Переговоры Лондона и Брюсселя о будущих отношениях уже который раз продлеваются за пределы всех обозначенных сроков.
Обычно ЕС ведет переговоры до последнего часа – до 23.59 – когда часы бьют полночь, и карета превращается в тыкву. ЕС заинтересован в сделке, как заинтересован в ней и ярый брекзитер Борис Джонсон, хотя он постоянно заявляет, что Великобритания может жить и без соглашения с Евросоюзом. Обе стороны ускорили приготовления к ситуации «без сделки».
Проблема заключается в том, что брекзитеры проводили агитационную кампанию под лозунгом "вернем контроль над нашими границами (а это Северная Ирландия и территориальные воды - рыболовство), законами (а это - механизм разрешения споров - Суд ЕС, на что Британия не может согласиться), деньгами (финансирование ЕС)".
Стороны уже давно уперлись в три проблемы взаимоотношений. Первая заключается в регулировании сферы рыболовства. Рыбаки ЕС ловят рыбу в водах Британии, причем в больших объемах. В экономике Великобритании рыболовная отрасль составляет лишь 0,1% ВВП. Казалось бы, немного, и можно было бы уступить, но Соединенное Королевство вышло из Евросоюза, чтобы «вернуть контроль над своими границами, законами и деньгами». Отсюда, для Лондона контроль над своими водами – дело принципа. Франция сильно возражает: без работы останутся 40 тысяч рыбаков, хотя сейчас представители рыболовной отрасли просят президента Франции пойти на уступки, иначе (в случае отсутствия сделки) они останутся вообще ни с чем.
В то же время рыбаки Британии выловленную рыбу сразу привозят к берегам Франции на рынок ЕС (80% улова) и Брюссель заявляет, что закроет свой рынок для британской рыбы. Таким образом, экономические интересы противостоят политическим принципам, которыми Великобритания не может поступиться – во всяком случае, на 11 декабря.
Вторая проблема - это правила добросовестной конкуренции (level playing field), регулирование торговли. В эту сферу входят стандарты продукции, экологические требования, государственные субсидии. Если Великобритания по-прежнему будет придерживаться правил конкуренции, принятых в ЕС (то есть не «вернет контроль над своими законами»), то встанет вопрос, а зачем она вообще вышла из Евросоюза? Получится, что Британия уже не входит в руководящие органы ЕС, не участвует в принятии решений и не может продвигать свои интересы, но должна подчиняться Брюсселю. Брюссель будет принимать новые регламенты (опять же законы), и законы по обе стороны пролива будут неизбежно расходиться со временем.
Третья проблема заключается в том, каков будет механизм разрешения споров. Брюссель настаивает на юрисдикции ЕС, а Великобритания, естественно, не согласна.
Мы уже ранее рассматривали Билль о внутреннем рынке, который сильно раздражал Брюссель (см. нашу предыдущую публикацию «Закон о внутреннем рынке»). Он нарушает Протокол о Северной Ирландии (этот документ - неотъемлемая часть Соглашения Британии с ЕС, подписанного сторонами в октябре 2019 г.), то есть международное право. По всей видимости, законопроект был просто трюком, который разыграл Джонсон, чтобы заставить ЕС пойти на уступки. Сам Джонсон отозвал спорные статьи Билля (нарушающие международное право) из парламента, объявив, что они сыграли свою роль.
Что касается взаимоотношений ЕС и Великобритании после смены власти в США, то премьер-министр Джонсон не в лучшей ситуации. Вспомним, как президент Обама обещал «отправить Британию в конец очереди» на заключение торгового соглашения с США, если Соединенное Королевство выйдет из ЕС. Сменивший Обаму президент Трамп поощрял брекзит, и даже брекзит без сделки. Однако для Лондона наступает дежавю. В Демократической партии и в Конгрессе США очень влиятельно лобби американцев ирландского происхождения, да и Джо Байден сам имеет ирландские корни. Соответственно, США будут настаивать на том, чтобы Британия соблюдала Белфастское соглашение 1998 года о мирном урегулировании между католиками и протестантами в Северной Ирландии, то есть Протокол о Северной Ирландии как часть Соглашения с ЕС, если Байден станет президентом. Демократическая партия и Джо Байден неоднократно высказывались за то, чтобы Великобритания совершила с Брюсселем сделку, причем соглашение должно быть полноценным, а не для проформы.
С обоих берегов Ла-Манша раздаются голоса, что уступать нельзя, и с обоих берегов Ла-Манша раздаются голоса, что нужен компромисс. И Лондон, и Брюссель оглядываются на внутриполитическую ситуацию. Вместе с тем, в СМИ появились сообщения, что Брюссель и Лондон снова договорятся «остановить часы» - продлить переговоры. Появились сообщения о вероятном «временном применении» подписанного в октябре 2019 года Соглашения, то есть уже в новом году.
Политическая логика загоняет обе стороны в тупик.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs