток молодых сотрудников, компетентных специалистов...

Ольга Егорова: Это бесспорно. О молодых кадрах также заботятся в Крымской обсерватории. Сотрудники рассказывали, что еще в 2016 году вместе с физико-техническим институтом крымского федерального университета им. Вернадского была создана базовая кафедра астрономии и физики космоса. Оттуда, в частности, руководители КрАО главным образом и намерены черпать молодые кадры будущих поколений обсерватории. Именно им предстоит осваивать научное оборудование КрАО. А это - 18 оптических телескопов (в том числе 4 солнечных), четыре радиотелескопа и один гамма-телескоп. Все они используются для решения разных научных задач. Убеждена, что у Крымской астрофизической обсерватории впереди большое будущее.

«Международная жизнь»Спасибо вам, Ольга Владимировна, за интересный разговор.