Никакие резолюции Европарламента, переписанные учебники и война политиков с историей не смогли стереть из людской памяти память о Сталинградской битве. Сохранив всемирную славу поворотного события Второй мировой войны и напоминающая о себе в названиях европейских улиц и площадей, именно она сегодня вновь становится символом перелома – теперь в информационном противостоянии правды и лжи о войне.
Снять фильм о Сталинграде французский кинорежиссёр Дидье Фельдманн решил после знакомства с фронтовыми воспоминаниями Василия Гроссмана и других военных корреспондентов. В течение нескольких лет он перечитал всё, что нашёл на тему Сталинградской битвы, разделившей, по его мнению, мировую историю на «до и после».
«Я должен был отдать дань памяти и мужеству советских граждан, пожертвовавших жизнью ради нас… Сталинград стал началом разгрома фашизма и началом построения мира, в котором мы живём сегодня… Есть «до Сталинграда» и есть «после Сталинграда». Мы живём благодаря этой Победе...»
Вначале идея была снять игровой фильм о том, как один французский журналист, узнав о числе павших под Сталинградом и поражённый масштабами советских жертв, несопоставимых с жертвами ни одной другой страны во Второй мировой войне, едет в Россию, чтобы сделать репортаж о Сталинградской битве.
Когда поиски финансирования проекта не увенчались успехом, Дидье принял решение снять художественно-документальную ленту на свои собственные средства и, при содействии Фонда «Сталинградская битва», отправился в ноябре 2019 года в Россию сам. В итоге получилась удивительно красивая, пронзительно-грустная и полная поэзии работа, прозвучавшая открытым упрёком мировому сообществу, забывшему тех, кто спас его от фашизма ценой собственной жизни.
Кадры современного Волгограда под речитатив главного героя, потомка французских промышленников, построивших в 19 веке в Царицыне завод, ставший впоследствии «Красным Октябрём», чередуются с воспоминаниями о Сталинграде 1942-43 гг. из дневника его тёти. Сценарий перекликается с семейной историей самого Дидье Фельдманна, дед которого родился в Николаеве и в начале 20 в. эмигрировал во Францию.
По мнению самого автора, «Волжская летопись» – «это долг совести, ведь англо-американцы бессовестно украли у СССР роль победителя нацизма и освободителя Европы, забыв о подвиге советского народа с 14 миллионами гражданских жертв и 12 миллионами жертв военных (…) Это попытка осмысления той войны, без пафоса, без спектакля (…) Это манифест, необходимый обществу, которое слепо по отношению к своему прошлому (…)».
В октябре 2020 г. работа удостоилась Гран-при Х-го Международного фестиваля телевизионных фильмов «Вечный огонь» в Волгограде. В Париже премьера фильма должна была состоятся в кинотеатре St André des Arts в декабре 2020 г., но из-за пандемии перенесена на июнь 2021 г.
23 февраля на платформе Российского центра науки и культуры в Париже прошли презентация и онлайн показ «Волжской летописи», который вызвал большой резонанс у французских зрителей, написавших много слов благодарности в адрес создателя фильма и самой работы.
«Менее чем за час автор фильма успел сказать всё и даже сверх (…) его надо обязательно показывать во французских школах и университетах (…) этот фильм – событие, он требует широкого обсуждения (…)».
Сказать, что событие порадовало – ничего не сказать. В нынешнее время оболганной истории, войны с памятниками героям и возрождения нацизма, знамя Сталинграда, поднятое отважным французом по велению сердца подарило надежду и веру в торжество справедливости, народного единения и окончательную победу света над тьмой.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs