По просьбе редакции журнала «Международная жизнь» известный французский публицист и издатель, работающий в Европе и в Индии, Ком Карпентье де Гурдон (Côme Carpentier de Gourdon) высказывает свои оценки ситуации в мире и прогнозы развития в наступившем 2021 году.
Как пела американка Ники Минаж, «Ночь еще молода». Таков и 2021 год, но события и тенденции, унаследованные от предыдущих лет и, особенно, от «эпохального» 2020 года, помогают нам сделать некоторые важные наблюдения и прийти к определенным выводам, хотя мы все знаем, что «будущее предсказать труднее всего».
Геополитические потрясения
Политико-экономический Запад (в основном, Северная Америка и Западная Европа) переживает системный и, возможно, окончательный кризис своего политического устройства. Либеральная двухпартийная или многопартийная избирательная демократия терпит поражение от разрушительного воздействия новых социальных сетей, быстрых и часто хаотических социальных преобразований, а также от коррупции и неэффективности режимов, суть которых была разоблачена сочетанием финансового и экономического кризисов, массовой миграцией из более бедных регионов, эпидемией COVID и, как следствие, общественным недовольством и разочарованием.
Двумя наиболее хрупкими и находящимися под угрозой структурами управления на коллективном Западе являются федеральное правительство Соединенных Штатов и Европейский Союз, которые, возможно, не просуществуют долго в их нынешних формах. Исключительно двумя возможными следствиями дезинтеграционного процесса станут – или авторитаризм, уже укоренившийся из-за сочетания чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и экономики, или – конфликт, распад и беспорядок.
Экономическая трансформация
С политическим распадом великих западных держав связан экономический и финансовый кризис, который долго «закипал» в результате глобализирующейся и неустойчивой промышленной и денежно-кредитной политики, прежде чем разразиться на наших глазах в 2008 году. Как говориться, «второй ботинок» прямо сейчас спадает в результате повсеместных блокировок и других ограничительных мер, которые привели к резкому сокращению западных экономик, что до сих пор смягчалось правительствами путем массового печатания и вливания в экономику валюты, предназначенной для подавления массового обнищания и протестных выступлений. Следующие за этим процессы накопления долгов и снижения производительности, а также ростом безработицы, сделали Запад еще менее экономически конкурентоспособным и более социально разделенным, чем он был до сих пор. Тем самым они подвергли Запад риску попасть под доминирующее влияние более молодых, более динамичных и более устойчивых стран Азии, и даже некоторых в Африке.
Одним из вероятных последствий этой развивающейся ситуации будет снижение курсов доллара США и евро, как основных международных резервных и торговых валют, поскольку альтернативы появляются как у частной инициативы (криптовалюты), так и у растущих держав (Китай, Россия, Индонезия, Бразилия, Иран и др.) в виде цифровых монет или денежных знаков, обеспеченных драгоценными металлами.
Многие ведущие финансовые менеджеры и валютные трейдеры уже заняли «очень короткие» позиции по доллару США в ожидании быстрой смены волн дефляции и гиперинфляции, которые вызовет безжалостная эмиссия денег двуумвиратом в лице Федеральной резервной системы США и казначейства США, которые в 2020 году уже выпустили больше долларов, чем за всю предыдущую историю, а в 2021 году объем «количественного смягчения» ещё более, чем удвоится. Слышны некоторые тревожные звоночки с предупреждениями о том, что в 2022 году за дефолтом какого-нибудь крупного банка США или Европы может последовать также дефолт по государственным и частным облигациям США.
Страны должны подготовиться к неизбежному кризису, создавая устойчивые денежно-кредитные и финансовые альтернативы.
Технологическое цунами
Появление на коммерческом рынке новых и революционных во многих областях технологий, которое еще несколько лет назад началось в виде быстро усиливающегося потока, в последнее время превратилось просто в наводнение, сносящее на своем пути многие общепринятые научные концепции в физике, химии, биологии, неврологии, в баллистике, телекоммуникациях, космических исследованиях, путешествиях и даже в математике. Некоторые из «новых знаний», полученные из «экзотических» или непризнанных ранее источников, в течение многих лет тайно копились на военно-промышленных объектах нескольких стран – как для обладания национальным стратегическим преимуществом, так и для защиты общества и экономики от непрерывных «травмирующих» изменений, чреватых непредсказуемыми последствиями.
Однако отчасти в ответ на вызов, вызванный быстрым прогрессом Китая во многих из этих пограничных областей НИОКР, США и их основные союзники, похоже, сделают все возможное для эффективного противостояния. Это, неизбежно, вызывает массовые волнения во всем мире с зачастую драматическими последствиями, поскольку «традиционные» Великие державы вот-вот потеряют стратегическое лидерство и выгоды, которые они до сих пор извлекали из своих ранее монопольных знаний.
Моральное и психологическое замешательство и упадок
Этот процесс – ни в коем случае не менее важная причина глобального потрясения. Западные страны находятся в агонии интеллектуального краха, вызванного усилением «деконструктивистской» и нигилистической идеологии в жизненно важных и влиятельных слоях общества. Так называемая «тенденция пробуждения», то есть – ненависть к собственным корням, отвержение прошлого и антирелигиозность – становится все более сильной в индустрии развлечений, в искусстве, образовании, культуре, а также в политических и деловых кругах. Это проявляется в кампании по запрету любого выражения традиционных религиозных чувств (особенно если они исходят от демографического большинства, проживающего в стране), в оспаривании и подрыву традиционных моральных гарантий, в разжигании постоянных публичных осуждений и преследований инакомыслящих или «идеологических преступников». Одновременно идет сексуализация детей с целью устранить все гендерные различия, отделить биологическую идентичность от социальной, а также продвигать «аномальный» образ жизни и навязывать выбор в противоположность тому, что пренебрежительно называют «гетеросексуальностью», отвергая существование естественного закона и духовные принципы.
Многие приходящие в упадок цивилизации прошли через аналогичные стадии в прошлые столетия, сохраняя при этом убеждение в том, что они-то были «высокоразвитыми» и «прогрессивными». Нет – все они быстро стали жертвами внутренних или внешних сил, будь то угнетенные до сих пор слои собственного населения или иностранные захватчики. «Ведущие» пока ещё нации в настоящее время могут не избежать той же участи и, вероятно, оставят в будущем другим, менее конфликтным, государствам, возникшим на их месте, наследие своих достижений во многих областях. Точно также, на протяжении многих веков после падения Рима и Константинополя, трофеи Римской империи были присвоены и культивированы большинством населения в регионе вокруг Средиземного моря, включая Европу.
Вывод
Вышеупомянутые обстоятельства могут привести либо к новой войне глобального масштаба, но гибридного характера (как традиционной, так и технико-экономической), либо к череде внутренних и трансграничных конфликтов низкой интенсивности на обширной территории, в то время как баланс сил продолжит меняться.
Вероятная «балканизация» Европейского Союза не может не снизить мощь и авторитет его отдельных государств-членов, в то время как внутренние проблемы США рано или поздно вызовут резкое сокращение американской военной и экономической мощи. Это будет сравнительно выгодно для некоторых растущих претендентов на региональное доминирование и трансконтинентальную гегемонию, если им удастся сохранить темпы своего развития и адаптироваться к меняющимся реалиям, сохранив при этом свою внутреннюю сплоченность и функциональность.
Даже если несколько стран пострадают от разрушительного воздействия сил, которые проявились по всему миру, логично ожидать, по нашему мнению, что среди тех, которые могут пострадать больше всего и испытают резкое снижение своих до сих пор привилегированных, но хрупких ныне, позиций, будут «отступающие гегемоны», то есть – США и другие крупные страны-члены НАТО.
В 2021 году, вероятно, не удастся реализовать вышеуказанный прогноз, но год этот приблизит всех нас к этим результатам, которые, как ожидается, станут реальностью в течение ближайшего десятилетия.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs