ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Музыка аd libitum: Ave Maria

10:46 05.03.2021 • Ольга Громова, музыковед, заслуженный работник культуры РФ, основатель и первый генеральный директор - главный редактор государственной радиостанции классической музыки «Орфей»

"Аве Мария"… Если в программке концерта значится это сочинение, то мы понимаем, что услышим музыку особой просветлённой красоты. И не столь важно, будет ли это музыка Баха, Моцарта, Шуберта, Верди, Дворжака, Листа, Сен-Санса, Россини, Брамса или ещё какого-то автора. Буквально каждое сочинение пробуждает в людских сердцах самые высокие чувства независимо от вероисповедания. Произнесите тихо и нежно «Ave Maria», слышите? Само сочетание начальных слов молитвы уже звучит прекрасной музыкой.

Величайший и вечный сюжет в человеческой цивилизации о судьбе Матери, знающей трагической путь своего Сына во имя спасения человечества, Его предстоящие мучения и посмертную славу – этот сюжет потрясал и вдохновлял художников, поэтов и композиторов. К Божественному образу Девы-Матери обращались более полусотни композиторов разных стран, разных эпох. Конечно, и в России. Православная молитва звучит со словами «Богородице Дево, радуйся». Мы знаем высочайшие образцы подлинной вдохновенной музыкальной молитвы у Чайковского, Рахманинова, Архангельского, Арво Пярта… Сегодня же речь о шедеврах музыки, положенных на латинский текст…

Пожалуй, самой первой известной музыкальной молитвой стала «Аве Мария» Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на. Невозможно слушать её без душевного трепета. Это абсолютно ангельская музыка из невероятно далёкого XVI столетия. Сложнейшие переплетения голосов хора находятся в идеальном гармоничном синтезе и складываются в такую ясную и стройную картину, которая само искусство владения композитором полифонией, делает подчас незаметным для уха. Великий итальянец Джованни Пьерлуиджи да Палестрина вот уже пять столетий выстраивает для нас, грешных, лестницу на Небо, соединяя нас с Богоматерью…

«Аве Мария» разных времен даёт возможность нам понять и прочувствовать, как искусство несло сквозь века высокую идею Девы Марии – Богородицы и Богоматери, а через эту идею – тему поклонения женщине…

Два века спустя... Из Италии – в Германию... Все музыканты, да и просто меломаны, знают сочинённую в 1722 году первую до-мажорную прелюдию из 1-го тома Хорошо темперированного клавира (ХТК) Баха. Иоганн Себастьян Бах был не просто глубоко и истинно верующим. Он был человеком, для которого вера стала сутью и смыслом жизни и композиторского творчества. И вот Бах открывает одно из своих фундаментальных сочинений – двухтомный ХТК - удивительным необычным сочинением. Мы слышим в прелюдии до-мажор невероятные по красоте гармонические переливы – разложенные аккорды. Но это ведь аккомпанемент, а темы нет! Музыковед, композитор, пианист, преподаватель Московской государственной консерватории Иван Соколов в своих «Лекциях о классической музыке» высказал гениальное предположение о том, что тема этой прелюдии – Божественная тишина. «…Потому что Бог – это и есть тишина. Бог – это пауза. Это начало жизни. Начало музыки. Начало Мира…» И действительно, только через 130 лет Шарль Франсуа Гуно посмел и присоединил к баховской прелюдии свою мелодию. А ещё через несколько лет соединил мелодию с текстом молитвы. В таком виде «Аве Мария» протестанта Баха и католика Гуно стала одним из величайших мировых музыкальных творений.

Вернёмся в Италию в конец XVI – начало XVII века. В это время здесь жил и творил композитор Джулио Каччини, один из основателей жанра оперы. Самым известным и часто исполняемым произведением Каччини  считалась его «Аве Мария». С первой секунды её звучания нездешней красоты музыка уносила слушателей в миры иные. Да так, что долгое время даже профессионалы не слышали явного: эта совершенная Божественная красота ну никак не могла стилистически быть написанной в эпоху Барокко. А играли и пели её выдающиеся мировые исполнители: Ирина Богачёва, Инесса Галанте, Тимофей Докшицер, Ирина Архипова, Джулиан Ллойд Уэббер, Чечилия Бартоли и другие. В бытность редактором Музыкальной редакции Гостелерадио СССР, мне самой не раз доводилось ставить в эфир по многочисленным просьбам слушателей любимую ими музыку под авторством Каччини.

И только совсем недавно раскрылась тайна этой «Аве Марии». Удивительным образом родилась она в 1970-м году, в атеистическое время, в СССР. Автором её является советский гитарист, лютнист и, как выяснилось, композитор Владимир Фёдорович Вавилов. Владимир Фёдорович был гениальным самоучкой, окончившим только музыкальную школу. Занимался концертной деятельностью и делал аранжировки различных сочинений для гитары и лютни. И, как мы теперь знаем, сочинял собственные произведения в духе старинной музыки. Мистификация открылась после ухода Вавилова из жизни. Его дочь подтвердила факты. Но до сих пор "Аве Мария" Владимира Вавилова - музыка особой, просветлённой неземной красоты - исполняется во всём мире под авторством Каччини.

Мы сегодня вспомнили только три «Аве Марии». Хотя судьба любой уникальна. А музыка каждой завораживает… Восхищение и поклонение Мадонне - одно из ярчайших явлений в истории человеческой культуры. Одно из спасительных явлений. Если у вас в сегодняшнее непростое время на душе тревога, волнение , если вас мало, что радует, найдите время для себя и …включите «Аве Мария»… Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати