Начальник Объединенного Штаба генерал-полковник Анатолий Сидоров начал пресс-коференцию с информации о военно-политической обстановке в зоне ответственности ОДКБ, которая сохраняла сложный и противоречивый характер. На фоне развивающихся негативных процессов в глобальной международной политике и экономике, основными источниками угроз для государств – членов Организации оставались: деятельность западных государств по наращиванию коалиционных и национальных военных потенциалов при активном расширении военного присутствия США в Европе; неурегулированные вооруженные конфликты, в первую очередь, в Сирии и Афганистане, а также сохраняющийся высокий уровень международного терроризма и религиозного экстремизма.
Кроме того, он отметил, что значительные негативные последствия для международной безопасности будет иметь политика Вашингтона, направленная на разрушение договорной базы контроля над вооружениями. Вслед за выходом в августе 2019 года из «Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», в ноябре 2020 года Соединенные Штаты также вышли из «Договора по открытому небу».
США активизировали деятельность, направленную на модернизацию стратегических систем вооружения и совершенствование т.н. «ядерной триады». Ведутся активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию новой межконтинентальной баллистической ракеты наземного базирования (взамен состоящих на вооружении МБР «Минитмен-3») и оснащению стратегических бомбардировщиков В-1 и В-52 перспективными гиперзвуковыми ракетами АGМ-183А АRRW, строительству перспективного бомбардировщика В-21, который должен быть принят на вооружение в 2025 году, а также серии из 12 новых атомных подводных лодок класса «Колумбия».
Прямым следствием, по мнению генерал-полковника, игнорирования Вашингтоном договоренностей в области контроля над вооружениями является планомерное развертывание европейского сегмента системы противоракетной обороны (ПРО) в Восточной Европе. Наряду с функционирующей американской базой ПРО в Румынии (н.п. Девеселу), в 2022 году должен быть введен в строй аналогичный объект на польской территории (н.п. Редзиково). Необходимо подчеркнуть, что основные мероприятия по развертыванию инфраструктуры базы ПРО в Польше уже завершены, а конструктивные особенности размещенных на указанных объектах пусковых установок будут обеспечивать возможность применения ударного вооружения, в частности, крылатых ракет «Томагавк» с дальностью пуска более 2000 км.
Вместе с этим следует отметить, что действия новой американской администрации свидетельствуют о более взвешенном подходе к вопросам, связанным с контролем над вооружениями и соблюдением взятых на себя обязательств в рамках международных договоров. В частности, избранный президент США Дж.Байден в телефонном разговоре с лидером России В.Путиным заявил о намерении Вашингтона продлить на пять лет действия «Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-3), срок действия которого истек 5 февраля текущего года. Согласно процедуре, российский парламент ратифицировал Соглашение о продлении срока действия СНВ-3 (27 января). Кроме того, согласно соглашению, подписанному в октябре 2020 года между оборонными ведомствами США и Болгарии, на территории республики на постоянной основе будут размещены формирования ВС США общей численностью до 2,5 тыс. военнослужащих, с возможным увеличением до 5 тыс. на ротационной основе.
А.Сидоров подчеркнул, что продолжается поэтапное увеличение ударно-наступательных возможностей американской группировки, развернутой на территории Европы. Кроме того, уже традиционно на полигоне литовских ВС «Пабраде» в непосредственной близости от государственной границы Республики Беларусь размещен американский танковый батальон. Заслуживает внимания возобновление деятельности штаба 5-го армейского корпуса сухопутных войск США (Форт–Нокс, шт. Кентукки), оперативная группа которого в ноябре 2020 года начала функционирование на территории Польши (Познань).
Наряду с этим, в Североатлантическом альянсе продолжается реализация комплекса мер, направленных на сокращение сроков готовности формирований объединенных вооруженных сил НАТО к выполнению задач по предназначению, совершенствование интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны, техническое переоснащение ОВС, внедрение новейших систем связи и передачи данных, усиление разведывательных возможностей и поддержание ядерного потенциала в готовности к задействованию. Кроме того, ключевое значение отводится разработке средств борьбы с российскими гиперзвуковыми ракетами с последующим «симметричным» размещением в Европе подобных вооружений, а также использованию околоземного пространства в военных целях.
При этом основные направления деятельности НАТО формируются под непосредственным контролем Вашингтона, в результате чего подготовка к «сдерживанию российской агрессии» закреплена практически во всех доктринальных документах организации, принятых за последние пять лет.
С целью их практической реализации уже сейчас в Центральной и Восточной Европе на ротационной основе дислоцируются более 12 тыс. военнослужащих объединенных вооруженных сил НАТО, которые задействованы в операциях альянса «Усиленное передовое присутствие» и США «Атлантическая решимость» и миссии по охране воздушного пространства стран Балтии.
Сформированы штабы многонациональных дивизий «Север» (Латвия), «Северо-Восток» (Польша), «Юго-Восток» (Румыния). Осуществляются мероприятия по заблаговременному накоплению вооружения, военной техники и материальных средств на передовых базах хранения в Польше, странах Балтии, Болгарии и Румынии. С целью приема войск и обеспечения их развертывания на территориях восточноевропейских государств – в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, а также в Латвии, Литве и Эстонии функционируют передовые координационные центры. Активно совершенствуется транспортная инфраструктура европейских стран, включая аэродромную сеть, военно-морские базы, крупные порты, автомобильные и железные дороги, прорабатывается упрощенный порядок пересечения границ воинскими формированиями и грузами.
Примечателен тот факт, что, несмотря на то, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 командование ОВС НАТО было вынуждено корректировать количество и масштабы совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, значительную часть из ранее намеченных учений все-таки удалось провести. При этом, учитывая общую антироссийскую направленность внешней политики большинства западных государств, стратегическое сдерживание России и ее союзников по-прежнему будет являться основным аргументом по обоснованию милитаризации государств – членов НАТО и организации в целом.
А.Сидоров почеркнул, что для Кавказского региона коллективной безопасности ключевое значение имеет урегулирование нагорно–карабахского конфликта. При посредничестве Российской Федерации боевые действия удалось остановить, а достигнутые к настоящему времени договоренности способствуют формированию необходимых условий для окончательного политического урегулирования кризиса вокруг Нагорного Карабаха.
Фактором, способным негативно отразиться на развитии обстановки в регионе остается наращивание военного сотрудничества Грузии с НАТО. Рассматривается вопрос об усилении военного присутствия США в регионе, в том числе, для обеспечения контроля воздушного пространства над территорией республики и акваторией Черного моря.
В Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасностиосновным источником угроз остается наличие на территории Афганистана различных радикальных исламистских и террористических группировок.
При этом исламское движение «Талибан» является самой многочисленной из них, насчитывающей в своих рядах около 70 тысяч боевиков. Их основной целью является свержение действующего руководства страны, восстановление «Исламского эмирата Афганистан», а также вывод иностранных воинских контингентов. Экстремисты продолжают удерживать под своим контролем значительные территории, проявляя наибольшую активность в северных, южных и юго-восточных провинциях. Общая численность их отрядов в приграничных с Таджикистаном и Туркменистаном районах насчитывает около 15 тыс. человек.
Главную угрозу региональной безопасности представляет усиление позиций в Афганистане филиала международной террористической организации «Исламское государство» (террористическая группировка, запрещена в России) – «Вилаят Хорасан», численность боевиков которого достигла 4 тыс. человек. Наиболее активно их отряды действуют в восточных и северных провинциях, стремясь установить контроль над приграничными с Таджикистаном и Пакистаном районами с целью создания плацдарма для дальнейшей экспансии в государства Центральной Азии. При этом сокращение иностранного военного присутствия, наряду с неспособностью афганских силовых структур эффективно противостоять вооруженной оппозиции, будет и далее способствовать продвижению интересов исламистов и увеличению численности их сторонников.
В целом, подводя итог анализу складывающейся военно-политической обстановки, начальник Объединенного штаба подчеркнул, что спектр угроз военной безопасности государств – членов ОДКБ остается достаточно широким. В каждом из регионов они имеют свои особенности и требуют принятия адекватных мер реагирования.
При реализации приоритетов в вопросах строительства и развития военной составляющей ОДКБ в 2020 году особое внимание уделялось совместной подготовке органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности к выполнению задач по предназначению.
Планом совместной подготовки определялся ряд задач по повышению слаженности органов управления и подразделений, входящих в состав Войск (Коллективных сил) ОДКБ, совершенствованию системы управления Войсками (Коллективными силами) и достижению оперативной совместимости сил и средств системы коллективной безопасности Организации.
В рамках совместных учений и тренировок было продолжено рассмотрение проблематики, связанной с противодействием угрозам государствам – членам ОДКБ, исходящим от международных террористических и экстремистских организаций.
Соместные учения ОДКБ в Таджикистане. Полигон «Харбмайдон».
Основные усилия были сосредоточены на:
совершенствовании механизмов принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ и системы управления Войсками (Коллективными силами) ОДКБ;
повышении уровня практических навыков должностных лиц органов управления по руководству группировками Войск (Коллективных сил) ОДКБ и слаженности действий формирований сил и средств системы коллективной безопасности при проведении совместных (специальных, миротворческих) операций;
проведении исследований по наиболее актуальным вопросам развития и применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Для реализации указанных направлений был спланирован комплекс совместных учений и тренировок, распределенных по регионам коллективной безопасности.
Ввиду объективных причин, связанных с введенными в государствах – членах Организации ограничениями, План совместной подготовки был скорректирован. По этой причине и сама подготовка совместных учений организовывалась иначе. Консультации, рабочие встречи и переговоры проводились дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи.
Однако, несмотря на все сложности, были качественно проведены:
- стратегическая командно-штабная тренировка Объединенного штаба, Секретариата и оперативных групп государств – членов ОДКБ, в ходе которой проработан алгоритм совместных действий по анализу обстановки в зоне ответственности ОДКБ и принятию решений на задействование силового компонента Организации.
- специальное учение с силами и средствами материально-технического обеспечения «Эшелон-2020» на территории Российской Федерации. В ходе учения в сложных условиях высоких температур и пустынно-степной местности отрабатывались вопросы перевозки воинских контингентов, а также материально-технического обеспечения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ во время подготовки и проведения совместной операции.
- командно-штабное учение с Миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство-2020» на территории Беларуси.
Впервые в практике проведения учений с Миротворческими силами ОДКБ организовывалась работа миротворческой миссии, что позволило отработать полный комплекс мероприятий по подготовке и проведению миротворческой операции в зоне конфликта.
Была также проведена командно-штабная тренировка с Командованием КСОР ОДКБ на территории Российской Федерации.
Основной целью мероприятия являлась апробация перспективной структуры пункта управления КСОР ОДКБ, развертываемого на основе командного пункта Воздушно-десантных войск.
Начальник Объединенного штаба отметил, что отличительной чертой учений и тренировок, проводившихся в 2020 году, являлось широкое использование программно-информационных комплексов, как применяемых штатных, так и перспективных, позволяющих в короткие сроки проводить оперативные расчеты, принимать решения на применение войск, а в последствии и управлять ими.
Генерал-полковник отметил, что Совет коллективной безопасности ОДКБ высоко оценивает эффективность проводимых совместных учений, являющихся одним из важнейших направлений в развитии военной составляющей Организации.
В 2021 году практика военных учений, нацеленных на наращивание оборонного потенциала Организации, совершенствование боевой выучки, слаженности и мобильности Войск (Коллективных сил) ОДКБ будет продолжена.
В заключение А.Сидоров обратил внимание на сугубо оборонительный характер военного сотрудничества в формате ОДКБ, что в очередной раз было подчеркнуто в декабрьском заявлении глав государств.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs