Непал – небольшая гималайская страна – становится объектом пристального внимания не только своих ближних соседей Индии и Китая, но и Соединённых Штатов в рамках реализации вашингтонской концепции Индо-Тихоокеанского региона (ИТР).
Данный проект предусматривает делегирование части геополитических полномочий США в Южной и Восточной Азии Индии для уменьшения влияния Китая в регионе. Китайско-непальские отношения характеризуются в последние годы курсом на углубление сотрудничества двух стран, в отличие от китайско-индийских, традиционно пребывающих в стадии перманентной настороженности.
Сближение Катманду и Пекина во многом обусловлено периодом охлаждения непальско-индийских отношений из-за территориального спора вокруг районов Калапани, Липулех и Лимпиядхура. На индийских картах эти спорные земли включены в состав Индии. В ответ Катманду издал свои карты, где эти земли обозначены как непальские, увеличив территорию Непала на 335 кв.км. (1).
Другим обстоятельством, обременяющим непальско-индийские отношения, служит положение непальцев индийского происхождения, населяющих приграничные с Индией регионы. Они составляют более 30% населения Непала и не удовлетворены своим социально-экономическим и политическим статусом. В 2015 г. во время протестов против поправок конституции по изменению полномочий регионов дело дошло до кровавых стычек местных индийцев с силами правопорядка на фоне бурных антииндийских протестов в Катманду.
Нью-Дели, провозгласив политику активного взаимодействия с индийской диаспорой по всему миру, включая цыган (2), вынужден реагировать на ситуацию с правами непальских индийцев. Пока эта реакция заключается в критике национальной политики непальских властей.
Углубление отношений с Пекином не означает отказа непальской стороны от многовекторной политики. Зажатый между двумя мощными соседями, Индией и Китаем, Непал ищет «третьего соседа», опора на который поможет ему создать баланс сил в регионе. «Третий сосед» - это переменное понятие, относящееся в разные политические периоды к разным странам.
В этом, например, явная схожесть геополитического положения Непала с положением Монголии, которая считается классическим образцом государства, придерживающегося политики «третьего соседа». Не имея выхода к морю (landlocked countries), Непал и Монголия стремятся к созданию сухопутных инфраструктурных коридоров для связи с внешним миром (land-linked countries) и совместно работают над этой задачей (3).
Надо признать, что в настоящее время Соединённые Штаты пытаются стать тем самым «третьим соседом» Непала. Недавнее соглашение о предоставлении Непалу $500 млн. помощи и $1,8 млн. на борьбу с коронавирусом указывает на заинтересованность Вашингтона этой маленькой страной из-за её важного стратегического положения (4). США упорно причисляют Непал к партнёрам проекта ИТР, но Катманду до сих пор проявляет сдержанность, не желая вступать в союзы и блоки, откровенно направленные против одного из своих соседей.
Из-за этого стратегия Вашингтона по превращению Индии в «геополитического наместника» США в Азии работает не всегда. Катманду с настороженностью воспринимает сближение Нью-Дели и Вашингтона и ищет противовес в лице Пекина. При этом многое указывает на то, что американцы переходят к общению с Непалом один на один, убирая из диалога Индию. Такой подход раздражает Нью-Дели, и Вашингтону приходится обосновывать своим индийским партнёрам, почему он использует такой формат отношений.
В 2017 г. Катманду подписал соглашение об участии в китайском инфраструктурном проекте «Один пояс, один путь», следуя собственной стратегии по превращению Непала в транспортно-логистический узел азиатской торговли. Частью проекта «Один пояс, один путь» станет Транс-гималайская многоформатная соединительная сеть (Trans-Himalayan Multidimensional Connectivity Network) – комплекс инфраструктурных объектов, связывающий Непал с Китаем. Соглашение об их строительстве уже подписано Пекином и Катманду.
С тех пор никаких прорывных инфраструктурных инициатив реализовано не было, но Катманду, судя по всему, возлагает на Китай большие надежды в будущем. Даже если сегодня контакты Катманду и Пекина замедлились, в ближайшие годы они, скорее всего, вновь оживятся. Руководство обеих стран придаёт им стратегический статус.
В то же время полной нормализации непальско-индийских отношений ожидать не приходиться. Виной тому не только территориальный спор и довольно замкнутая позиция Нью-Дели в этом вопросе, но и попытки индийской стороны повлиять на внутриполитический расклад в самом Непале.
Нью-Дели делал ставку на политического долгожителя Непала Пушпу Камал Дахала, лидера маоистской Коммунистической партии Непала, ожидая, что ему удастся потеснить премьер-министра Кхадга Прасад Оли, лидера Коммунистической партии Непала марксистско-ленинского толка. Закончилось всё слиянием этих двух политических сил в объединённую Непальскую коммунистическую партию и усилением настороженности по отношению к Индии у премьера Оли.
Отдаляясь от Индии во внешней политике, Непал остаётся привязан к ней экономическими узами. 75% импорта в Непал поступает из Индии и Катманду не может игнорировать этот факт. Предварительное согласие непальского руководства построить вместе с китайцами железную дорогу Катманду – Лхаса (Тибет) вызвано, в том числе, желанием диверсификации экономики и уменьшения зависимости от Индии.
Данная дорога дополнит уже действующую трассу Катманду – Кодари и дорогу до Кийронга, в которую Пекин вложил $20 млн., примыкающую на территории Китая к шоссе до Шанхая. Для Китая Непал – ворота в Южную Азию.
Для Непала Китай – резервуар инвестицонной помощи и двигатель развития непальской экономики. Непал не отказывается от многовекторности, но на данном этапе его многовекторность имеет явный прокитайский уклон.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
2) https://interaffairs.ru/news/show/14806
3) https://mofa.gov.np/nepal-mongolia-relations/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs