В частном музее «Музыкальные инструменты», собиратель Александр Калугин (с гитарой), корреспондент Владимир Новоселов (1 премия фестиваля).
Все фото от участников фестиваля.
Широкие отклики у зарубежных соотечественников из России получил фестиваль телекомпаний из подмосковных городов «Встречает Павловский Посад -2021». В этом году он состоялся в четвертый раз на исходе января на тему «Музеи русской провинции». Участниками стали семь телекомпаний малых городов России - Воскресенска, Егорьевска, Электрогорска, Электростали, г. Петушки Владимирской области, Сергиева Посада и Павловского Посада. Как пояснила журналу «Международная жизнь» куратор фестиваля, продюсер и телеведущая павлово-посадской т/к «Радуга» Анна Суница: «Основная цель форума – предоставить тележурналистам возможность поделиться профессиональным опытом и вместе создать уникальный информационный контент с позиций сохранения и приумножения краеведческой информации о родной земле». Организаторами выступили телеканал «Радуга» (Павловский Посад), фонд культуры и искусства «Инкорель» (Москва) и Центр поддержки творческих инициатив «Взлет» (Павловский Посад»).
Тележурналисты за работой
Впервые судить фестиваль в онлайн-трансляции пригласили международное жюри из Австрии, Белоруссии, Италии, Канады, России, США и Франции. В состав группы арбитров вошли Андрей Кривошеев, председатель Союза журналистов Белоруссии, политобозреватель Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании (Минск); Дария Пушкова, руководитель Российского Центра науки и культуры в Риме (Россотрудничество) - Италия; Даниил Студнев, руководитель Бюро ТАСС в Оттаве (Канада), Член Союза журналистов России; Элизео Бертолази, кандидат антропологических наук, военный корреспондент (Италия, Милан); Ирина Журавлева, вице-президент общественной организации культуры «Гармония», лауреат международных конкурсов оперных певцов (Италия, Мерано); Екатерина Потего, солистка Венской оперы, лауреат международных конкурсов, иконописец (Австрия, Вена); Андрей Архипов, шеф-редактор теленовостей прямого эфира т/к «Россия-24» (Москва); Ирина Безрукова, бизнес-аналитик университета в Миннесоте (University of Minnesota Duluth, Minnesota, США); Елизавета Молочкова, студентка третьего курса факультета кинематографии в Сорбонне, активная участница фестивалей соотечественников во Франции (Париж).
Состав международного жюри
Представители телекомпаний в результате жеребьёвки получили задание снять за час-полтора телесюжет об одном из шести городских музеев Павловского Посада. Среди них – музеи Музыкальных инструментов, Павлопосадского платка и шали, музей им. космонавта Валерия Быковского, музей Народного артиста СССР Вячеслава Тихонова, музей «Алхимии и самогоноварения» и этнографический «Княжий двор». Затем телегруппы создали двухминутный сюжет для конкурса, который судило международное жюри. При этом до начала просмотра ни организаторы, ни члены судейской коллегии не видели отснятые телематериалы. Процесс съемки, написания сценария и монтажа каждого телеролика проходил в непрерывном режиме вплоть до встречи на конкурсной площадке в «Усадьбе Тамара» с коллегами и членами жюри. Здесь и свершалось самое неожиданное – творческое состязание превращалось в красочный и эмоциональный праздник отечественной культуры. Каждый сюжет сопровождали незапланированные аплодисменты, а когда завершился просмотр, члены жюри взяли слово. Их комментарии стоят того, чтобы воспроизвести каждый.
Дария Пушкова (Рим, Италия) была первой, сняв напряжение аудитории от затянувшегося ожидания: «Очень благодарна всем авторам телесюжетов за то, что они меня, в моей заграничной командировке, взяли «под ручки» и так нежно перенесли обратно в Россию. Я чувствовала запахи, я наслаждалась треском горящих поленьев в русской печи, я слышала, как хрустит редиска, я чувствовала, какой восторг испытывают дети оттого, что у них в городе родился тот «самый великий...». Спасибо вам большое! Я побывала дома, на родине, и я благодарна всем, потому что каждый автор, каждый оператор вложил свою душу в то, чтобы представить материал в наиболее выгодном свете». Руководитель РЦНК в Риме отметила, что участники соревнования оказались в неравных условиях – не каждый из выбранных музеев одинаково богат экспозицией. Вместе с тем, именно этот фактор требовал от журналистов изобретательности, смекалки, юмора, творчества и смелости в подаче материала. Это и было наиболее ценным в конкурсных сюжетах.
Важное замечание прозвучало также от Дарии Пушковой: «Как директор РЦНК должна отметить качество русского языка, - сказала она. - Очень признательна нашим автором за то, на каком русском они говорят. Например, в сюжете про народного артиста Вячеслава Тихонова – прекрасно написан текст. Очень хорошо работать, где есть фактура. Она позволяет легко лепить сюжет, поэтому я бы хотела отметить ролик, о котором никто не сказал. Денису из т/к «Искра-ВЭКТ» г. Воскресенска выпала непростая задача рассказывать об алкоголе. Как ты расскажешь об алкоголе так, чтобы не превратить всех в алкоголиков? А с другой стороны – у тебя нет такой насыщенной фактуры, как в музее «Музыкальных инструментов». И вот здесь у нас автор прибегал к различным средствам: использовал смену ретро и цветного кадра, добавил музыки из разных эпох, ребята поработали с монтажом, они с юмором подошли к теме и при этом умудрились не призвать нас быть алкоголиками! Поэтому отмечаю именно этот сюжет за его изобретательность». В оценке данного сюжета Дарию Пушкову полностью поддержал коллега из Оттавы (Канада) Даниил Студнев, отметив как наиболее удачный, многоплановый и емкий ролик из музея «Самогоноварения», названный авторами - «Во всем должна быть мера».
Анна Суница берет интервью у победителя фестиваля-конкурса Владимира Новоселова ТК «Тонус» Сергиев-Посад.
Андрей Кривошеев (Минск, Белоруссия): «Прекрасные работы! Крайне понравился сюжет «Неповторимый звук души» (автор Владимир Новосёлов) о музее «Музыкальных инструментов», поскольку современная журналистика требует от корреспондентов вовлеченности в тот процесс, о котором они рассказывают. Я увидел эту интерактивность, эту фишку, которая подкупает». Уточним, автор сюжета вместе с директором музея играл вполне узнаваемую всеми мелодию на необычных музыкальных инструментах – дудуке, кастаньетах, погремушке «маракас». «Я не увидел ни одной слабой работы, - подчеркнул Андрей Кривошеев, - для меня это высокий показатель современной региональной журналистики. Поверьте, мы с коллегами со всей Белоруссии обсуждали, как придать новый импульс белорусской региональной журналистике. Вы мне подсказали пару интересных ходов, так что и я вас сегодня поэксплуатировал. Спасибо!».
Ирина Журавлева (Тренто, Италия) выделила среди первых сюжет «Наш Слава» - о народном артисте СССР Вячеславе Тихонове телекомпании г. Егорьевска, поскольку информация была интересной, включены мнения детей, посетителей музея. Будучи преподавателем школы детей-билингвов в Италии, Ирина отметила также сюжет о музее «Княжий двор»: «Живо представила, как наши дети из русскоязычных школ Италии захотели бы именно там оказаться и помочь разжечь русскую печь. Я многое узнала о вашем городе и надеюсь, что удастся посетить все музеи, представленные в видеосюжетах». Екатерина Потего из Вены (Австрия), которая живет вдали от родины более двадцати лет, также отметила сюжет «Княжий двор» и теле-экскурс о космонавте Валерии Быковском, который первым среди своих товарищей по звездной профессии стал пользоваться фотоаппаратом в космическом корабле.
Татьяна Найдюк – лауреат III премии г. Петушки Владимирской области
Элизео Бертолази (Мелан, Италия), мастер точной метафоры: «Я получил дома в Италии луч моей любимой России! Уже год я не могу приехать к вам из-за известной ситуации в мире, поэтому сегодня для меня большая радость, я мог хотя бы через экран, к сожалению, видеть мою любимую Россию. Профессия антрополога оказывает влияние и на мой выбор сюжета, поскольку уважая этнографию, я могу дать самые высокие оценки первому и второму видео, где были показаны традиционные павло-посадские шали и исторические музыкальные инструменты. Как для этнографа мне это наиболее интересно. Вместе с тем очень любопытно было увидеть музей космонавта Быковского. Россия – это... это Космос! Особенно было трогательно видеть в музее детей, которые с энтузиазмом, эмоционально, не просто давали интервью, они говорили сердцем. Мы, итальянцы, знаем, что значит говорить сердцем или равнодушно. Было очень приятно, что ваша молодежь такая».
Ирина Беррукова (Миннесота, США): «Нахожусь под большим впечатлением от этих сюжетов и испытала чувство гордости за нашу историю, нашу культуру. В сюжете о музыкальных инструментах была рассказана история экспозиции и человека, который её собирал более 25 лет. Каждый сюжет поведал то, о чем я не знала раньше». Елизавета Молочкова (Париж, Франция), начав со слов благодарности конкурсантам и организаторам фестиваля, отметила: «Ранее ничего о показанных музеях я не знала, для меня это был абсолютный эксклюзив. Но каждый видеосюжет стал «визитной карточкой» того или иного музея. Все вместе они создали красочную картину вашего края. Отмечу сюжет о музыкальном музее: очень сложно за две минуты представить большую историю. Всегда интереснее наблюдать за героем, когда он сам присутствует в кадре. Мой фаворит – сюжет о музее музыкальных инструментов. Это колоссальная работа и потрясающий результат! Мне очень хочется скорее приехать в Россию, в эти малые города вблизи Москвы».
Участники фестиваля
Вердикт международного жюри фестиваля-конкурса был таков:
Первая премия (и единственная) присуждена ТК «Тонус» г. Сергиев Посад («Музей музыкальных инструментов», сюжет «Неповторимый звук души»); Вторые две премии завоевали телегруппы Егорьевского телевидения («Музей им. Вячеслава Тихонова», сюжет «Наш Слава») и ТК ТВЭл г. Электогорска («Музей им. Валерия Быковского», одноименный сюжет); Три третьих премии достались тележурналистам г.Петушки («Княжий двор», одноименный сюжет), «Искра-ВЭКТ» г.Воскресенск («Музей самогоноварения», сюжет «Во всем нужна мера») и работа Электростальского телевидения («Музей истории русского платка и шали», сюжет «След в платке»).
Такие кубки вручались победителям фестиваля
Фестиваль дал импульс к самым неожиданным идеям о международном взаимодействии. Дария Пушкова предложила продолжить сотрудничество. «Такие материалы, какие сделали ваши корреспонденты, мы собираем, субтитрируем их на итальянский и с вашей помощью мы могли бы создать те видео, которые затем выложим на наши платформы, на наши страницы в социальных сетях», - сказала она. Директор РЦНК в Риме пояснила: «Таким образом, мы сможем познакомить и наших итальянских подписчиков, коих у нас более 12 тысяч пока, с тем, что происходит в российской глубинке. Элизео уже сказал, что итальянцы очень любят такие «картинки» про Россию, так давайте, дадим им эти «картинки», эти необходимые нюансы о России. Кусочки из фильмов про павло-посадские шали и платки, которые мы с вами хорошо знаем, итальянцам откроют целую Вселенную. Оказывается, в платке отражена и история, и география, и этнография, недаром авторы назвали свой сюжет «След в платке». Дария Пушкова предложила много интересных идей, о которых пока умолчим. А Ирина Журавлева сообщила, что героя репортажа-победителя приглашают на встречу (в онлайн-формате) с детскими школами из городов Южного Тироля - Мерано, Больцано, Тренто. И это лишь начало большого пути в развитии многостороннего межкультурного диалога на основе общих непреходящих духовных ценностей, запечатленных фокусом региональной телекамеры.
Ссылка на видео фестиваля: https://youtu.be/i90eqWFbAbU
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs