Фото: Department of the Prime Minister and Cabinet[1]
Решение британцев в рамках июньского референдума 2016 г. в пользу выхода Великобритании из Европейского Союза (ЕС) затронет и страны за пределами Старого Света, в особенности те, которые обладают тесными историко-культурными связями с Соединенным Королевством. Отголоски брекзита слышны и южной части Тихого океана. Недавние заявления премьер-министров Великобритании, Австралии и Новой Зеландии о начале переговоров по соглашениям о свободной торговле оживили дискуссии вокруг попыток Великобритании не только расширить свои торгово-экономические связи за пределами ЕС, но и возродить южнотихоокеанский вектор британской политики.
Вместо введения
В обед по Лондону и вечером по Москве 24 декабря 2020 г. мир облетела новость о достижении договоренности по торговой сделке между Великобританией и Евросоюзом.[2] Соглашение было достигнуто за неделю до окончания переходного периода, в течение которого Великобритания и ЕС торговали на тех же условиях в рамках единого европейского экономического пространства, а также свело к нулю и вероятность реализации «австралийского»[3] сценария брекзита (без сделки). Австралийским он был назван по причине отсутствия у Австралии и ЕС соглашения о свободной торговле, равно как и льготного доступа на рынок Евросоюза (за исключением соглашения о взаимном признании). Этот сценарий приравнивался к отсутствию сделки и потенциальной торговле Великобритании с ЕС на основе стандартных тарифов и правил Всемирной торговой организации (ВТО) в будущем. Всё же стороны пришли к соглашению, которое теперь ожидает одобрения Совета ЕС, британского парламента и вступления в силу 1 января 2021 года.
Фактор брекзита также требует от властей Великобритании разработки собственной сети новых двусторонних торговых соглашений по всему миру. Учитывая тесные историко-культурные связи и невзирая на большую географическую удаленность, выбор Великобритании пал на Австралию и Новую Зеландию.[4] 17 июня 2020 г. премьер-министры трех стран объявили он начале переговоров по двусторонним соглашениям о свободной торговле (ЗСТ) – австралийско-британскому и британо-новозеландскому. Более того, по ожиданиям правительства Великобритании, к 2022 году на долю ЗСТ будет приходиться более 80% её внешней торговли.[5]
Премьер-министры Великобритании, Новой Зеландии и Австралии объявляют о начале переговоров о создании ЗСТ
Источники: UK Prime Minister[6], NZ High Commission in London[7], Scott Morrison[8]
Особенности торгово-экономических отношений Австралии и Новой Зеландии с Великобританией
Брекзит несет в себе определенные выгоды для Австралии и Новой Зеландии, ведь для ведущих стран южной части Тихого океана откроется «новое-старое» торговое направление. До конца 1960-х гг. Великобритания была основным торговым партнером Австралии и Новой Зеландии, но затем интенсивность торгово-экономических связей между ними начала снижаться из-за вступления Великобритании в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Тогда же прекратился и преференциальный доступ австралийской и новозеландской продукции на британский рынок. Как результат, Австралия и Новая Зеландия обратили свой взор на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), а Великобритания – на Европу. Более того, в 1983 г. Австралия и Новая Зеландия заключили между собой Соглашение о более тесных экономических отношениях, предусматривающее создание зоны свободной торговли.
Ослабление торгово-экономических связей между Великобританией, Австралией и Новой Зеландией в последней трети XX века повлекло за собой довольно ощутимые последствия, поэтому на современном этапе ситуация складывается совсем иначе, нежели чем 60 лет назад. По состоянию на 2018-2019 гг. 65,7% торговли Австралии (US$444,21 млрд.) пришлось на страны Азии[9], в то время как на азиатское направление составляло около 54,7% торговли Новой Зеландии (US$44,5 млрд.).[10] В то же время, доля Великобритании в торговле с Австралией и Новой Зеландией в 2018 г. была около 2,03% (US$9,47 млрд.) и 2,9% (US$2,37 млрд.) соответственно. Для обеих стран южной части Тихого океана главным торговым партнером теперь является КНР. Основными статьями австралийского экспорта в Великобританию выступают золото (33%, US$1,18 млрд.), вино (8,63%, US$318 млн.), необработанный свинец (8,21%, US$303 млн.) и др. Важно отметить, что в 2016 г. на долю Великобритании приходилось 98,8% экспорта австралийского золота в ЕС.[11] По мнению некоторых экспертов, рекордные закупки золота британскими инвесторами у Австралии происходи на фоне опасений, что брекзит мог негативно повлиять на курс фунта стерлингов и экономику Великобритании в целом.[12] Вместе с тем экспорт Новой Зеландии в Великобританию в основном включает в себя козлятину и баранину (30,5%, US$334 млн.), вино (26,9%, US$294 млн.), яблоки и груши (5,2%, US$56,9 млн.). Здесь также прослеживается экспортная специализация Австралии на ресурсах в сочетании с продуктами сельского хозяйства, в то время как новозеландская сторона сосредоточена преимущественно на сельскохозяйственном экспорте.
Всё же Великобритания выступает пусть и географически удаленным, но привлекательным торговым партнером для Австралии и Новой Зеландии. Во-первых, из-за тесных историко-культурных связей важное место в торговле трех стран занимают услуги. Например, чуть более 50% австралийско-британской торговли (US$11,52 млрд.) в 2019 г. пришлось именно на торговлю услугами. Во-вторых, необходимо учитывать и размеры экономик трех государств, ведь ВВП Великобритании в 1,7 раза превышает ВВП Австралии и Новой Зеландии вместе взятых.
Британские соглашения о ЗСТ с Австралией и Новой Зеландией
Как Австралия, так и Новая Зеландия стремятся извлечь выгоды из ЗСТ с Великобританией, ожидая роста двусторонней торговли (причем как товарами, так и услугами), прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и выгод для своего внутреннего рынка.
В июне 2020 года министр торговли, туризма и инвестиций Австралии Саймон Бирмингем заявил, что Канберра «готова помочь Великобритании найти новые начинания после брекзита и тем самым открыть новые двери для наших [прим. австралийских] фермеров, бизнеса и инвесторов».[13] Более того, С. Бирмингем подчеркнул, что австралийская сторона готовилась к этой сделке с тех пор, как Великобритания решила выйти из ЕС, и призвал заключить соглашение «как можно скорее».[14] Первый раунд переговоров между Австралией и Великобританией стартовал 29 июня, но в условиях пандемии COVID-19 прошел в дистанционном формате.
Вместе с тем тогдашний министр торговли и роста экспорта Новой Зеландии Дэвид Паркер (ныне этот пост занимает Дэмиен О'Коннор)[15] заявил, что Новая Зеландия рада быть в числе первых стран, которые проведут переговоры о торговом соглашении с Великобританией, и также отметил давний характер торгово-экономических и историко-культурных связей двух государств.[16] По словам новозеландского министра, переговоры будут сосредоточены на отмене тарифов, упрощении торговых процедур, развитии цифровой торговли и др.[17].
Всё же новые соглашения о ЗСТ между Великобританией, Австралией и Новой Зеландией имеют как ряд преимуществ, так и недостатков. С одной стороны, ЗСТ поможет им справиться с последствиями пандемии COVID-19. В отличие от Великобритании, Австралия и Новая Зеландия довольно успешно предотвратили вспышку коронавируса, но теперь перед ними стоит задача восстановления своих экономик. Например, ВВП Новой Зеландии сократился на рекордные 12,2% во втором квартале 2020 г.[18], Австралии – на 7,0%[19], Великобритании – на 19,8%.[20]
Соглашение о ЗСТ также поможет диверсифицировать торговлю трех стран, увеличив при этом объем британских, австралийских и новозеландских ПИИ на территории друг друга. Например, в условиях действия таможенных пошлин со стороны КНР в отношении сельскохозяйственной продукции Австралии, у австралийских фермеров будет возможность частично перенаправить экспорт своей продукции в Великобританию. С другой стороны, это может привести к конкуренции и с Новой Зеландией, которая является 12-м крупнейшим экспортером сельхозпродукции (по стоимости) и вторым экспортером молочной продукции в мире[21]. Вместе с тем в случае выхода Великобритании из ЕС перед Новой Зеландией откроется возможность увеличения экспорта своей молочной продукции, ведь Великобритания является одним из крупнейших мировых импортеров молочных продуктов[22]. Но на сегодняшний день около 98% этого импорта в Великобританию приходится на страны Евросоюза[23]. Нынешний недостаток молочной продукции из Новой Зеландии на британском рынке отчасти обусловлен высокими тарифными барьерами ЕС. С выходом Великобритании из Евросоюза подобных препятствий станет в разы меньше, но важно понимать, что в самой Великобритании также есть фермеры, которые навряд ли в постпандемийных кризисных условиях положительно воспримут появление сильных конкурентов в лице Австралии и Новой Зеландии.
Кроме того, 17 июня торговый представитель Новой Зеландии Тодд Макклей подчеркнул, что неограниченный доступ новозеландской сельскохозяйственной продукции в Великобританию, особенно баранины и масла, имеет решающее значение для успешного создания ЗСТ между Новой Зеландией и Великобританией, а сделка по ЗСТ должна полностью соответствовать австралийско-новозеландской ЗСТ[24], что может затянуть переговоры между странами и спровоцировать нежелание какой-либо из сторон идти на бо́льшие уступки.
Великобритания уже выпустила два документа в общей сложности почти на 400 страниц о «стратегическом подходе» к ЗСТ с Австралией и Новой Зеландией. Согласно ожиданиям британских властей, торговое соглашение с Австралией может увеличить британский экспорт в Австралию – на 3,6%–7,4%, а импорт из Австралии – на 7,3%–83,2%[25]. В случае Новой Зеландии ожидается потенциальное увеличение британского экспорта на 3,8%–7,3%, а импорта из Новой Зеландии – на 14,9%–40,3%.[26]
Австралия, Новая Зеландия и Европейский Союз
Как справедливо отмечает Филомена Мюррей, профессор факультета социальных и политических наук Мельбурнского университета, с официальным выходом Великобритании из ЕС, Австралии (равно как и Новой Зеландии) придется работать с новым Евросоюзом[27], с которым они также ведут работу над ЗСТ с 2017-2018 гг. На современном этапе ЕС является третьим по величине торговым партнером Австралии (US$63 млрд.), третьим по величине рынком экспорта услуг (US$5,5 млрд.) и третьим по величине источником иностранных инвестиций (US$225 млрд.)[28], но затянувшиеся переговоры о ЗСТ показывают, что между сторонами всё еще есть торговые разногласия, пусть и не столь явные, как раньше.
Более того, в условиях отсутствия Великобритании в Евросоюзе, которая была «мостом» между Австралией, Новой Зеландией и ЕС, сторонам потребуется укреплять свои отношения с другими полюсами интеграционного объединения – Берлином и Парижем. Например, это подтверждается положениями Белой книге по внешней политике Австралии от 2017 г.: «Европа продолжит оставаться важным партнером для Австралии в глобальном экономическом управлении. Мы будем и продолжать укреплять двусторонние отношения с ключевыми государствами-членами ЕС, в особенности с Францией и Германией»[29].
Германия выступает вторым по величине торговым партнером Австралии в Евросоюзе (US$12,23 млрд. в 2019 г.), в то время как двусторонняя торговля державы-континента с Францией составила US$5,45 млрд. за тот же год. В случае Новой Зеландии, её торговый оборот с Германией составляет US$2,95 млрд., в то время как на Францию в 2019 г. пришлось лишь US$1,94 млрд.
Всё же на сегодняшний день пристальное внимание экспертного сообщества привлекает подход европейских стран к так называемому «Индо-Тихоокеанскому региону» – видению, которое Австралия закрепила в своих внешнеполитических и оборонных документах в 2013 году.В начале сентябре 2020 г. Германия также выпустила документ «Policy Guidelines For the Indo-Pacific Region»[30], призванный очертить новые границы европейской внешней политики в сопряженных Индийском и Тихом океанах. Уже в ноябре министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр назвала Китай «системным вызовом» и призвала к расширению военного сотрудничества «со странами- единомышленниками», включая Австралию[31], что еще раз подтверждает зачастую конфликтный характер Индо-Тихоокеанской концепции.
Франция также не стала исключением, причем для Парижа этот регион менее абстрактный, нежели чем для Берлина, ведь Францияуправляет рядом территорий в южной части Тихого океана (Новая Каледония и Французская Полинезия), чьи исключительные экономические зоны (ИЭЗ) в общей сложности простираются почти на 6 млн. кв. км. Более того, в 2016 году власти Австралии достигли соглашения с французской судостроительной компанией Naval Group на поставку 12-ти подводных лодок[32], а в 2018-м г. президент Франции Эммануэль Макрон во время своего официального визита в Австралию призвал Индию и Австралию создать с Парижем «стратегический альянс»[33], для «ответа на вызовы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и растущей напористости Китая»[34]. Благодаря своим заморским территориям Франция, будучи европейской страной, выступает также одним из ближайших австралийских соседей, а с ростом внимания к региону французские политики стали всё чаще посещать свои океанийские территории.
Так, Индо-Пацифика может стать объединяющим фактором для Австралии, Германии и Франции, но, в то же время, всё это значительно усугубит их отношения с Китаем. После вероятной неудачи попыток развития силового сценария в Индо-Тихоокеанском регионе (трудно представить, что приложившие большие усилия для спасения своей экономики страны региона в условиях пандемии или постпандемийного мира решат усугубить свое положение конфронтацией со своим соседом и главным торговым партнером), вышеперечисленные страны могут предпринять попытки укрепления торгово-экономических партнерств в регионе, что опять же заведомо проигрышный вариант. Формирование Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) отчетливо показало в каком направлении хотят двигаться его участники, да и предложить столь масштабный и престижный рынок сбыта, как Китай, не могут ни Германия, ни Франция, ни Австралия.
Брекзит и Океания
Брекзит также коснулся не только Австралии и Новой Зеландии, но и ведущих островных государств Океании – Папуа – Новой Гвинеи и Фиджи. В марте прошлого года стороны подписали так называемое Торговое соглашение после брекзита, которое отменяет тарифы на товары, импортируемые из Фиджи и Папуа – Новой Гвинеи, после чего постепенно ликвидирует около 80% тарифов на экспорт Великобританиив два ведущих океанийских государства[35].
Тогдашний министр международной торговли Великобритании Лиам Фокс с Высокими представителями Фиджи (Джитоко Тиколеву) и Папуа – Новой Гвинеи (г-жа Винни Киап)
Источник: Правительство Великобритании[36]
В данном случае важно отметить, что ранее Фиджи и Папуа–Новая Гвинея, которые обладают довольно развитым внутренним производственным сектором по меркам Океании, отказались подписывать Тихоокеанское соглашение о более тесных экономических отношениях (Pacific Agreement on Closer Economic Relations Plus, PACER Plus) в связи с опасениями его негативного влияния на местную промышленность и на возможность руководства стран регулировать потоки иностранных инвестиций[37], что говорит о довольно трепетном подходе ведущих океанийских государств к торговым соглашениям. Всего же торговля Великобритании с Папуа – Новой Гвинеей и Фиджи в 2019 г. составила US$114,55 млн. и US$41,64 млн[38].
Источник: составлено автором на основе данных торговой статистики ООН[39]
В июле 2019 г. Высокий представитель Великобритании в Новой Зеландии г-жа Лаура Кларк выступила с речью в Новозеландском институте международных отношений, в которой она озвучила положения новой стратегии британских властей в отношении Океании. Например, г-жа Кларк признала, что в 2000-х гг. Великобритания сократила свое присутствие в океанийском регионе, закрыла свои высшие уполномоченные представительства в Вануату и Тонге и даже «слишком сильно отступила» от своих партнеров в Океании[40]. Теперь британские власти хотят восстановить свои позиции в регионе, в частности с помощью стратегии «Тихоокеанского подъема» (Pacific Uplift), в рамках которой Великобритания уже открыла три новых высших уполномоченных представительства в Самоа, Тонге и Вануату, а также заявила об особой роли Содружества наций в деле выстраивания отношений со странами южной части Тихого океана[41], куда входят 11 стран региона, включая Австралию и Новую Зеландию.
Также вероятно, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе Великобритания может пойти на увеличение объемов официальной помощи в целях развития (ОПР) странам Океании. А пока на сегодняшний день британская помощь (US$38,97 млн.) уступает не только показателям Австралии (US$8,77 млрд.), Новой Зеландии (US$1,79 млрд.), КНР (US$1,76 млрд.), но и Германии (US$134 млн.), Франции (US$201,92 млн.) и ОАЭ (US$45,91 млн.) за период 2010-2020 гг.[42] Вместе с тем, как отмечает научный сотрудник Института Лоуи Александр Даян, перечисленные выше суммы не учитывают взносы Великобритании в Европейский фонд развития: ведь в 2018 г. Соединенное Королевство выделило US$1,93 млрд. на предоставление ОПР через Евросоюз.[43]
Заключение
Как бы то ни было, в южной части Тихого океана, несмотря на удаленность от Великобритании, брекзиту уделяется пристальное внимание. Вероятно, в соглашении о свободной торговле заинтересованы Австралия, Новая Зеландия и Великобритания, причем каждая из сторон видит в ЗСТ свои положительные и отрицательные моменты. Общим для перечисленных выше стран выступают их тесные и давние историко-культурные связи, а также поиск путей восстановления их экономик от последствий пандемии COVID-19. Вместе с тем брекзит позволит Великобритании более активно участвовать в делах Тихого океана, равно как у Австралии и Новой Зеландии появится новая возможность наладить более тесное взаимодействие с Евросоюзом. Как справедливо отметила эксперт Жаклин Вестерманн из Австралийского института стратегической политики (ASPI), Австралия и Германия могут стать «мостами» в регионы друг друга: Германия – воротами для Австралии в ЕС без Великобритании, а Австралия – воротами для Германии[44] в идейно-синтетическую конструкцию под названием «Индо-Тихоокеанский регион». Безусловно, в этом случае трудно говорить о возможностях Канберры стать проводником для Лондона во всем регионе, но высокий уровень доверия Австралии к своей бывшей метрополии и расширение сети британских парнерств после окончательного выхода из ЕС как минимум может способствовать всё бо́льшему вовлечению Великобритании в дела Океании.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Visit to New Zealand by the Prime Minister // Australian Government, Department of the Prime Minister and Cabinet URL: https://www.pmc.gov.au/news-centre/government/visit-new-zealand-prime-minister
[2] A Brexit trade deal at last: EU and UK clinch narrow accord // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-britain-eu-deal/a-brexit-trade-deal-at-last-eu-and-uk-clinch-narrow-accord-idUSKBN28Y1E0
[3] 'Be careful what you wish for': Boris Johnson warned over 'Australia-style' Brexit trade deal // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/politics/2020/dec/11/be-careful-what-you-wish-for-boris-johnson-warned-over-australia-style-brexit-trade-deal
[4] Помимо Австралии и Новой Зеландии Великобритания также ведет переговоры о ЗСТ с Японией и Соединенными Штатами, что может сделать более заметным «Индо-Тихоокеанский» вектор британской внешней политики в последующие годы, а также способствовать возможному укреплению торгово-экономических связей со странами Индийского и Тихого океанов.
[5] UK wants 80% of trade covered by new trade deals by 2022 // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-britain-eu-trade-deals-idUSKBN1YN1FL
[6] UK Prime Minister // Twitter URL: https://twitter.com/10downingstreet/status/1273299739530977281
[7] NZ High Commission in London // Twitter URL: https://twitter.com/nzinuk/status/1273305901248602112
[8] Scott Morrison // Twitter URL: https://twitter.com/scottmorrisonmp/status/1273176015238565891
[9]Trade and Investment at a Glance 2020, // Australian Government, Department of Foreign Affairs and Trade. URL: https://www.dfat.gov.au/sites/default/files/trade-investment-glance-2020.pdf
[10] Where does New Zealand export to? (2018) // The Observatory of Economic Complexity URL: https://oec.world/en/visualize/tree_map/hs92/export/nzl/
[11] Australia’s Goods Trade with the European Union // Australian Government, Department of Foreign Affairs and Trade URL: https://www.dfat.gov.au/sites/default/files/australias-goods-trade-with-the-eu.pdf
[12] Brits in Aussie gold rush in case 'all hell breaks loose' // The Sydney Morning Herald URL: https://www.smh.com.au/politics/federal/brits-in-aussie-gold-rush-in-case-all-hell-breaks-loose-20191206-p53hiz.html
[13] UK begins talks with Australia and New Zealand on free trade deal for post-Brexit era // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/business/2020/jun/17/uk-begins-talks-with-australia-and-new-zealand-on-free-trade-deal-for-post-brexit-era
[14] Там же.
[15] Trade and Export Growth // The official website of the New Zealand Government URL: https://www.beehive.govt.nz/portfolio/labour-2020-2023/trade-and-export-growth
[16] New Zealand and UK launch free trade talks // The official website of the New Zealand Government URL: https://www.beehive.govt.nz/release/new-zealand-and-uk-launch-free-trade-talks
[17] Там же.
[18] COVID-19 sees record 12.2 percent fall in New Zealand’s economy // Stats NZ/Tatauranga Aotearoa URL: https://www.stats.govt.nz/news/covid-19-sees-record-12-2-percent-fall-in-new-zealands-economy
[19] Australian National Accounts: National Income, Expenditure and Product // Australian Bureau of Statistics URL: https://www.abs.gov.au/statistics/economy/national-accounts/australian-national-accounts-national-income-expenditure-and-product/latest-release
[20] GDP quarterly national accounts, UK: April to June 2020 // Office for National Statistics, GOV.UK URL: https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/bulletins/quarterlynationalaccounts/apriltojune2020
[21] NZ trade policy // New Zealand Foreign Affairs and Trade/Manatū Aorere URL: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/nz-trade-policy/
[22] Leading importers of dairy products worldwide in 2018 // Statista URL: https://www.statista.com/statistics/869449/leading-importers-of-dairy-products-worldwide/
[23] How Brexit could impact on the UK Dairy Industry. // Mintec URL: https://www.mintecglobal.com/blog/negotiation-in-food-commodity-procurement-brexit-dairy
[24] NZ begins free trade talks for 'comprehensive' deal with UK // Radio New Zealand URL: https://www.rnz.co.nz/news/political/419218/nz-begins-free-trade-talks-for-comprehensive-deal-with-uk
[25] UK-Australia Free Trade Agreement: The UK’s Strategic Approach // GOV.UK URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/901886/uk-strategy-australia-free-trade-agreement.pdf
[26] UK-New Zealand Free Trade Agreement: The UK’s Strategic Approach // GOV.UK URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/901870/uk-strategy-uk-nz-free-trade-agreement.pdf
[27] Brexit and Australia: The Way Forward // Australian Institute of International Affairs URL: https://www.internationalaffairs.org.au/brexit-and-australia-the-way-forward/
[28] Australia-European Union Free Trade Agreement // Australian Government, Department of Foreign Affairs and Trade URL: https://www.dfat.gov.au/trade/agreements/negotiations/aeufta/Pages/default
[29] 2017 Foreign Policy White Paper // Australian Government, Department of Foreign Affairs and Trade. URL: https://www.dfat.gov.au/publications/minisite/2017-foreign-policy-white-paper/fpwhitepaper/pdf/2017-foreign-policy-white-paper.pdf
[30] Policy guidelines for the Indo-Pacific region // Federal Foreign Office. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2380514/f9784f7e3b3fa1bd7c5446d274a4169e/200901-indo-pazifik-leitlinien--1--data.pdf
[31] Germany’s defence chief calls China a ‘systemic challenge’ as Berlin ramps up military presence in Asia // South China Morning Post URL: https://www.scmp.com/week-asia/politics/article/3108666/germanys-defence-chief-calls-china-systemic-challenge-berlin
[32] Naval Group clinches $35 billion Australian submarine deal // Defence News URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2019/02/11/naval-group-clinches-35-billion-australian-submarine-deal/
[33] Macron wants strategic Paris-Delhi-Canberra axis amid Pacific tension // Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-australia-france/macron-wants-strategic-paris-delhi-canberra-axis-amid-pacific-tension-idUSKBN1I330F
[34] Там же.
[35] UK signs post-Brexit trade deal with Fiji and Papua New Guinea // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/business/2019/mar/14/uk-signs-post-brexit-trade-deal-with-fiji-and-papua-new-guinea
[36] UK and Pacific Islands sign trade continuity agreement // GOV.UK URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-pacific-islands-sign-trade-continuity-agreement
[37] Ranald, P., Pacific trade deal PACER-Plus is PACER-minus without PNG and Fiji: AFTINET JSCOT submission, November 2017 // Australian Fair Trade and Investment Network Ltd. URL: https://aftinet.org.au/cms/node/1514
[38] UN Comtrade Database. URL: https://comtrade.un.org/data/
[39] Там же.
[40] UK-Pacific partnerships and shared values: address by Laura Clarke // GOV.UK URL: https://www.gov.uk/government/speeches/oceans-apart-the-uk-the-pacific-partnerships-shared-values
[41] Там же.
[42] Pacific Aid Map // Lowy Institute. URL: https://pacificaidmap.lowyinstitute.org/
[43] Brexit and the Pacific: Sink or swim? // Lowy Institute URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/brexit-and-pacific-sink-or-swim
[44] As Brexit approaches, Australia and Germany should deepen defence and security ties // Australian Strategic Policy Institute (ASPI) URL: https://www.aspistrategist.org.au/as-brexit-approaches-australia-and-germany-should-deepen-defence-and-security-ties/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs