ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Британия хлопает дверью, но оставляет ее приоткрытой

11:29 20.10.2020 • Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Правительство Бориса Джонсона 9 сентября внесло в парламент законопроект о внутреннем рынке. Задача: во-первых, обеспечить беспрепятственное движение товаров и услуг по всей территории страны после окончательного выхода Британии из ЕС. Во-вторых, не допустить конкурентной борьбы между регионами. В-третьих, избежать изоляции Северной Ирландии от других частей королевства. Однако последняя задача нарушает Соглашение о выходе Британии из ЕС и Протокол по Ирландии/Северной Ирландии.

Пять бывших премьер-министров от обеих ведущих партий оценили законопроект как нарушение международного права и дискредитацию имиджа Соединенного Королевства на мировой арене.

Внутри страны законопроект вызвал угрозу бунта заднескамеечников-тори против своего правительства. Регионы же опасаются, что после прекращения действия законодательства ЕС в Британии и возвращения ей «контроля над своими законами» центральная власть сократит полномочия регионов, полученные ими в ходе деволюции и переданные Брюсселю в период членства страны в ЕС.

Закон о внутреннем рынке даст Британии возможность не выполнять некоторые положения Соглашения о выходе из ЕС по торговле основной части страны с Северной Ирландией. В законопроекте прямо говорится о том, что Британия вправе обходить международное право. Аргумент Лондона состоит в том, что закон послужит «страховочной сеткой», если Брюссель выдвинет неприемлемые требования после брекзита (окончательного выхода из ЕС 31 декабря 2021 г.), которые затруднили бы торговлю между Северной Ирландией и остальной Британией[1]. Он предусматривает отсутствие контроля за передвижением товаров между Северной Ирландией и остальной частью страны, а также возможность пересматривать обязательства по предоставлению государственных субсидий частным предприятиям. Согласно законопроекту, министры обретут право вносить изменения в порядок действия Протокола по Северной Ирландии [Protocol], входящего неотъемлемой частью в Соглашение о выходе Британии из ЕС [Agreement], если не будут достигнуты договоренности с ЕС.

Еще в начале сентября премьер-министр Британии предупредил Евросоюз, что переговоры о будущих отношениях должны завершиться к 15 октября, чтобы торговое соглашение между сторонами вошло в действие к окончанию переходного периода 31 декабря 2020 г. Накануне саммита ЕС того же 15 октября Джонсон напомнил о своем предупреждении: страна выйдет из Единого рынка ЕС и из таможенного союза 31 декабря без торгового соглашения, если на континенте «кардинально не изменят позицию». ЕС по-прежнему желает «контролировать свободу нашей законодательной деятельности и наше рыболовство[2], в совершенно неприемлемом для независимой страны варианте». С его точки зрения, Брюссель затягивал переговоры и на своем саммите исключил сделку по модели Канады, чего Лондон добивался с самого начала, а потому Британия будет готовиться перейти на отношения с ЕС «по модели Австралии на основе простых принципов мировой свободной торговли»[3] - фактически по правилам ВТО.

Британия возвела на пути к договоренностям огромную преграду в виде спорного Закона о внутреннем рынке, который (в случае одобрения парламентом) также внесет кардинальные поправки - в Соглашение Британии с ЕС, которое заключил сам Джонсон с ЕС годом ранее.

Урсула фон дер Ляйен, председатель Еврокомиссии, предприняла предварительные шаги для возбуждения судебного дела Евросоюза против Британии, требуя отказаться от положений Законопроекта, противоречащих соглашению в части торговли с Северной Ирландией. В противном случае в полном объеме сделка не состоится.

Поскольку стороны так и не договорились, то Лондон прервал переговоры, но затем продлил их на сутки, что к результату не привело. Соединенное Королевство заявило, что прекращает переговоры до тех пор, пока позиции Брюсселя не изменятся. Однако, по утверждениям М. Гоува, ответственного в кабинете за подготовку выхода страны без сделки, Британия все же «оставляет дверь приоткрытой»[4]. Предложение ЕС вести переговоры более интенсивно не удовлетворили Британию, которая добивается, чтобы Брюссель относился к ним как к «равным суверенам». Шансы, по мнению М. Гоува снижаются, составляя менее 66%, как он предполагал ранее[5], и Лондон не намерен вернуться за стол переговоров в 2021 году.

Однако, по сообщениям СМИ, чиновники правительства полагают, что Джонсона может заставить отступить Палата лордов, где сейчас и проходит чтения законопроект. Лорды могут сначала забаллотировать его в целом, а затем устранить спорные статьи, нарушающие международное право[6], и начнется то, что называют «пинг-понгом» - законопроект будут перебрасывать из палаты в палату. Джонсон в свою очередь, может «размыть» законопроект, если добьется благоприятного соглашения с ЕС, хотя существуют предположения, что Законопроект был лишь призван послужить тактическим ходом в переговорах с Брюсселем, чтобы заставить Евросоюз пойти на уступки.

Внешнеполитическими последствиями стали не только готовность Брюсселя подать судебный иск против Лондона за нарушения процессуального характера, но и угроза демократов в Конгрессе США заблокировать соглашение о свободной торговле с Британией в случае нарушения мира в Северной Ирландии. Проблема двусторонних отношений для Британии обострится, если кандидат от Демократической партии победит на президентских выборах. Независимо от исхода переговоров с ЕС Британия столкнется с проблемами внутри страны и во внешней политике.



[1] UK Internal Market Bill introduced today. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-internal-market-bill-introduced-today. 09.09.2020

[2] Острые разногласия вызывает не только стремление ЕС сохранить доступ к богатым рыбой морям Великобритании (Франция, Дания, Нидерланды), но и правила честной конкуренции (в частности, намерение Британии предоставлять своим компаниям государственные субсидии), условие ЕС предоставлять Британии доступ к базам данных правоохранительных органов в обмен на подчинение юрисдикции Суда ЕС, торговля с/х продукцией. Президент Франции Э. Макрон угрожает перекрыть Британии ее поставки электроэнергии и газа в ЕС.

[3] PM statement on negotiations with the EU: 16 October 2020. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-statement-on-brexit-negotiations-16-october-2020

[4] Withers P. Brexit fudge: Boris' bill could be 'watered down' to strike EU deal in dramatic climbdown. Oct 18, 2020 URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1349364/brexit-news-uk-eu-trade-deal-boris-johnson-internal-market-bill-no-deal-brexit-latest

[5] Sophy Ridge On Sunday highlights https://news.sky.com/video/sophy-ridge-on-sunday-highlights-12107407 18.10.2020

[6] Прохождение законопроекта через обе палаты парламента может затянуться на несколько недель из-за согласительной процедуры в случае разногласий между нижней и верхней палатой.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати