За считанные дни до инаугурации нового американского президента множатся прогнозы о его будущей внешней политике, в том числе на восточноазиатском направлении. Включая, безусловно, перспективы американо-северокорейского диалога в контексте недавно завершившегося VIII съезда правящей трудовой партии Кореи (ТПК) и прозвучавших там заявлений.
Например, Бонни Кристиан в своей статье в The National Interest отмечает, что за заявлениями на съезде северокорейского вождя Ким Чен Ына можно увидеть попытки добиться сближения с новой администрацией президента Байдена. С одной стороны, он называет США главным геополитическим противником, политика которого в отношении Пхеньяна никогда не изменится, и говорит о дальнейшем укреплении ракетно-ядерного потенциала страны. С другой – Ким Чен Ын заявляет на съезде, что Пхеньян «не исключает дипломатии», а наращивание ядерного потенциала производит с целью «направления дипломатии в правильном направлении, которое бы гарантировало ее успех». По мнению автора статьи, это означает готовность изменить свое поведение, если избранный президент Байден отойдет от курса администрации Трампа, заключающегося в оказании «максимального давления». В частности, Ким Чен Ын отметил, что Пхеньян ответит «силой на силу», но «доброй волей на добрую волю».[1]
Такая постановка вопроса не лишена оснований. На съезде ТПК Ким Чен Ын (избранный ее генеральным секретарем) весьма откровенно говорил о трудном экономическом положении страны: ни одна из поставленных задач развития страны не была выполнена, социально-экономическое положение жителей ухудшается. А это косвенное признание того, что в сложившихся условиях Северная Корея вряд ли готова на продолжение опасной и затратной конфронтации с США. Для президента Байдена это возможность для выхода из тупика, в котором оказались отношения Пхеньяна и Вашингтона после саммита 2019 г. в Ханое. Поэтому, пишет Бонни Кристиан, приоритетом США должны стать «терпеливые переговоры на рабочем уровне для достижения реалистичных целей по широкому кругу вопросов, таких как экономическая и социальная открытость Северной Кореи, заключение мирного договора с Южной Кореей и замораживание ядерной программы».
А для этого «следует работать над передачей дипломатического лидерства Южной Корее, которая имеет культурную близость и заинтересована в нормализации отношений со своим северным соседом, чего Вашингтон никогда не сможет достичь». И это верно, поскольку администрация Трампа последовательно игнорировала усилия Сеула подключиться к американо-северокорейскому диалогу.
В итоге «ядерное разоружение может быть сохранено в качестве долгосрочной цели, но в ближайшем будущем оно нереалистично, и следование подходу «все или ничего» снова и снова в очередной раз станет препятствием на пути к миру».[2]
Вполне разумный подход. Кстати, не его ли элементы обсуждались недавно в ходе телефонных переговоров (кстати, инициированных американской стороной) между заместителем министра иностранных дел РФ Игорем Моргуловым и первым заместителем госсекретаря США, спецпредставителем по Корее Стивеном Бигэном? Именно нашим странам вполне по силам добиться постепенного снятия санкций Совета безопасности ООН против КНДР в ответ на ее поэтапные и поступательные усилия по замораживанию и сокращению своей ракетно-ядерной программы.
Что же касается поощрения дипломатических инициатив Сеула, то накануне прошла видеоконференция между представителем МИД Южной Кореи Хам Сан Уком и заместителем генерального секретаря ООН, высоким представителем по вопросам разоружения Изуми Накамицу, на которой обсуждались перспективы ядерного разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения в преддверии 50-й годовщины Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая будет отмечаться в августе этого года. Представитель ООН заявила о готовности поддержать усилия южнокорейского правительства по установлению мира и достижения полной денуклеаризации Корейского полуострова.[3]
Итак, предложен вполне разумный и вполне обоснованный сценарий реанимации диалога Пхеньяна и Вашингтона. А также, похоже, созрели предпосылки для его реализации уже в обозримой перспективе. Хотелось бы, чтобы этот шанс не был упущен.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «National Interest рассказал, как Байдену решить проблему с КНДР», https://regnum.ru/news/polit/3161576.html
[2] «National Interest рассказал, как Байдену решить проблему с КНДР», https://regnum.ru/news/polit/3161576.html
[3] «Представители Южной Кореи и ООН обсудили вопросы разоружения», https://regnum.ru/news/polit/3163350.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs