Фото: news.yandex.ru.
Пандемия COVID-19 обозначила новые вызовы во всех областях жизни современного общества, и сфера медиа не стала исключением. Во всем мире средства массовой информации, как традиционные, так и новые, продолжают оставаться основным источником информации о происходящем, но в период пандемии их социальная значимость существенно возросла. Это породило множество вопросов об этике и ответственности журналиста перед своей аудиторией. Опыту работы СМИ в период пандемии был посвящен международный круглый стол, в котором приняли участие представители медиа-компаний стран БРИКС. Как и большинство мероприятий в сложившейся экстремальной ситуации, он прошел в онлайн-режиме.
Тон обсуждению задал модератор мероприятия, директор по международному сотрудничеству агентства Sputnik Василий Пушков. Он напомнил, что основы деятельности СМИ в каждой стране и компании имеют свою специфику. Если в ряде из них существует традиция априорного уважения к официальной точке зрения правительства по каким-то вопросам и журналисты, или, по крайней мере, их руководители, стараются следовать регуляторным нормам предлагаемым властями для медиакомпаний, то в ряде других декларируется полнейшая свобода информации и совершенно неограниченный доступ к ней, а свобода слова оценивается как самая высшая ценность. Однако ситуация с коронавирусом привела к колоссальным сдвигам в информационной политике, которых не было ранее никогда. Некоторые агентства стали демонстрировать жесткость взгляда на ситуацию вокруг распространения COVID-19. Не стали исключением и страны, провозгласившие свободу журналистской деятельности одной из важнейших ценностей общества, где внезапно прозвучали призывы к правительствам начать регулировать то, что могут и, напротив, не должны говорить агентства.
Своей позицией по вопросу деятельности СМИ в условиях чрезвычайной ситуации поделились участники круглого стола.
Заместитель руководителя Sputnik News Service на английском языке (Россия) Дарья Герасина отметила, что основной задачей ее агентства стал сбор и трансляция достоверной информации о COVID-19, обучение аудитории их грамотному использованию средств защиты и акцент на том, что вирус представляет собой угрозу не только здоровью, но и самой жизни людей. Российские журналисты также предостерегали читателей от использования непроверенных медицинских средств, способствуя тем самым по возможности сдерживанию распространения коронавирусной инфекции. «Необходимо понимать, что мы столкнулись с беспрецедентным вызовом: когда только началось распространение болезни, ее еще не определяли как пандемию, лишь ограничив въезд в Ухань. Тогда еще было крайне мало информации и о самом вирусе. Мы приглашали медицинских экспертов и сделали приоритетом освещение ситуации даже тогда, когда это было практически невозможно. Мы публиковали истории людей, потерявших своих близких. Таким образом, отвечали на возникавшие у нашей аудитории вопросы», – пояснила Д.Герасина.
После того, как была объявлена пандемия, агентство столкнулось буквально с валом информации, поступавшей из различных источников и экспертов, в компетентности которых возникали серьезные сомнения. Поэтому возникла необходимость консультации со стороны медицинских специалистов, изучения разнообразных технических вопросов, в том числе всех этапов разработки и тестирования вакцины. Базовые принципы работы агентства остались неизменными: точность, проверка информации перед публикацией, бесстрастность и надежность источников, ответственность за каждое публикуемое слово. При этом необходимо было очень быстро учиться и адаптироваться к изменившейся реальности. Пришлось столкнуться и с этическими дилеммами, когда речь шла о реальных историях людей, потерявших своих родственников из-за пандемии. Но в условиях, когда, по мнению ряда специалистов, в мире наблюдается рост второй волны COVID-19, Sputnik сумел адаптироваться к экстремальным условиям работы и готов к взаимодействию с аудиторией по всем актуальным вопросам.
В совершенно особом положении оказались журналисты Бразилии, политическое руководство которой, включая президента Жаира Болсонару, сторонника правых политических взглядов, наотрез отказывается признавать в стране опасность пандемии и даже само ее наличие. Более того, несколько недель назад они даже перестали публиковать информацию о ситуации с COVID-19, делая вид, будто ничего особенного не происходит. Об этом с тревогой говорил генеральный директор и издатель интернет-портала Opera Mundi Бренно Альтман. «Официальные власти нам не помогают. В итоге ряд медиакомпаний создали коалицию для того, чтобы собирать достоверную информацию о коронавирусе. В этих условиях СМИ должны ответственно относиться к своим задачам, не преподнося информацию слишком драматично, но и не создавая иллюзии относительно реального положения дел, как это делают официальные власти, доказывая, что ситуация лучше, чем она есть на самом деле. Необходимо рассматривать различные сценарии течения пандемии, а также расследовать реальные истории, которые пытаются скрыть за оптимистическими заявлениями, стремиться докопаться до истины и поддерживать баланс между радикальными отрицателями вирусного заболевания и сторонниками катастрофической точки зрения. В противном случае, необходимый способ борьбы с болезнью будет найти очень сложно», – пояснил Б.Альтман.
Директор американской редакции Phoenix TV (Китай) Джеймс Лю сообщил, что для их компании основные сложности возникли еще до официального объявления пандемии. В центре внимания её сотрудников всегда оставалась реакция правительства США на новый коронавирус, а также эффективность помощи, оказываемой пострадавшим. «Мы отслеживали самые разные уровни – от федерального до уровня отдельных штатов, анализировали, как влияла пандемия на локальные сообщества, включая студенческие, в том числе и рост ксенофобии по отношению к различным этническим группам. В самом начале пандемии мы хорошо видели, как меняется отношение к китайцам, живущими в Соединенных Штатах. Это вполне понятно: тысячи и тысячи моих соотечественников живут в США. Всё это время мы продолжали работать в режиме онлайн. В ходе этого кризиса мы стремились сообщать нашей аудитории достоверную информацию», – подчеркнул г-н Лю.
В настоящее время Phoenix TV добивается увеличения объема достоверной информации о пандемии со стороны правительственных структур США в Нью-Йорке, Вашингтоне и Лос-Анджелесе – в городах, где находятся корреспондентские бюро. «Мы просили наших сотрудников, в том числе выезжающих на место происшествия, работать посменно, чтобы снизить риск заражения. В каждом из наших офисов работает менее десяти человек. Это означает, что даже один заболевший может подорвать работу всего офиса. Это то, чего мы совершенно не можем себе позволить. Для передачи оборудования также используются бесконтактные способы», – подчеркнул директор агентства.
Г-н Лю напомнил, что сейчас в Соединенных Штатах в самом разгаре предвыборная кампания. В этих условиях все три офиса телевизионной сети и штаб-квартира в Гонконге готовы к тому, чтобы давать всеобъемлющий отчет относительно того, как проходят выборы в стране.
В сложной ситуации оказалась Южно-Африканская Республика. Редактор издания The Sunday Times Daily Фини Гроблер напомнила, что ЮАР стала одной из первых стран, которая объявила о введении режима жесткой изоляции еще до того, как произошло большое количество смертей (к 19 мая было 402 подтвержденных случая). Три дня заняла подготовка к введению ограничений. В этих условиях люди бросились скупать продукты первой необходимости. Был введен комендантский час: по улицам городов можно было передвигаться только при наличии специального разрешения.
«Нам необходимо было понять, как вести новостное вещание на трех платформах по всей стране. До недавних пор у нас не было привычки работать из дома, поэтому пришлось пережить период адаптации. Когда мы вошли в эту новую эпоху, были и те, кто склонен был полностью отрицать меры, предпринимавшиеся правительством, а также лица, подверженные панике. По-прежнему сложно сказать, насколько верен был избранный правительством подход, но именно в этом заключалась наша роль как СМИ – услышать как можно большее количество голосов с разных сторон и пытаться вычленить в этой разноголосице крупицы здравого смысла», – пояснила г-жа Гроблер.
По оценке редактора издания, в результате пандемии и введенных в ответ на нее ограничений, 51% населения ЮАР оказался в весьма сложных условиях, поскольку режим самоизоляции тяжело сказался на их экономическом положении. Поэтому необходимо было не только информировать граждан страны, но и помогать советами, как выйти из сложившейся ситуации. В стране действуют платформы занятости, появление которых существенно облегчило поиск работы. Издание опубликовало большой спектр экспертных мнений, исследований, в которых анализируются оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации. Сейчас мы привыкли к такому режиму работы и выстроили наиболее приемлемый алгоритм действий, позволяющий нам эффективно выстраивать свою деятельность. Однако разрыв между богатыми и бедными в стране очень существенен и осложняет выход из кризиса.
Обсуждение деятельности СМИ в период пандемии коронавируса показало трудности, с которыми сталкиваются граждане стран БРИКС в период чрезвычайной ситуации. Оно продемонстрировало, что обмен опытом работы в условиях пандемии крайне необходим, поскольку он способствует формированию адекватной и полной, хотя порой и нелицеприятной, социальной картины, без учета которой невозможно развивать взаимоотношения между странами альянса.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs