7 июля Борис Джонсон объявил, что уходит в отставку, хотя месяцем раньше он выиграл вотум доверия в парламентской фракции тори, который был организован его противниками. Согласно правилам, в следующий раз вотум доверия можно проводить лишь через год. Однако недовольство парламентариев премьер-министром было столь велико, что в результате отставок членов правительства (60 человек за 2 дня) Джонсона вынудили объявить об отставке министры его же Кабинета.
Таким образом, политические соображения перевесили Устав партии.
Борьба кандидатов за пост лидера Консервативной партии и, соответственно, за кресло премьер-министра, между Лиз Трасс и Риши Сунаком, приняла столь ожесточенный и неприглядный характер, что даже тори-тяжеловесы опасаются, что соперники «угробят» партию.
Однако внутрипартийный кризис обнажил не только глубокие расхождения идейного плана – например, по налогообложению, не только грубые методы политической борьбы, но и проблему организации управления в самой партии. Низовое звено недовольно порядком избрания лидера и отсутствием демократии во внутрипартийной жизни. В свою очередь верхушка партии считает, что рядовых тори в принципе следует лишить права голоса на выборах лидера.
В чем же суть?
В настоящее время выборы лидера контролирует влиятельный Комитет 1922 года, состоящий из депутатов-заднескамеечников, то есть тех, кто не входит в состав правительства. Комитет назначает вотум доверия лидеру, если 15% членов парламентской фракции партии направят в комитет письма с требованием провести вотум доверия. Если депутаты (50% +1 голос) выразят лидеру недоверие, то назначаются выборы нового лидера. Свои кандидатуры могут выставить лишь члены парламента от партии, заручившись поддержкой определенного количества депутатов-однопартийцев. Голосование проводится в несколько раундов, пока не останется два претендента с наибольшим количеством голосов, из которых предстоит выбирать уже рядовым тори.
До 2001 г. рядовые члены партии не имели права голоса – лидера избирали депутаты. Однако и депутаты получили право голоса в 1965 году с избранием Э. Хита, а ранее лидера фактически назначала замкнутая группа партийных тяжеловесов, так называемый «Магический круг» (Magic Circle). Эта группа, которую в свое время возглавлял лорд Галифакс, безуспешно попыталась предотвратить приход к власти У. Черчилля, в трудный час для страны.
Право участвовать в выборах лидера партии было предоставлено ее рядовым членам, чтобы смягчить их гнев по поводу метода отстранения депутатами М. Тэтчер в 1990 г., хотя она и пользовалась поддержкой низового звена.
В случае Джонсона стремление сократить процедуру выборов, чтобы Джонсона скорее сменил новый лидер, вылилось в изменение правил. Так, чтобы иметь право на выдвижение, претендент должен был получить подписи не 8, а уже 20 депутатов (тем самым ограничивалось количество претендентов), и кандидату требовалось получить на первых турах голосования не менее 30 голосов, чтобы пройти в следующий (что ускорило процедуру выбытия кандидатов).
Консервативная партия регулярно проводит опросы своих членов, и ко времени заявления Джонсона об отставке самым популярным деятелем тори был министр обороны Бен Уоллес (+83%). К тому же из видных консерваторов он обладал наименьшей непопулярностью среди электората в целом (всего минус 4%). Однако Уоллес не стал выставлять свою кандидатуру.
Из десятка претендентов члены партии предпочли бы пару Кеми Бейднок и Пенелопу Мордонт. Характерно, что к достоинствам первой относили отсутствие близости к верхушке партии и малый опыт государственного управления, что можно трактовать как незамаранность участием в политических играх. К достоинствам второй относили способность импонировать избирателям из числа сторонников Лейбористской партии, а всеобщие парламентские выборы не за горами (декабрь 2024-январь 2025 года).
Предпочтения парламентской фракции разошлись с мнением низового звена: депутаты выдвинули пару Лиз Трасс - Риши Сунак. При этом недавний опрос членов партии выявил, что они предпочитают Джонсона обоим кандидатам. 4 августа началась рассылка бюллетеней для голосования 160 тысячам членов партии, а 5 сентября будет объявлено имя нового лидера тори и премьер-министра страны.
Консерваторы за внутрипартийную демократию и против
Брожение в партии началось с возмущения части консерваторов способом устранения Джонсона («переворот, организованный горсткой депутатов»), а также неприглядной схваткой Трасс и Сунака. Оно вылилось в требование включить имя Джонсона в бюллетень для голосования за лидера. Однако проблема глубже и касается «оргвопросов», возникших в результате жесткого централизованного контроля верхушки над партией, ее отрыва от низового звена. В партии возникло Движение за демократизацию[1], а инициировал петицию ‘Put Boris on the Ballot” лорд Краддас (Cruddas), один из богатейших людей в Британии и бывший казначей партии.
Правила таковы, что если петиция насчитывает более 10 тысяч подписей, то в штаб-квартире Консервативной партии обязаны ее рассмотреть, хотя в данном случае не считают возможным приостановить нынешние выборы. Впрочем, петиция касается вопроса о том, поддерживают ли члены партии отставку Джонсона, то есть в случае несогласия с отставкой Джонсона нынешние выборы лидера становятся бессмысленными, пусть и не требуется их прерывать.
Краддас ставит и более значимые цели: отобрать контроль над партией у парламентской фракции, ее Комитета 1922 года и председателя Комитета Г. Брейди, чтобы низовое звено имело больший вес в партии. Речь идет о восстановлении ранее ограниченных прав местных отделений проводить отбор кандидата партии на выборах разного уровня в округе. Проблема заключается в том, что увеличивается разрыв между депутатами и низовым звеном, поскольку депутаты начинают представлять интересы избирателей всего округа, а не только избирателей-консерваторов. Они уже не представляют интересы Консервативной партии в чистом виде, хотя в парламенте для того и существует аппарат «партийного кнута», который следит за тем, чтобы депутаты голосовали в соответствии с политикой партии. Также демократизация касается права рядовых избирать ее лидера наряду с депутатами, участвовать в вотуме доверия лидеру, чтобы утвердить результаты вотума в парламентской фракции.
Предложения должна будет рассмотреть конституционная коллегия партии. Участники кампании за то, чтобы вернуть Джонсону его посты, рассчитывают, что смогут добиться своего в будущем.
Однако существует и противоположное мнение. Так, сэр Чарльз Уолкер, бывший вице-председатель Комитета 1922 года, считает: численность партии (160 тысяч членов или в целом численность избирателей всего лишь 3 избирательных округов) слишком мала, чтобы позволить рядовым членам избирать лидера и премьер-министра. Доводы сводятся к тому, что, во-первых, именно депутаты представляют электорат, то есть более широкую часть общества; во-вторых, именно депутаты знают сильные и слабые стороны кандидатов, поскольку ежедневно работают с ними бок о бок. Мнение Уолкера расценили как пощечину рядовым членам партии, особенно учитывая, что руководство партии не прислушивается в низовому звену, из-за чего (в том числе) численность партии падает.
Более того, существует группа «Консерваторы за рубежом», члены которой обладают правом голоса на выборах лидера, даже если они не имеют британского подданства или не зарегистрированы в качестве избирателей. Таковых около 1000 человек давних членов партии (существует правило трехмесячного членства, чтобы предотвратить инфильтрацию партии «чужаками)», и в основном это экспаты.
Сторонников кампании за возвращение Джонсона не заботит, что под его руководством у британцев создалось представление, что правительство «сгнило на самом верху»[2]. Следует помнить, что не закончилось расследование парламентского Комитета по привилегиям относительно Джонсона: ввел ли он в свое время парламент в заблуждение. Причем на начальной стадии вопрос заключался в том, были ли его слова «сознательными» или «непреднамеренными» (в период локдауна «вечеринок не было, и правила нарушены не были»). Под председательством Харриет Харман, бывшего заместителя лидера Лейбористской партии, комитет принял постановление, что Джонсона могут признать виновным, даже если он искренне ошибался, но, тем не менее, выразил «неуважение к Палате общин». 19 июля Комитет опубликовал отчет, в котором сказано, что намерение не обязательно для совершения деяния неуважения; но наличие намерения будет учитываться при избрании меры взыскания[3]. Комитет, по докладу независимых экспертов, считает, что в случае премьер-министра или министра должности имеют значение, поскольку их заявления по существу препятствуют работе палаты.
Сторонники Джонсона утверждают, что тем самым будет нарушено право депутатов на свободу слова, что скажется и на дебатах. Они добавляют, что в английском праве существует принцип ”mens rea”, то есть необходимо установить наличие намерения, чтобы деяние квалифицировать как преступление. Джонсону в результате могут приостановить депутатский мандат на 14 дней и более. Согласно Закону об отзыве депутата 2015 года, назначаются досрочные выборы, если 10% избирателей округа подпишут соответствующую петицию. В Комитете преобладают консерваторы (4 из 7 членов). Слушания в комитете возобновятся после парламентских каникул в сентябре с вызовом свидетелей, в числе которых будет и сам Джонсон, уже ушедший с должности.
Новому лидеру придется хотя бы попытаться вернуть доверие правительству, обелить имидж партии, делая акцент на порядочности, завоевать избирателей. Между тем ожесточенность полемики соперников создает впечатление, что партия расколота и в результате менее компетентна, хотя, по мнению других аналитиков демонстрирует личности кандидатов и их программы.
Тем не менее, такое мнение маргинально, поскольку в борьбе оппоненты используют грязные методы, что возвращает партии клише «гадкая партия», (nasty party): закулисные торги, компрометирующие досье, обличительные видеоролики – все это характеризует нынешнюю выборную кампанию как самую грязную в последнее время. В краткосрочном плане подобные методы могут принести тактический успех, но вернутся бумерангом в долгосрочном плане.
Особенно резким нападкам подвергается Р.Сунак, своей отставкой спровоцировав вынужденный уход премьер-министра, чем многие тори недовольны, даже не будучи сторонниками Джонсона. Однако кампанию Р. Сунака возглавляет небезызвестный Г. Уильямсон. Он продвинулся в качестве руководителя кампании Терезы Мэй по выборам лидера. Одержав победу, Мэй назначила его главным «партийным кнутом». Это на его столе стоял террариум с тарантулом Хроносом, которого Уильямсон считал своим хорошим помощником по наведению дисциплины среди депутатов-тори. Впоследствии он был назначен министром обороны, став известным своим требованием к России «уйти и заткнуться». Ему приписывают закулисные попытки провалить на нынешних выборах в парламентской фракции сильных кандидатов, чтобы в паре с Сунаком остался слабый претендент.
Более того, из Уайтхолла - правительственных источников - поступают утечки в СМИ и даже членам оппозиционной Лейбористской партии (например, о налоговых декларациях или электронной переписке по различным вопросам представителей противоборствующих лагерей тори, которые могут повредить их репутации).
Острая полемика вокруг внутрипартийной демократии наверняка поднимется на ежегодной конференции Консервативной партии в октябре. Проблема заключается в том, что они вряд ли смогут забыть перипетии борьбы и примириться.
Золотое правило успеха любой партии на выборах триедино: последовательная программа, единство рядов и лидер, который может стать общенациональной фигурой. Под вопросом остается вердикт общественного мнения.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Campaign for Conservative Democracy; основатель – бывший член Европарламента Д. Кэмпбелл Баннерман, председатель – Дж Стаффорд.
[2] Professor of Politics at Royal Holloway, University of London Nicholas Allen Sunak and Truss in battle against time to secure Tory Party future | Politics | News | Express.co.uk https://www.express.co.uk/news/politics/1646142/Sunak-Liz-Truss-Boris-Johnson-Conservative-leadership-contest-Tory-rotten-vn
31.07.2022
[3] Matter referred on 21 April 2022: proposed conduct of inquiry. https://committees.parliament.uk/publications/23198/documents/169500/default/.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs