В декабре 1940 года Гитлер подписал директиву в подготовке военных действий против СССР. Их начало намечалась на 15 мая следующего года: «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной компании до того, как будет закончена война против Англии... Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных сил противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено... Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга-Архангельск...». В этой связи стоит напомнить важную запись авиаконструктора А. Яковлева: « В узком кругу Сталин неоднократно говорил: нам не хватило для подготовки к войне 1-1,5 лет». Эту же мысль высказывает Г. Жуков: «И.В. Сталин не был трусливым человеком, но он хорошо понимал, что возглавляемое им руководство страной явно опоздало с основными мероприятиями по подготовке страны к большой войне с таким сильным и опытным врагом как Германия».
Далее Г. Жуков пишет: «Думается мне, что дело обороны страны в своих основных, главных чертах и направлениях велось правильно. Требования наркомата обороны о массовом производстве новейших образцов самолетов, танков, артиллерийских тягачей, грузовых автомобилей, средств связи и прочей боевой техники лимитировались, прежде всего, ограниченными экономическими возможностями».
Несмотря на то, что эти возможности были действительно ограниченными, за 2 неполных года, которые дал СССР договор о ненападении, она сумела увеличить численность своих войск в 2,8 раза. Всего было сформировано 125 новых дивизий. Начался серийный выпуск новых моделей самолетов, танков, орудий и других видов вооружения. В то время Сталин не только понимал, что война неизбежна, но и чувствовал ее приближающее дыхание. Так, открывая, в конце мая 1941 года расширенное заседание Политбюро, в котором участвовал высший командный состав Красной армии, Сталин прямо сказал: «Обстановка обостряется с каждым днём, и очень похоже, что мы можем подвергнуться внезапному нападению со стороны фашисткой Германии».
Выступая на пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств СНГ, глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров напомнил о пропагандисткой кампании, которая пытается поставить на одну доску нацистов и тех, кто освободил Европу от «коричневой чумы», возложить на Советский Союз равную с гитлеровской Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны. «Буду сейчас говорить только о том, что слышно и видно в публичном пространстве. Наши французские партнеры не так давно предложили в рамках Совета Европы разработать новый проект. Они условно назвали его «Обсерватория по преподаванию истории в Европе». При этом было сказано (а этой темы касался и Президент Франции Э. Макрон, и Министр иностранных дел Ж.-И. Ле Дриан), что задачей этого проекта является не выработка единой версии истории, а создание общей европейской памяти или развитие европейского исторического сознания. Если мы будем подходить к этому проекту с позиции Парижа как инициатора данной идеи, то можно вспомнить немало официальных заявлений Министра иностранных дел и Президента Франции, в которых говорилось о том, что нацистская и советская оккупации сначала совпали в каких-то странах Европы, а потом они следовали друг за другом.
В феврале этого года (2020 –ого- прим. ред) в Кракове состоялась церемония (годовщина освобождения немецкого концлагеря Освенцим), в которой участвовал Президент Франции Э. Макрон. Он перечислял трагические страницы польской истории. Начал с пакта Молотова-Риббентропа. Это отдельная тема. Даже не буду сейчас подтверждать наши оценки подобных подходов. Потом Э. Макрон вспомнил восстание в Варшавском гетто, Варшавское восстание, Освенцим, Майданек, Треблинк. И в этом ряду примеров страданий польского народа вдруг была перечислена трагедия апреля 2010 года – авиакатастрофа под Смоленском. Даже не буду комментировать и проводить какой-то анализ. Это все естественным образом произносится нашими европейскими коллегами. Какой сигнал подаёт руководство великой страны Франции, у которой, будем откровенными, тоже непростая история участия во Второй мировой войне? Какой сигнал подается молодому поколению в Польше, в самой Франции, да и в других странах», - сказал Серей Лавров.
Подготовил П. Журавлев по материалам сборников «Итоги Второй Мировой войны. Покушение на Великую победу» и «Дипломатический вестник».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs