Вопрос более чем актуален, хотя формально итоги выборов еще не подведены. Однако вполне уместно говорить о приходе новой американской администрации и ее будущей политике в Восточной Азии и АТР.
В этом смысле администрация Трампа оставляет обременительное наследство. Накануне выборов бывший госсекретарь США Джордж Шульц заявил, что из-за действий администрации президента США Дональда Трампа Вашингтон практически со всеми странами мира находится во враждебных отношениях, а с Китаем и Россией балансирует на грани второй холодной войны.[1]
Китай, со своей стороны, проявляет завидную сдержанность. Пекин в лице своего внешнеполитического ведомства лишь на десятый день после выборов поздравил «мистера Байдена и миссис Харрис» с победой на выборах. Хотя сразу после выборов заместитель министра иностранных дел КНР Лэ Юйчэн назвал важным, чтобы оба государства сосредоточились на сотрудничестве. По его словам, у Китая и США есть разногласия, которые следует урегулировать, но также есть и пространство для сближения.
При этом китайская газета Global Times пишет, что КНР не возлагает надежд ни на одного из кандидатов в президенты США для улучшения двусторонних отношений с этой страной: Китай сосредоточен на внутренних задачах и развитии, которые напрямую зависят от правительства страны и народа, а не от следующего американского президента.[2]
При этом мы можем констатировать некоторое смягчение риторики новой американской администрации. Байден еще в своей предвыборной кампании определил Китай как «конкурента», а не как «врага», как это было при Трампе, который обещал «покончить с зависимостью США от Китая» и даже не исключал, что он «остановить бизнес», если вновь станет президентом.
При всем неутешительном состоянии американо-китайских отношений, кое-что (при готовности на это американской стороны) можно сделать прямо сейчас. Как пишет, например, президент Совета по международным отношениям Ричард Хаасс в своей статье в Foreign Affairs, в более сжатые сроки новая администрация может предпринять два важных шага: во-первых, дать понять, что эта новая политика будет разрабатываться в тесном сотрудничестве с союзниками в Азии и Европе, что обеспечит ей более широкую поддержку и, следовательно, гораздо больше шансов на успех, а также, во-вторых, указать на готовность начать серьезный стратегический диалог с Пекином для определения областей потенциального сотрудничества (например, по Северной Корее и изменению климата) и для ограничения области неизбежных разногласий (или, что вероятно, для сокращения риска перерастания таких разногласий в конфронтацию).[3]
Вообще от политики администрации Байдена в регионе следует ожидать более последовательной и упорядоченного курса, который будет вырабатывать та часть Госдепартамента, которая при Трампе была отодвинута от этого (на передний план выходили «ястребы» из Белого дома, Пентагона и спецслужб).
В этом смысле интересно будет следить за эволюцией концепции Индо-Тихоокеанского партнерства (ИТП) и политикой по ее практической реализации. В своем изначальном виде ИТП имела ярко выраженную антикитайскую военно-политическую составляющую, при том, что какая-либо торгово-экономическая составляющая практически отсутствовала. Возможно, при Байдене это изменится.
От администрации Байдена следует ожидать укрепления союзнических отношений с Японией и Республикой Корея. Возникшие в этих отношениях раздражители (такие, как требования Дональда Трампа к Токио и Сеулу увеличить свой финансовый вклад в оборону сразу в несколько раз) будут, скорее всего, устранены.
По прогнозам, Джо Байден едва ли пойдет на радикальное улучшение отношений США и Северной Кореи, однако, вполне вероятно, предложит Японии и Южной Корее проведение совместных консультаций по северокорейской ракетно-ядерной программе. Ключ к прогрессу в отношениях с КНДР – отказ от многолетней американской политики санкционного давления и требования односторонних уступок (хотя вряд ли Белый дом и Госдепартамент будут к этому готовы, по крайней мере, в обозримой перспективе).
В целом же, как считают эксперты, от администрации Байдена следует ожидать возврата некой старой «нормальности» - от многосторонней дипломатии до конструктивного участия в международных организациях. Что же касается торгово-экономической политики новой американской администрации в Восточной Азии и АТР, то здесь сложнее. Администрация Байдена вряд ли будет готова вернуться сразу к либеральной торгово-экономической политике, поэтому не следует ожидать от нее немедленного окончания американо-китайской торговой войны, развязанной Трампом.
Но кое-каких изменений мы вправе ожидать: например, возвращения США том или ином виде в Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП). Хотя Соединенным Штатам придется в этом случае адаптироваться к новому формату «Всеобъемлющего и прогрессивного Транс-Тихоокеанского партнерства», выработанного остальными участниками после выхода США из соглашения.
Поскольку политика Трампа во многом основывалась на принципе «все не как у Обамы», от администрации Байдена в целом можно ожидать именно возвращения к политике времен Барака Обамы, со всеми ее плюсами и минусами. Но при этом в этом регионе она по-прежнему будет основываться на союзнических отношениях с региональными партнерами и ориентирована на определенное сдерживание Китая. Вашингтон по-прежнему будет продвигать в регионе свои интересы – неизменные по содержанию, но, скорее всего, более компромиссные по форме.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Американский политолог заявил о надвигающейся войне с Китаем», https://iz.ru/1081249/2020-11-01/amerikanskii-politolog-zaiavil-o-nadvigaiushcheisia-voine-s-kitaem
[2] «Давайте сотрудничать: чего Китай ждет от нового президента США», https://www.gazeta.ru/politics/2020/11/05_a_13347961.shtml
[3] «Foreign Affairs: сейчас нужно чинить «сломанный» мир, чем Байден и займется», https://regnum.ru/news/polit/3111137.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs