Фото: tourismtattler.com
Южно-Африканская Республика, Претория
В феврале следующего года заканчивается срок председательства ЮАР в Африканском Союзе и многие эксперты в республике задаются одним и тем же вопросом – смогла ли Претория выполнить в этом, безусловно, тяжелом году хотя бы часть всех запланированных задач?
Многие лидеры континента сходятся во мнении, что южноафриканский президент Сирил Рамафоза на высоком уровне справился с имплементацией всех необходимых мер по борьбе с COVID-19, причем не только в рамках своей страны, но и в масштабах континента, координируя общие усилия в качестве председателя Афросоюза. Вместе с тем перед лидером республики стояли крайне амбициозные задачи – выполнение плана по прекращению всех военных конфликтов на континенте в 2020 году (т.н. «Silencing the guns 2020»), принятие масштабных реформ по борьбе за права женщин и реализация инфраструктурных проектов в Африке. Все они ушли на второй план из-за начавшейся пандемии коронавируса, которая достигла стран континента в марте этого года.
Председательство президента Рамафозы и его инклюзивный подход к борьбе с COVID-19 на континенте получили широкое признание. Один из высокопоставленных чиновников Афросоюза в свое время подчеркнул, что политические деятели и простые африканцы в большей своей массе благодарны за то, что Рамафоза возглавлял АС во время пандемии. В течение этого года, южноафриканский лидер смог сформировать несколько комитетов и назначить специальных посланников для борьбы с последствиями пандемии, как в медицинской, так и в экономической сферах. Состоялось как минимум семь виртуальных встреч АС в различных форматах, на которых были представлены все регионы Африки. На одной из последних встреч в ноябре президент ЮАР создал Целевую группу по закупке вакцин для Африки. Вместе с тем, по оценкам экспертов, чтобы обеспечить всему населению африканских стран доступ к будущим вакцинам, потребуется аккумулировать порядка 13 миллиардов долларов США. Председательству Претории также ставят высокие оценки за то, что ЮАР уверенно продвигала континентальную антиковидную повестку на международных форумах, таких как G20.
Президент С. Рамафоза (справа) и председатель Комиссии Афросоюза М. Махамат Фото: ewn.co.za
Вместе с тем, на этом, казалось бы, положительном фоне, южноафриканской стороне не удалось добиться значительных успехов в реализации главной темы АС 2020 года - «Прекращение конфликтов на континенте: создание благоприятных условий для развития Африки». Онлайн-платформы теоретически должны были позволить лидерам проводить встречи на высшем уровне и публичные дискуссии о кризисных ситуациях, таких как конфликты в Ливии и Южном Судане, которые являются двумя приоритетными направлениями для Южной Африки, - но этого так и не произошло. Одновременно с этим юаровские эксперты указывают, что кризисы военного характера не удалось предотвратить и в таких странах, как Мали (военный переворот в августе) и Эфиопии (военная операция в регионе Тиграя в ноябре).
Кроме того, эксперты Южноафриканского института изучения проблем безопасности (ISS) подчеркивают, что в своей роли председателя АС Претория мало что сделала для принятия мер по острым вопросам даже в своем «родном» регионе Юга Африки, имея в виду социально-экономический кризис в Зимбабве и рост террористической угрозы на севере Мозамбика. Хотя одновременно те же эксперты признают, что ЮАР все же удалось добиться серьезного международного успеха – гарантировать посредничество Африканского Союза, а не СБ ООН, при переговорах между Эфиопией, Суданом и Египтом по проблематике эфиопской дамбы «Возрождение». В данном вопросе важнейшим моментом стала практическая реализация принципа – «африканским проблемам – африканское решение».
Фото: issafrica.org
Вместе с тем важным наследием председательства ЮАР, по мнению экспертов, стало внедрение и отработка практики проведения мероприятий Афросоюза в онлайн режиме. Отмечается, что в отличие от личных встреч, которые требуют больших финансовых затрат и времени на их организацию, онлайн сегмент позволяет добиться присутствия всех заинтересованных высокопоставленных лиц. Вместе с тем дипломатические эксперты признают, что онлайн-платформы, в отличие от классических личных переговоров, не позволяют вести «деликатный» диалог или оказывать «мягкое давление» на участников мероприятия, особенно если речь идет о политических деятелях, которые время от времени игнорируют решения Африканского союза. Кроме того, в качестве еще одного позитивного момента выделяют активное привлечение Преторией в период председательства частного сектора и технических экспертов к процессу выработки решений АС, что позволило качественно расширить рамки эффективности мероприятий.
Таким образом, лидерство ЮАР в Афросоюзе пришлось на крайне неоднозначный период – с одной стороны республика смогла «встать у руля» организации и проявить себя как надежный и опытный лидер во время «коронавирусного шторма», с другой же многие важные континентальные задачи пришлось отложить на последующие года или же вовсе отодвинуть на второй план. Вместе с тем, несмотря на определенные проблемы, связанные с политической нестабильностью в странах Африки в 2020 году, ясно одно – Претория доказала континенту и всему миру, что готова отстаивать африканскую повестку при любых обстоятельствах и в любых условиях, выступая на основе принципов солидарности и равноправия.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs